Обновления

Круглый стол “Первый опыт преподавания предмета ОДНКНР и ИПКЗС в школах города”

Главная > Новости > Круглый стол “Первый опыт преподавания предмета ОДНКНР и ИПКЗС в школах города”

2018-11-22_404

Фотогалерея

22 ноября 2018 года на базе МБОУ “СШ №12” города Смоленска состоялся круглый стол “Первый опыт преподавания предмета ОДНКНР и ИПКЗС в школах города”. В работе круглого стола приняли участие учителя “Основ духовно-нравственных культур народов России” и “Истории Православной культуры земли Смоленской” школ города Смоленска.

Гостем встречи стал протоиерей Святослав Худовеков, руководитель Школьного сектора Отдела Смоленской епархии по религиозному образованию и катехизации, директор ЧОУ “Смоленская православная гимназия”, кандидат богословия.

Модератором работы педагогов выступила Ольга Викторовна Терехина, методист МБУ ДО “ЦДО” города Смоленска, учитель истории и обществознания МБОУ “СШ № 12”.

Работа круглого стола была направлена на трансляцию и распространение наиболее успешных педагогических практик реализации урочной и внеурочной деятельности ОДНКНР и ИПКЗС, направленных на духовно-нравственное воспитание обучающихся.

В ходе работы были затронуты следующие проблемные направления профессиональной деятельности педагогов: организация деятельности образовательных учреждений по реализации предметов ИПКЗС и ОДНКНР в соответствии с современными требованиями стандартизации, эффективные технологии и методы, используемые учителями при преподавании предметов духовно-нравственной направленности.

Вначале дали слово молодым педагогам: Владимиру Владимировичу Залесскому, учителю истории МБОУ “СШ № 40”, и Оксане Михайловне Новиковой, учителю истории МБОУ “СШ № 23”. Выступающими были подняты следующие проблемы: отсутствие мотивации при изучении предмета, зачастую враждебное отношение к предмету; непонимание целей изучения предмета; сложность восприятия библейских текстов; сложность эмоционального настроя на изучение ряда тем; низкий профессионализм в педагогической диагностике метопредметных и личностных результатов обученности учащихся. Все присутствующие с большим интересом восприняли методический приём “Дневник мудрых мыслей”, иллюстрирующий важность трактовки записанной цитаты самим учеником, предложенный Оксаной Новиковой.

Интересной методикой использования литературных текстов в учебном курсе “История православной культуры земли Смоленской” поделилась Ольга Петровна Ткачук, учитель русского языка и литературы” МБОУ “Гимназия № 1 им. Н.М. Пржевальского”. В своем выступлении она сказала: “Использование литературных текстов позволяет не только познакомиться со смоленскими авторами, но и показать духовно-нравственное начало смоленской литературы. Особенно учащимся интересны произведения, повествующие о событиях, связанных со Смоленском: “Сказание и Борисе и Глебе”, “Житие Авраамия Смоленского”, “Повесть о Меркурии Смоленском”. При изучении жизни Авраамия и Меркурия можно использовать не только древнерусские тексты, но и отрывки из повести Олега Ермакова “Фрески города Гороухщи”. В этой повести причудливо переплетаются прошлое и настоящее, и у учеников есть возможность сравнить, как герои показаны в древнерусской литературе и в современной”.

Потенциал литературных текстов и фильмов духовно-нравственной направленности на уроках ОДНКНР представила в своём докладе Валентина Николаевна Милосердная, учитель иностранного языка МБОУ “СШ №24”. Валентиной Николаевной был предложен список литературных рассказов Бориса Ганаго, а также видеофильмы, которые помогут детям выстроить отношение к таким этическим категориям как прощение, грех, радость.

Проектной деятельности на уроках ОДНКНР были посвящены выступления педагогов Елены Викторовны Лестевой и Ларисы Юрьевны Картавенковой.

Лариса Юрьевна Картавенкова, учитель русского языка и литературы МБОУ “СШ №7” рассказала о проектах “Икона Божией Матери “Одигитрия””, “Духовные истоки литературы Смоленщины” и “Школа Добра”, продуктами которых стали театрализованные представления.

В сообщении “Проектная деятельность на уроках ОДНКНР как средство достижения образовательных результатов” Елена Викторовна Лестева, заместитель директора МБОУ “СШ №35” рассмотрела проектную деятельность на уроках как средство достижения предметных, метопредметных и личностных результатов. Ее выступление познакомило участников круглого стола с методикой долгосрочного индивидуального проекта “Мой альбом” на уроках ОДНКНР.

Представленные варианты исследовательских заданий успешно используются при построении образовательного процесса на других предметах духовно-нравственной направленности, а также могут служить основой для реализации исследовательских проектов, в том числе индивидуальных итоговых проектов в 9-х классах. Участники круглого стола смогли лично познакомиться с работами учеников, рассмотреть интересные работы предыдущих лет.

В мастер-классе “Декоративно-прикладное искусство как средство духовно-нравственного воспитания на уроках и во внеурочной деятельности” Татьяны Викторовны Тюриной, учителя МБОУ “СШ №36 им. генерала А.М. Городнянского”, участники круглого стола получили возможность подробно ознакомиться с методическими приемами учителя – творческими уроками по декоративно-прикладному искусству во внеурочных и внешкольных занятиях.

На уроках учащиеся могут проявить свою творческую самостоятельность и почувствовать определенную целесообразность создания работ, их связь с историей родного края. Это иконы святых, макеты храмов, керамика, отливки из гипса, мозаика, батик, живопись, рисунок, настенное панно. Конечно, работы детей – это не только технические задания, которые выполнены с помощью различных средств: красок, бисера, мозаики, ткани, гипса, глины, бумаги, природных материалов и т.д., однако эти средства помогают расширять восприятие и возможности детей, вызывают ощущение успешности и уверенности в себе.

Игровая деятельность как мотивационный фактор познавательной деятельности был представлен Еленой Анатольевной Лаврушиной и Валентиной Николаевной Арсентьевой.

Елена Анатольевна Лаврушкина, учитель истории МБОУ “СШ №5” представила вниманию слушателей интеллектуальную игру “Истоки православия” для учащихся 5 классов и игру-путешествие “Нравственные ценности российского народа” как активные формы обучения.

В рамках темы “Игровые технологии на уроках ОДНКНР и ИПКЗС” Валентина Николаевна Арсентьева, заместитель директора МБОУ “СШ №6” представила интеллектуальную игру “Кто я?”, в которую предложила поиграть и участникам круглого стола. В увлекательной форме предлагалось угадать такие личности как Меркурий Смоленский, патриарх Гермоген и т.д. Педагогом так же были представлены варианты организации игровой деятельности по патриотическому воспитанию.

По итогам заседания “Круглого стола”, учитывая информацию, обозначенную в докладах и презентациях, были предложены направления совместной деятельности и обозначены пути решения и взаимодействия.

Главная > Новости > Круглый стол “Первый опыт преподавания предмета ОДНКНР и ИПКЗС в школах города”