Обновления

Наказать, нельзя помиловать или наказать нельзя, помиловать

Главная > Публикации > Наказать, нельзя помиловать или наказать нельзя, помиловать

Хотя некоторые слишком либерально настроенные педагоги и родители говорят о недопустимости наказаний по отношению к детям, здравый смысл и многовековой опыт наших предков подсказывают, что без наказаний все же не обойтись. При воспитании детей не всегда можно ограничиться только лаской и добротой, вместе с любовью нужна и строгость. Возникает несколько вопросов: за что следует наказывать ребенка? Как наказывать? С какой целью?

Наказания были неотъемлемой частью традиционной системы воспитания. Они считались не только правом, но и обязанностью родителей.

О необходимости наказаний говорит Священное Писание: “Наказывай сына своего, доколе есть надежда, и не возмущайся криком его” (Притчи 19:12), “Кто жалеет розги своей, тот ненавидит сына; а кто любит, тот с детства наказывает его” (Притчи 13:25), “Суть ли те чада, накажи я, и преклони от юности выю их” (Сир. 7:25). Святой Иоанн Златоуст называет наказание матерью спасения, говоря: “подобно тому, как если ты видишь лошадь, несущуюся к пропасти, то набрасываешь на уста ее узду, с силою поднимаешь ее на дыбы, нередко и бьешь, что правда составляет наказание, но ведь наказание — это мать спасения. Так точно поступай и с детьми своими, если они погрешают; связывай грешника, пока не умилостивишь Бога; не оставляй его развязанным, чтобы еще более не быть связану гневом Божиим. Если ты свяжешь, Бог затем не свяжет, если же не свяжешь, то его ожидают невыразимые цепи”.

“А те отцы, которые, не заботясь о благопристойности и скромности детей, бывают детоубийцами и жесточе детоубийц, поскольку здесь дело идет о погибели и смерти души”, — предупреждает Иоанн Златоуст.

Обратим внимание: св. Иоанн Златоуст говорит о необходимости наказания только в том случае, если дети согрешают. О том же пишет священномученик Владимир (Богоявленский): “Наказывать следует только за то, что составляет грех пред Богом. <…> Дитя тогда только заслуживает наказания, когда оно сознательно и самовольно нарушило Закон Божий, когда оно с сознанием и по своей собственной воле сделало что-либо запрещенное заповедью Божиею или Церковью”.

А что происходит в повседневной жизни? Довольно часто детей наказывают и бранят за мелочи, за разбитую вазу, тарелку, пролитую воду и т.п. Могут наказать даже за то, что ребенок сказал правду и тем самым поставил в неловкое положение родителей.

Дети не должны быть наказываемы за несовершенства и недостатки, которые они имеют от природы; за невинные шалости, или проступки, происходящие от неосторожности. Священномученик Владимир (Богоявленский) замечает, что на дурные привычки детей при вкушении пищи, сидении, походке и т.п., а также на отступление от правил приличия и нарушении так называемого хорошего тона, хотя и должно обращать внимание и исправлять их, но наказывать за них так же строго, как за явные грехи и пороки, например, за ложь, обман, клевету, кражу было бы совершенно несправедливо.

Православный педагог и психолог Т. Л. Шишова считает, что главные детские провинности, за которые должно следовать суровое наказание, — это хамство по отношению к взрослым, ложь и демонстративное непослушание. Действительно, непочищеные зубы или недоеденный суп — пустяк по сравнению с криками: “Мама плохая! Уйди от меня!”…

Какие бывают наказания? Самые разные: лишение сладостей, обеда или ужина, лишение прогулки, походов в гости, любимых игр, компьютера, просмотра мультфильмов, других развлечений; отказ в покупке подарка. Детям постарше можно поставить внеочередной “наряд” на кухне, дополнительные занятия по школьным предметам. Одна из сильных крайних мер — бойкот. О телесных наказаниях, занимающих особое место, мы скажем ниже.

Протоиерей Василий Зеньковский придерживается мнения о том, что строгое внушение и длительный разговор с ребенком, с подробным разбором его проступка может быть для детей наиболее неприятным наказанием, если такие внушения проводить умело. Чтобы наказание и запреты действовали, родителям важно быть последовательными. Нельзя сегодня за какой-то проступок наказать, а завтра, когда маме будет некогда, то же самое оставить без внимания.

