Чтобы любили край родной
На 3-м Народном Соборе Смоленской области, проходившем в апреле с.г. под девизом: “Духовность. Воспитание. Мораль”, была со всей определенностью указана одна из главных причин тех бед, которые обрушились на нашу страну, в том числе и Смоленщину, – это тяжелая духовно-нравственная болезнь общества. Там же были названы и пути излечения от неё, в числе которых – создание и внедрение в жизнь системы духовно-нравственного просвещения. Собор высказался за введение в учебный план общеобразовательных школ Смоленщины основ православной культуры в виде предметов “Азбука Смоленского края” и “История православной культуры земли Смоленской”. Такого еще не было в нынешней России. Как продвигается новое дело в жизнь? Об этом с корреспондентом беседует соавтор учебного пособия “История православной культуры земли Смоленской” заместитель начальника департамента образования и молодежной политики, кандидат философских наук, доцент Смоленского педагогического государственного университета Татьяна Петровна Довгий.
– Татьяна Петровна, какова перспектива того, что рекомендации Народного Собора будут претворены в жизнь? Конкретнее, будут ли в новом учебном году, начиная с сентября, в школах Смоленщины преподаваться основы православной культуры наравне с другими предметами?
– Основы православия преподаваться будут, но не во всех школах и не везде согласно учебному плану. То есть, ситуация не такая простая, как может показаться на первый взгляд. Чтобы понять причины этой сложности и перспективы решения вопроса, давайте обратимся к истории.
Работа по созданию областной системы духовно- нравственного просвещения началась примерно двенадцать лет назад. На первых порах она представляла собой факультативные, дополнительные занятия по основам православной культуры и этики лишь в некоторых школах Смоленска. Инициатива исходила от отдела религиозного образования и катехизации Смоленской епархии. Преподавание учителям не оплачивалось. Эти занятия в школьном расписании не стояли и проводились после окончания всех уроков, то есть во второй половине дня. Понятно, что ученики к тому времени были уже утомлены. Подобное положение дел никого не устраивало, нужно было его менять.
И вот в 1998 году появился первый совместный документ администрации области и епархии под названием “Направление духовного гражданского сотрудничества, взаимной помощи и поддержки администрации Смоленской области и Смоленско-Калининградской епархии Русской Православной Церкви”. Так был поставлен вопрос о преподавании факультативного курса основ православной культуры и этики в школах. Имелось в виду, что труд учителей должен оплачиваться, и занятия должны стоять в учебном расписании. Это очень непростой вопрос, тем не менее, он начал постепенно решаться.
– И как же он решался?
– Статистика такова: в 1999 году этот факультатив преподавали уже в 66 государственно-муниципальных школах, а в 2003 году – в 320. Таким образом, в завершившемся учебном году основы православия изучали 7500 ребят.
– Такое положение дел устраивает тех, кто заинтересован в духовно-нравственном просвещении молодежи?
– Видите ли, 7500 учащихся – цифра вроде бы солидная, но ведь это лишь 5 процентов от общего числа учащихся. Далее, занятия проводятся в форме факультатива. Что это значит? Значит, что занятие по выбору: захотел ученик – пошел на него, не захотел – не пошел. Такой подход здесь непозволителен и вот почему. Изучение православной культуры способствует формированию у молодого человека нравственного стержня, духовного здоровья, гражданственности и патриотизма. Эти качества имеют огромную общественную значимость и их воспитание не может происходить по выбору. Нельзя ставить вопрос: желаешь ли ты быть гражданином своего Отечества, хочешь ли ты быть нравственно здоровым или не хочешь? Ответ здесь однозначен. Следовательно, предмет “Основы православной культуры”,тем более православной культуры родной Смоленщины, должен быть предметом обязательного ознакомления, изучения. Каждый молодой смолянин должен знать ту культурную среду, в которой он растет, которая его воспитывает. Окружающие его древние памятники не должны быть для него безмолвной декорацией, он обязан знать, когда, кем и с какой целью они созданы, какую роль играли в обществе прежде, на протяжении десяти веков, что дают сейчас для интеллекта и души.
– Татьяна Петровна, сама по себе эта идея, безусловно, правильная и привлекательная. Её поддержит, наверное, любой цивилизованный человек. Но, известно, от поддержки идеи до её воплощения в жизнь огромная дистанция. Что же было сделано для осуществления этой идеи?
– С приходом областной администрации во главе с Виктором Николаевичем Масловым между ним и владыкой Кириллом было достигнуто в этом направлении стратегическое соглашение. Они приняли поистине судьбоносное решение о том, чтобы предмет “История православной культуры земли Смоленской” был включен в базисный учебный план Смоленской области, в его региональный компонент. Для реализации соглашения была создана нормативно-правовая база. Прежде всего, это “Договор о сотрудничестве в сфере образовательной, социальной и культурно – просветительской деятельности между администрацией Смоленской области и Смоленской и Калининградской епархией Русской Православной Церкви”, утвержденный губернатором 15 января с.г. В апреле прошел Народный Собор, на котором была выражена поддержка со стороны общества инициативе губернатора В.Н.Маслова и владыки Кирилла. В решении Собора был записан пункт о введении в базисный учебный план предметов “Азбука Смоленского края” для учащихся третьих-четвертых классов и “История православной культуры земли Смоленской” для восьмиклассников. По существу это был социальный заказ общественности Смоленщины областной администрации. В его исполнение губернатор подписал 26 мая распоряжение № 225, в котором указал конкретные меры по реализации январского договора. В частности, нашему департаменту было дано задание разработать учебный план и ввести его с 1 сентября, то есть в предстоящем учебном году. В июне начальник департамента Сергей Иванович Захаренков издал приказ, которым утвердил этот базисный учебный план с расширением регионального компонента за счет двух названных предметов. Там же содержится примерный учебный план.
