Обновления

Доклад митрополита Исидора на Международной научной конференции в г. Загребе

Главная > Новости > Доклад митрополита Исидора на Международной научной конференции в г. Загребе

Доклад
Высокопреосвященнейшего Исидора,
митрополита Смоленского и Дорогобужского
“Служение Церкви священномученика Серафима (Остроумова)
в Польше и России”

Регулярная научная конференция
“Новомученики: Полиперспектива
VII”,
Хорватия, г. Загреб,
14 сентября 2021 года

 

Ваши Преосвященства,

всечестные отцы, дорогие братья и сестры!

Приветствую всех участников регулярной научной конференции “Новомученики: ПолиперспективаVII“! Сердечно благодарю Вас, дорогой Владыка Иоанн, за приглашение принять участие в литургическом прославлении памяти Святых Новомучеников Ясеновацких и в работе этого форума.

 

Святой апостол Павел в Послании к Римлянам (см. Рим. 8, 28 – 37), призывая христиан, испытывающих смущение и страх при мысли о гонениях, спрашивает: “Кто отлучит нас от любви Божией: скорбь или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч?”. Говоря о безграничной любви Господа к человеку, апостол ободряет всех “любящих Бога, призванных по Его изволению”, то есть истинных христиан, словами: “Все сие преодолеваем силою Возлюбившего нас”, утверждая, что от любви Божией верующих не могут оторвать никакие насильственные действия враждебных нашему спасению людей. Святой апостол Павел, указывая в этом Послании всем будущим поколениям христиан на многие скорби, которые предстоят тем, кто избрал путь следования за Христом, свидетельствует о том, что через эти испытания призванные будут оправданы и прославлены Господом.

Гонения на христиан в XX веке – это духовная катастрофа для многих стран и народов, и для каждого народа – это своя, особая боль, открытая рана. Путь нечеловеческих страданий за Христа был уготован сотням тысяч Новомучеников Ясеновацких. Этим крестным путем добровольно, через скорби, мучения и смерть, прошли сотни тысяч Новомучеников и Исповедников Церкви Русской. В числе этих святых угодников Божиих священномученик Серафим (Остроумов), подвиг пастырского служения которого и ныне объединяет православных христиан Польши и России.

Вехи земного пути архиепископа Смоленского и Дорогобужского Серафима (Остроумова) во многом схожи с судьбами русских архипастырей, живших в трагическую эпоху Октябрьской революции 1917 года и прошедших весь путь мученического служения в самые тяжелые для Русской Православной Церкви годы гонений богоборческой власти.

Свя­щен­но­му­че­ник Се­ра­фим (в ми­ру Ми­ха­ил Мит­ро­фа­но­вич Ост­ро­умов) родил­ся в 1880 го­ду в Москве в се­мье пса­лом­щи­ка. Он за­кон­чил Мос­ков­скую Духов­ную Ака­де­мию и остал­ся в ней про­фес­сор­ским сти­пен­ди­а­том. В 1904 го­ду Ми­ха­ил Мит­ро­фа­но­вич был по­стри­жен в мо­на­ше­ство с име­нем Се­ра­фим, в сентябре того же года он был рукоположен в дьяконы, затем принял иерейскую хиротонию. Иеромонах Серафим от­пра­вил­ся в Оп­ти­ну Пу­стынь, а по­сле прохождения мо­на­стыр­ско­го ис­пы­та­ния вер­нул­ся к пре­по­да­ва­тель­ской деятельности в Москве.

В 1905 го­ду мо­ло­дой пре­по­да­ва­тель Мос­ков­ской Духовной Ака­де­мии посетил Холмщи­ну, по­зна­ко­мил­ся со свое­об­ра­зи­ем ее ре­ли­ги­оз­но-на­цио­наль­ной жиз­ни и ис­кренне по­лю­бил ее. В ре­зуль­та­те он без ко­ле­ба­ний оста­вил работу в Ака­де­мии и в 1906 году был переведен в одну из самых бедных обителей – Свято-Онуфриевский Яблочинский мужской монастырь.

Монастырь находился в состоянии крайнего упадка и был под угрозой закрытия, поэтому главной целью московского иеромонаха, вскоре ставшего настоятелем обители, был подъем экономического благосостояния монастыря, а также оживление проповеднической, образовательной и благотворительной деятельности среди окрестных жителей.