Не раздражайте детей ваших, дабы они не унывали

(Еф. 6:4; Кол. 3:21)

“При наложении наказания на детей совершенно необходимо, чтобы родители были в полном спокойствии и мирном состоянии духа. При раздражении человека покидает Святой Дух и теряется любовное единение душ ребенка и родителей. В результате ребенок также может озлобиться и для его души от наказания получится более вреда, чем пользы. Кроме того, в раздражении легко погрешить несправедливостью и жестокостью под влиянием лукавого духа, владеющего раздраженным человеком. Разговор с детьми и внушение надо откладывать до того времени, когда успокоится дух, и чувство любви к ним не будет затемнено раздражением. В таких случаях святые отцы напоминают нам, что сатана не изгоняет сатану (Мк. 3:23)”, — пишет протоиерей Василий Зеньковский.

“Призыв апостола Павла к отцам не раздражать детей, дабы они не унывали (Кол. 3:21), лучше всего отражает существо христианского взгляда на дисциплину: как только дети начинают раздражаться и унывать от запретов и наказаний, строгость становится не только педагогически неоправданна, но и вредна. Дети действительно легко унывают от холодного, грубого слова, а уныние есть самый страшный враг души, особенно детской. Не раздражайте, не озлобляйте детей собственной раздражительностью”, — призывает А. Б. Рогозянский.

Протоиерей Василий Зеньковский приводит пример любовного кроткого вразумления ребенку из Евангелия. Отрок Иисус, по мнению Матери, провинился пред Ней и Иосифом: не сказав им ничего, Он остался в Иерусалиме после праздника Пасхи, когда они отправились домой в Назарет. Его Мать и Иосиф разыскивали Его в течение трех дней. Прочтем в Евангелии укор Матери: “Чадо! что Ты сделал с нами? Вот, отец Твой и Я с великою скорбью искали Тебя” (Лк. 2:48). Здесь изложение вины Отрока. Здесь укор. Но какой нежный укор, какая любовь слышится в каждом слове Матери. Будем подражать этому евангельскому образцу любовного обличения.

“Сначала молись, потом говори”

Многие родители жалуются, что они говорят, говорят, объясняют детям, а те их не слышат, не понимают, не хотят понимать… Очень многие родители считают наказанием ругань и крик. И удивляются, почему такой сильный раздражитель на ребенка не действует. Но если на детей кричать или повышать голос постоянно по любому поводу, они привыкают, перестают воспринимать, а то и начинают отвечать тем же.

Старец Паисий Святогорец по этому поводу пишет: “Детей нужно принимать с добром, потому что у нынешних детей много эгоизма, и они совершенно не реагируют на ругань. Если мы начинаем их ругать, душа их сразу же наполняется дурными помыслами. Они не могут понять, что мы ругаем их для их же блага, поскольку мы их любим. Когда дети дурно ведут себя, предпочтительнее побранить их утром, ибо у них впереди весь день и они развлекутся впечатлениями. Если же вы побраните их вечером, то у них омрачается ум, что может привести и к более дурным поступкам”.

Старец Порфирий Кавсокаливит советовал одной матери: “Молись и, когда необходимо, говори с детьми с любовью. Побольше молись и поменьше слов им говори. И ко всем должно быть больше молитвы и меньше слов. Не будем навязчивыми, но будем молиться втайне, а потом говорить, и Бог будет нас внутренне уведомлять, восприняли ли люди нашу беседу. <…> Сначала молись, а потом говори. Так поступай и со своими детьми. Если будешь их все время наставлять, то сделаешься для них тягостней и они, когда подрастут, будут ощущать одно давление с твоей стороны. Так вот, предпочтение отдавай молитве. <…> Прежде всего, ты должна говорить о своих детях Богу. Говори: “Господи, Иисусе Христе, просвети моих деток. Я вверяю их Тебе. Ты дал их мне, но я бессильна, не могу их хорошо воспитать. Поэтому прошу Тебя: просвети их”. И Бог будет с ними говорить, и они скажут: “Ах, не нужно было огорчать маму тем, что я сделал!” И это по благодати Божией будет исходить из них самих. Если так не произойдет, то ты будешь говорить, говорить, говорить… А все будет в одно ухо входить, а из другого выходить, а в конце станет восприниматься как одно давление”. И когда ребенок станет взрослым, тогда начнет сопротивляться, то есть некоторым образом мстить своим отцу и матери, которые его принуждали. Хотя совершенным является лишь одно: слово любви во Христе и святость отца и матери.

