Доклад митрополита Исидора на Международной научной конференции в г. Загребе
Доклад
Высокопреосвященнейшего Исидора,
митрополита Смоленского и Дорогобужского
“Служение Церкви священномученика Серафима (Остроумова)
в Польше и России”Регулярная научная конференция
“Новомученики: Полиперспектива VII”,
Хорватия, г. Загреб,
14 сентября 2021 года
Ваши Преосвященства,
всечестные отцы, дорогие братья и сестры!
Приветствую всех участников регулярной научной конференции “Новомученики: ПолиперспективаVII“! Сердечно благодарю Вас, дорогой Владыка Иоанн, за приглашение принять участие в литургическом прославлении памяти Святых Новомучеников Ясеновацких и в работе этого форума.
Святой апостол Павел в Послании к Римлянам (см. Рим. 8, 28 – 37), призывая христиан, испытывающих смущение и страх при мысли о гонениях, спрашивает: “Кто отлучит нас от любви Божией: скорбь или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч?”. Говоря о безграничной любви Господа к человеку, апостол ободряет всех “любящих Бога, призванных по Его изволению”, то есть истинных христиан, словами: “Все сие преодолеваем силою Возлюбившего нас”, утверждая, что от любви Божией верующих не могут оторвать никакие насильственные действия враждебных нашему спасению людей. Святой апостол Павел, указывая в этом Послании всем будущим поколениям христиан на многие скорби, которые предстоят тем, кто избрал путь следования за Христом, свидетельствует о том, что через эти испытания призванные будут оправданы и прославлены Господом.
Гонения на христиан в XX веке – это духовная катастрофа для многих стран и народов, и для каждого народа – это своя, особая боль, открытая рана. Путь нечеловеческих страданий за Христа был уготован сотням тысяч Новомучеников Ясеновацких. Этим крестным путем добровольно, через скорби, мучения и смерть, прошли сотни тысяч Новомучеников и Исповедников Церкви Русской. В числе этих святых угодников Божиих священномученик Серафим (Остроумов), подвиг пастырского служения которого и ныне объединяет православных христиан Польши и России.
Вехи земного пути архиепископа Смоленского и Дорогобужского Серафима (Остроумова) во многом схожи с судьбами русских архипастырей, живших в трагическую эпоху Октябрьской революции 1917 года и прошедших весь путь мученического служения в самые тяжелые для Русской Православной Церкви годы гонений богоборческой власти.
Священномученик Серафим (в миру Михаил Митрофанович Остроумов) родился в 1880 году в Москве в семье псаломщика. Он закончил Московскую Духовную Академию и остался в ней профессорским стипендиатом. В 1904 году Михаил Митрофанович был пострижен в монашество с именем Серафим, в сентябре того же года он был рукоположен в дьяконы, затем принял иерейскую хиротонию. Иеромонах Серафим отправился в Оптину Пустынь, а после прохождения монастырского испытания вернулся к преподавательской деятельности в Москве.
В 1905 году молодой преподаватель Московской Духовной Академии посетил Холмщину, познакомился со своеобразием ее религиозно-национальной жизни и искренне полюбил ее. В результате он без колебаний оставил работу в Академии и в 1906 году был переведен в одну из самых бедных обителей – Свято-Онуфриевский Яблочинский мужской монастырь.
Монастырь находился в состоянии крайнего упадка и был под угрозой закрытия, поэтому главной целью московского иеромонаха, вскоре ставшего настоятелем обители, был подъем экономического благосостояния монастыря, а также оживление проповеднической, образовательной и благотворительной деятельности среди окрестных жителей.
За несколько лет Свято-Онуфриевский Яблочинский мужской монастырь стал одним из центров религиозного и культурного возрождения Холмщины. Отец Серафим привлек в монастырь людей с высшим богословским и светским образованием, организовал школу псаломщиков, открыл церковно-учительские курсы и еще несколько школ, в том числе сельскохозяйственную. При монастыре был устроен скит с великолепным храмом.
На дело устроения Яблочинского монастыря его настоятель, удостоенный сана архимандрита в 1908 году, отдал восемь лет. За эти годы обитель превратилась в один из лучших монастырей, численность братии которого составляла к 1913 году 80 человек.
В монастыре были приняты монашеские правила жизни святителя Василия Великого. Неизменно в соответствии с этими правилами происходил суточный цикл богослужений. С восхода до заката трудились как молодые, так и старые монахи: одни – в хозяйстве, другие – в школах. Особое внимание уделялось образованию самих монахов. Зимой для братии организовывались специальные занятия, во время которых углублялись знания таинств, служб, истории и аскетизма.
Миссионерская деятельность монастыря выходила далеко за его пределы. По просьбе духовенства монахи часто посещали другие приходы, где участвовали в службах, крестных ходах и проповедовали Слово Божие.
В Холмской епархии архимандрит Серафим был также благочинным всех монастырей, епархиальным миссионером, председателем Епархиального ученого совета, редактором епархиальных изданий.
28 января 1914 года архимандрит Серафим был назначен ректором Холмской Духовной Семинарии. На новом месте служения отец Серафим продолжил активную деятельность. Как ректор семинарии он был добрым отцом для учащихся, отзывался на все их нужды. Он не ограничивался только привычной работой преподавателя и администратора учебного заведения. Одновременно архимандрит Серафим был представителем при епархиальном научном совете и членом Холмского Братства Пресвятой Богородицы, редактором епархиальных газет “Холмская церковная жизнь” и “Народная газета”.