За несколь­ко лет Свято-Онуфриевский Яблочинский мужской монастырь стал од­ним из цен­тров ре­ли­ги­оз­но­го и куль­тур­но­го воз­рож­де­ния Холм­щи­ны. Отец Се­ра­фим при­влек в мо­на­стырь лю­дей с выс­шим бо­го­слов­ским и свет­ским образова­ни­ем, ор­га­ни­зо­вал шко­лу пса­лом­щи­ков, от­крыл цер­ков­но-учи­тель­ские кур­сы и еще несколь­ко школ, в том чис­ле сель­ско­хо­зяй­ствен­ную. При мо­на­сты­ре был устро­ен скит с ве­ли­ко­леп­ным хра­мом.

На де­ло устро­е­ния Яб­ло­чин­ско­го мо­на­сты­ря его настоятель, удостоенный сана архимандрита в 1908 году, от­дал во­семь лет. За эти годы оби­тель превратилась в один из луч­ших мо­на­сты­рей, численность братии которого составляла к 1913 году 80 человек.

В монастыре были приняты монашеские правила жизни святителя Василия Великого. Неизменно в соответствии с этими правилами происходил суточный цикл богослужений. С восхода до заката трудились как молодые, так и старые монахи: одни – в хозяйстве, другие – в школах. Особое внимание уделялось образованию самих монахов. Зимой для братии организовывались специальные занятия, во время которых углублялись знания таинств, служб, истории и аскетизма.

Миссионерская деятельность монастыря выходила далеко за его пределы. По просьбе духовенства монахи часто посещали другие приходы, где участвовали в службах, крестных ходах и проповедовали Слово Божие.

В Холм­ской епар­хии ар­хи­манд­рит Се­ра­фим был так­же бла­го­чин­ным всех мо­на­сты­рей, епар­хи­аль­ным мис­си­о­не­ром, пред­се­да­те­лем Епар­хи­аль­но­го уче­но­го со­ве­та, ре­дак­то­ром епар­хи­аль­ных из­да­ний.

28 января 1914 года архимандрит Серафим был назначен ректором Холмской Духовной Семинарии. На новом месте служения отец Серафим продолжил активную деятельность. Как рек­тор се­ми­на­рии он был доб­рым от­цом для уча­щих­ся, от­зы­вал­ся на все их нуж­ды. Он не ограничивался только привычной работой преподавателя и администратора учебного заведения. Одновременно архимандрит Серафим был представителем при епархиальном научном совете и членом Холмского Братства Пресвятой Богородицы, редактором епархиальных газет “Холмская церковная жизнь” и “Народная газета”.

В 1916 году, за год до ре­во­лю­ци­он­ных по­тря­се­ний, будущий смоленский архипастырь был ру­ко­по­ло­жен во епи­ско­па Бель­ско­го, ви­ка­рия Холм­ской епар­хии. В 1917 го­ду он стал епи­ско­пом Ор­лов­ским.

В следующие годы владыка Серафим, как многие другие архиереи и священнослужители, пережил аресты, ссылку, давление со стороны обновленцев, кампанию по изъятию церковных ценностей.

Во вре­мя ра­бо­ты Поместного Со­бо­ра 1917-1918-го го­да вла­ды­ку Се­ра­фи­ма аре­сто­ва­ли и за­дер­жа­ли в Ор­ле. Ему за­пре­ти­ли пе­ре­пис­ку, епар­хи­аль­ное со­бра­ние бы­ло разо­гна­но че­ки­ста­ми, в ар­хи­ерей­ском до­ме про­из­ве­ден обыск. В 1922 го­ду по ра­зо­рен­ной стране про­ка­ти­лась вол­на но­вых ре­прес­сий – огром­ное ко­ли­че­ство священ­но­слу­жи­те­лей аре­сто­вы­ва­лось за со­про­тив­ле­ние изъ­я­тию цер­ков­ных ценностей. Ор­лов­ско­го епи­ско­па так­же аре­сто­ва­ли и при­го­во­ри­ли к 7 го­дам за­клю­че­ния в стро­гой изо­ля­ции. От­си­дев в тюрь­ме по­чти 2 го­да, вла­ды­ка был от­пу­щен. Осво­бо­див­шись из за­клю­че­ния, вла­ды­ка Се­ра­фим был на­граж­ден са­ном ар­хи­епи­ско­па. Он на­чал ак­тив­ную борь­бу про­тив об­нов­лен­цев и в ноябре 1926 года был насильно выслан за границы Орловской епархии.

В 1927 году владыка Серафим возглавил Смоленскую епархию. В течение десяти лет служения на Смоленщине архиепископ Смоленский и Дорогобужский Серафим всеми силами стремился противостоять ежедневному натиску на духовенство и верующих, защищать и поддерживать их.