“Детей наказывают стыдом, а не кнутом”

Так гласит русская пословица. Между тем телесные наказания издавна применялись в педагогической практике (как школьной, так и домашней). Сегодня, конечно, мы далеки от традиций, скажем, немецкой средневековой школы. Ученик, которого выпороли, должен был целовать розгу, приговаривая: “Ах, моя любимая розга — ты ведешь меня к добру”. Для них напомним мнение психологов и педагогов, утверждающих, что недопустимо применять телесные наказания к детям моложе 15-18 месяцев; шлепать, ударять следует только по ягодицам, поскольку здесь маловероятно причинение долго не заживающих травм; наказания подобного рода должны быть прекращены к моменту поступления ребенка в начальную школу; предмет наказания должен быть нейтральным (прут, ремень), чтобы рука оставалась средством выражения любви — она должна обнимать, нежить, ласкать, гладить. Кроме того, по мнению педагога Л. В. Строгановой, “физические наказания, связанные с болевыми ощущениями, приводят к срыву тормозных процессов коры и “буйству” безусловного оборонительного рефлекса, проявляющихся в чувстве страха. Именно этим, а не тем, что ребенок будто бы “понял свою ошибку”, объясняется его крик: “Простите, я больше не буду!”. Таким образом, в ситуации, где ребенок, по выражению родителей, проявляет упрямство, не подчиняется их требованиям, не хочет признавать их правоту и свои ошибки, физическое наказание создает иллюзию разрешения конфликта: ребенок, до этого упрямившийся, быстро подчиняется, просит прощения, проявляет все признаки покорности и послушания”. Ребенку просто становится страшно!

Случаев, когда дети бывают благодарны родителям за то, что их, прямо скажем, вовремя отлупили, довольно немного. Наоборот, чаще всего детские вспоминания о наказаниях болезненны, обычно при этом дети испытывают некоторое разочарование по отношению к старшим. След остается на всю жизнь — от несправедливого или даже, может быть, справедливого шлепка, подзатыльника, пощечины, не говоря уже о большем. Наверное, каждому из нас здесь есть что вспомнить…

Обобщая опыт святых отцов, писавших о проблеме телесных наказаний, можно выделить следующие важные положения: телесное наказание, если невозможно его вообще избежать, должно быть употребляемо как можно реже и только при самых серьезных и важных проступках. И только тогда, когда все другие средства оказались бесплодными! Телесно наказывать нужно так, чтобы ребенок понял, за что его наказывают; наказание не должно переходить в жестокость и совершаться в гневе, раздражении. Единственной целью наказания должно быть исправление наказываемого ребенка. На практике зачастую применение телесных наказаний обуславливается несдержанностью, вспыльчивостью характера родителей, их педагогической беспомощностью.

Протоиерей Василий Зеньковский отрицательно относится к телесным наказаниям: “Ударять или бить ребенка не надо. <…> Это может принести больше вреда, чем пользы”.

Любящее сердце

“Любовь сыщет слова, нужные для наставления”, — говорит святитель Тихон Задонский.

Педагог и писатель А. Б. Рогозянский называет телесные наказания самым малоэффективным и непредсказуемым по последствиям типом воспитания. Педагог считает, что проблемы телесных наказаний при воспитании любовью не существует. Все дело — в утрате смысла любви. Той самой, “которая не ищет своего, но пользы другого (1Кор. 10:24) и готова в любой момент, если потребуется, для пользы детской души, а не из обиды и раздражения, применить строгость или, напротив, войти в положение, без надрыва и сетования пожертвовав своим временем, делами, желаниями, планами”, — пишет А. Б. Рогозянский.

По мнению педагога, проблема заключается в том, что нет общей жизни с детьми, нет настроения ими всерьез заниматься, нет по-настоящему близких отношений. Настоящей любви к детям — той, которая не постоит за ценой и которой приятнее всего находиться вместе в детьми (выделение – авт. статьи), — такой любви нет, и в ребенке она не воспитывается. Удивительно верны слова, созвучные реальному положению дел во многих современных российских семьях.

По словам протоиерея Василия Зеньковского, лишь “любовь будет прокладывать родителям путь к сердцу детей и не отталкивать их и при наказаниях. <…> Наказание — это страдание, а страдание очищает и просветляет душу, если переносится со смирением”.

Если между детьми и родителями существуют доверительные отношения, иногда просто строгого или печального, огорченного выражения лица достаточно, чтобы ребенок осознал, что совершил проступок. Чуткий, неизбалованный ребенок, почувствовав, что что-то происходит не так, обязательно спросит: “Мама, почему у тебя сегодня глаза такие грустные?”

В заключение вспомним слова прот. В. Зеньковского: “Для любящего сердца приятнее и легче баловать детей, тяжело и трудно их наказывать. Поэтому наложение наказаний есть признак глубокой, деятельной любви, любви, жертвующей своим душевным миром ради очищения запятнанной грехом духовной одежды ребенка”.

Материал подготовила Анна Василевская

Главная > Публикации > Наказать, нельзя помиловать или наказать нельзя, помиловать