– Татьяна Петровна, часто звучит выражение “региональный компонент”. Что это такое?
– Согласно закону об образовании, структура базисного учебного плана состоит из трех частей: федерального компонента, регионального компонента и школьного компонента. Федеральный компонент формируется в Москве министерством образования, региональный компонент – областной администрацией, областными органами управления образования и утверждается областной Думой. Школьный компонент формируется администрацией школы. Учебное время для проведения факультативных занятий берется из школьного компонента, то есть из резерва учебного времени, которым располагает и распоряжается школа. Региональный компонент, этот резерв учебного времени, которым располагает и распоряжается областная администрация, включает в себя так называемую инвариантную часть, которая не изменяется и не сокращается. Проще, учебное время, отведенное для преподавания того или иного предмета за счет регионального компонента, уже никем не может быть изменено – это надежно.
– Итак, все условия правового характера соблюдены, и уже есть приказ начальника департамента преподавать с 1 сентября в школах основы православной культуры. Означает ли это, что в предстоящем учебном году во всех школах Смоленщины в расписании будут основы православия?
– Никакого массового, одновременного перехода всех общеобразовательных школ к преподаванию “Азбуки…” и “Истории православной культуры…” не будет. Переходить к этому школы будут очень плавно. Мы провели совещание представителей районных комитетов по образованию и там было сказано им, чтобы собрали директоров школ и начали разговор с теми из них, где уже преподавался факультатив основ православной культуры, где есть подготовленные преподаватели и есть учебник. И где родительская общественность в лице общешкольных родительских комитетов уже привыкла к тому, что их детям даются православные духовно-нравственные ценности. Словом, преподавание основ православия начнут школы- добровольцы, которые сделают этот выбор сами. Они будут известны только к началу учебного года после обсуждения этого вопроса и принятия соответствующего решения на августовских педагогических советах. Причем, речь идет только о тех школах, которые работают по шестидневной рабочей неделе.
– В каких районах факультативные занятия по основам православной культуры проводились наиболее широко и активно?
– В Рославльском, Починковском, Ярцевском, Холм-Жирковском, Демидовском.
– Скажите, в тех школах, где названные предметы не будут включены в расписание, их преподавание что, вообще не будет проводиться?
– Почему же. Там, где факультатив преподавался, он останется.
– Сколько же часов в неделю школьники будут изучать наши предметы согласно расписанию?
– Учебным планом предусмотрено: 1 час в неделю – “Азбука Смоленского края” и 1 час в неделю – “История православной культуры…”. Таким образом, общая нагрузка на учеников не возрастает, и санитарные нормы не нарушаются.
– Татьяна Петровна, вы являетесь соавтором учебника “История православной культуры земли Смоленской”. Это светский или же религиозный учебник? И расскажите, пожалуйста, хотя бы коротко о том, как вы работали над его созданием?
– Авторы учебника: преподаватель Смоленской экономической гимназии Марина Юрьевна Андрицова, преподаватель Смоленского педагогического государственного университета, он же преподаватель Смоленской православной духовной семинарии Демьян Валерьевич Валуев и третьей – моя фамилия. Содержание учебника условно состоит из трех частей: это – историческая канва от десятого века до начала двадцать первого, далее – культурологическая часть, т.е. история всех значительных памятников христианской культуры на Смоленщине и, наконец, – религиозно-философская часть, где дается объяснение смысла образов православной культуры, её духовно-нравственных ценностей, и то, как эта духовная высота передавалась от одного поколения к другому. У нас было такое распределение работы: Демьян Валерьевич готовил исторические аспекты, Марина Юрьевна – то, что относится к памятникам, за мной была религиозно – философская часть. При этом мы стремились к тому, чтобы книга не выглядела лоскутообразной, когда оказались бы порознь история, памятники и философия. Учебник должен восприниматься как одно целое, нечто монолитное. Ведь именно так происходило в истории: текла жизнь и одновременно совершалось ее философское осмысление.
Вопрос о характере учебника – принципиально важный. Мы понимали, что он окажется в поле пристального внимания людей с различными мировоззрениями, и позаботились о том, чтобы он прошел серьезную независимую экспертизу. С этой целью направили учебник в Российскую Академию образования. Академия дала заключение, что учебник является светским, носит гуманитарный общеобразовательный характер, и он рекомендуется к изучению в общеобразовательной школе. Теперь к учебнику разработана программа, и 317 учителей, прошедшие курсы повышения квалификации, готовы преподавать предметы в школах.
– Что вы, Татьяна Петровна, хотели бы пожелать в предстоящем учебном году?
– Не сомневаюсь, что преподавание основ православной культуры на новом уровне обогатит школьное образование и будет способствовать пробуждению у ребят любви к родному краю. Желаю родительским комитетам на августовских педсоветах поддержать предложенный проект. От всей души желаю учителям успехов в преподавании новых предметов, директорам желаю создавать благоприятные условия для преподавания. Желаю, чтобы управленцы-чиновники содействовали этому важному делу, способствующему духовному оздоровлению нации.
Беседовал Г.Иванов