Будучи миротворцем, смоленский архипастырь всегда оставался верен выбранному пути служения Христу и Его Церкви. В тяжелейших условиях государственного антирелигиозного давления и репрессий архиепископ Серафим призывал: “Люди мира сего хотят внести разделение и пользуются всяким случаем, чтобы раздробить церковное единство. Да не будет этого с нами! Бойтесь распрей и разделений. Блюдите “единение духа в союзе мира” (Ефес. IV, 3). Имейте мир в себе и мир между собою, – мир, который оставил нам Христос Спаситель и который дается и приобретается нами, когда мы искренне одушевляемся сознанием, что нет высшего блага, как “еже жити вкупе” (Пс. 132, ст.1). Сохраняйте любовь ко всем, ибо любовь все побеждает. Эти свойства: мир и любовь самые верные признаки истинной христианской веры”.

Го­не­ния на Цер­ковь в со­вет­ской стране шли по­сто­ян­но, но бы­ли и пе­ри­о­ды уси­лен­но­го пре­сле­до­ва­ния. Свя­щен­но­му­че­ни­ка Се­ра­фи­ма (Ост­ро­умо­ва) не минова­ла ни од­на вол­на го­не­ний: он ис­по­вед­ни­че­ски по­стра­дал в свя­зи с сопротивле­ни­ем гра­бе­жу и осквер­не­нию хра­мов (так на­зы­ва­е­мым “изъ­я­ти­ем церков­ных цен­но­стей”), за­тем в свя­зи с про­тив­ле­ни­ем об­нов­лен­че­ству, а в Смоленске он встре­тил но­вый пе­ри­од ре­прес­сий: 30-е го­ды, пе­ри­од “боль­шой чист­ки”.

В 1936 году смоленский архиепископ был арестован и отправлен в исправительно-трудовой лагерь в городе Караганде. В ноябре 1937 года владыке Серафиму предъявили новые обвинения и отправили этапом в Смоленск. После вынесения смертного приговора тройкой НКВД архиепископ Смоленский и Дорогобужский Серафим был расстрелян 8 декабря 1937 года.

Архиепископ Серафим был реабилитирован 21 ноября 1958 года. Решением Священного Синода Русской Православной Церкви от 17 июля 2001 года архиепископ Серафим причислен к лику святых и прославлен в сонме Новомучеников и Исповедников Церкви Русской.

В нынешнем году, в день мученической кончины епископа Смоленского и Дорогобужского Серафима за Божественной литургией будет прочитан отрывок из Евангелия от Матфея (Мф. 5, 4-19), в котором Господь, называя апостолов “светом мира”, “учит их верности в проповедании, чтобы апостолы не скрывались из страха и не уподоблялись светильнику, стоящему под сосудом для измерения зерна, но с полной свободой отдавались тому, чтобыпровозглашать накровлях то, что слышали в потаенных местах”(блж. Иероним Стридонский, Толкование на Евангелие от Матфея). Весь путь служения священномученика Серафима был следованием призыву Христа: “Так да светит свет ваш пред человеками, дабы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного” (Мф. 5:16). Светом служения Господу, светом любви к Богу и ближнимбыл озарен весь жизненный путь этого угодника Божия. Он оставался верен избранному им пути следования Христу и, унаследовав Царствие Небесное, ныне возглавляет сонм Новомучеников и Исповедников древней Смоленской земли.

В эти дни мы чтим память святых Новомучеников Ясеновацких и вместе с ними вспоминаем всех тех, кто пострадал в годы лихолетий и явил пример служения Христу и Его святой Церкви. В завершении позвольте процитировать слова Предстоятеля Русской Православной Церкви Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла: “главное сокровище и наследие, переданное нам Новомучениками и Исповедниками Церкви Русской, – это их любовь ко Христу и к ближним, ради которых они положили свою душу (ср. Ин. 15, 13). Мы призваны следовать примеру новомучеников в их деятельной любви к Богу и людям. Наша любовь к самим новомученикам должна выражаться в сохранении живого свидетельства об их подвиге”. Пусть дни памяти Новомучеников Ясеновацких станут для всех нас напоминанием о том, что нашеслужение Святой Церкви Христовой, вся наша жизнь должны приносить плоды только мира и созидания, что общий долг пастырей и паствы сестринских Православных Церквей – не допустить повторения страшных трагедий минувшего века.

 

ИСИДОР,
Митрополит Смоленский и Дорогобужский

 

 

 

Главная > Новости > Доклад митрополита Исидора на Международной научной конференции в г. Загребе