В 1916 году, за год до революционных потрясений, будущий смоленский архипастырь был рукоположен во епископа Бельского, викария Холмской епархии. В 1917 году он стал епископом Орловским.
В следующие годы владыка Серафим, как многие другие архиереи и священнослужители, пережил аресты, ссылку, давление со стороны обновленцев, кампанию по изъятию церковных ценностей.
Во время работы Поместного Собора 1917-1918-го года владыку Серафима арестовали и задержали в Орле. Ему запретили переписку, епархиальное собрание было разогнано чекистами, в архиерейском доме произведен обыск. В 1922 году по разоренной стране прокатилась волна новых репрессий – огромное количество священнослужителей арестовывалось за сопротивление изъятию церковных ценностей. Орловского епископа также арестовали и приговорили к 7 годам заключения в строгой изоляции. Отсидев в тюрьме почти 2 года, владыка был отпущен. Освободившись из заключения, владыка Серафим был награжден саном архиепископа. Он начал активную борьбу против обновленцев и в ноябре 1926 года был насильно выслан за границы Орловской епархии.
В 1927 году владыка Серафим возглавил Смоленскую епархию. В течение десяти лет служения на Смоленщине архиепископ Смоленский и Дорогобужский Серафим всеми силами стремился противостоять ежедневному натиску на духовенство и верующих, защищать и поддерживать их.
Будучи миротворцем, смоленский архипастырь всегда оставался верен выбранному пути служения Христу и Его Церкви. В тяжелейших условиях государственного антирелигиозного давления и репрессий архиепископ Серафим призывал: “Люди мира сего хотят внести разделение и пользуются всяким случаем, чтобы раздробить церковное единство. Да не будет этого с нами! Бойтесь распрей и разделений. Блюдите “единение духа в союзе мира” (Ефес. IV, 3). Имейте мир в себе и мир между собою, – мир, который оставил нам Христос Спаситель и который дается и приобретается нами, когда мы искренне одушевляемся сознанием, что нет высшего блага, как “еже жити вкупе” (Пс. 132, ст.1). Сохраняйте любовь ко всем, ибо любовь все побеждает. Эти свойства: мир и любовь самые верные признаки истинной христианской веры”.
Гонения на Церковь в советской стране шли постоянно, но были и периоды усиленного преследования. Священномученика Серафима (Остроумова) не миновала ни одна волна гонений: он исповеднически пострадал в связи с сопротивлением грабежу и осквернению храмов (так называемым “изъятием церковных ценностей”), затем в связи с противлением обновленчеству, а в Смоленске он встретил новый период репрессий: 30-е годы, период “большой чистки”.
В 1936 году смоленский архиепископ был арестован и отправлен в исправительно-трудовой лагерь в городе Караганде. В ноябре 1937 года владыке Серафиму предъявили новые обвинения и отправили этапом в Смоленск. После вынесения смертного приговора тройкой НКВД архиепископ Смоленский и Дорогобужский Серафим был расстрелян 8 декабря 1937 года.
Архиепископ Серафим был реабилитирован 21 ноября 1958 года. Решением Священного Синода Русской Православной Церкви от 17 июля 2001 года архиепископ Серафим причислен к лику святых и прославлен в сонме Новомучеников и Исповедников Церкви Русской.
В нынешнем году, в день мученической кончины епископа Смоленского и Дорогобужского Серафима за Божественной литургией будет прочитан отрывок из Евангелия от Матфея (Мф. 5, 4-19), в котором Господь, называя апостолов “светом мира”, “учит их верности в проповедании, чтобы апостолы не скрывались из страха и не уподоблялись светильнику, стоящему под сосудом для измерения зерна, но с полной свободой отдавались тому, чтобыпровозглашать накровлях то, что слышали в потаенных местах”(блж. Иероним Стридонский, Толкование на Евангелие от Матфея). Весь путь служения священномученика Серафима был следованием призыву Христа: “Так да светит свет ваш пред человеками, дабы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного” (Мф. 5:16). Светом служения Господу, светом любви к Богу и ближнимбыл озарен весь жизненный путь этого угодника Божия. Он оставался верен избранному им пути следования Христу и, унаследовав Царствие Небесное, ныне возглавляет сонм Новомучеников и Исповедников древней Смоленской земли.
В эти дни мы чтим память святых Новомучеников Ясеновацких и вместе с ними вспоминаем всех тех, кто пострадал в годы лихолетий и явил пример служения Христу и Его святой Церкви. В завершении позвольте процитировать слова Предстоятеля Русской Православной Церкви Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла: “главное сокровище и наследие, переданное нам Новомучениками и Исповедниками Церкви Русской, – это их любовь ко Христу и к ближним, ради которых они положили свою душу (ср. Ин. 15, 13). Мы призваны следовать примеру новомучеников в их деятельной любви к Богу и людям. Наша любовь к самим новомученикам должна выражаться в сохранении живого свидетельства об их подвиге”. Пусть дни памяти Новомучеников Ясеновацких станут для всех нас напоминанием о том, что нашеслужение Святой Церкви Христовой, вся наша жизнь должны приносить плоды только мира и созидания, что общий долг пастырей и паствы сестринских Православных Церквей – не допустить повторения страшных трагедий минувшего века.
ИСИДОР,
Митрополит Смоленский и Дорогобужский