Слово митрополита Исидора на Божественной литургии в Неделю 5-ю Великого поста
Слово митрополита Смоленского и Рославльского Исидора на Божественной литургии в Неделю 5-ю Великого поста, прп. Марии Египетской
Свято-Успенский кафедральный собор, г. Смоленск, 2 апреля 2017 г.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Дорогие братья и сестры, сегодня, в Неделю 5-ю Великого поста, Святая Церковь отмечает память преподобной Марии Египетской, тем самым предлагая всем нам образ покаяния, – тот образ, который должны стяжать и мы, люди грешны и стремящиеся к Богу.
Мы слышали у евангелиста Луки повествование о том, как Господь обличал Симона, возгордившегося тем, что он ученик Христов и обличавшего рядом стоящую блудницу, которая молча, ничего никому не говоря, со слезами на глазах омывала власами своими ноги Спасителя. Она ничего не говорила, но было видно без всяких слов, что эта женщина искренне кается за соделанные ею грехи, что она готова отныне дать все самое лучшее Господу. И когда ученики укоряли Спасителя за то, что Он позволяет этой женщине тратить драгоценное миро на ноги Его, Он обличает Своих учеников. Обличает в их неверии. В их неспособности оценить покаяние другого человека, которое является самым высшим даром для Бога.
И притча, которую Господь сказал Симону, является сутью того покаяния, которые должны стяжать мы. Господь говорит Симону и ученикам: одному господину два человека были должны денег, но один из них во много крат больше, и господин простил долги одинаково этим двум должникам… Какой же из должников больше возлюбит господина? И тогда Симон отвечает: тот, которому больше простил…
И в этом смысл нашего покаяния, в принципе, заложенном в этих словах: Господь больше простил тому, кто больше любит Его, и тот, кто искренне любит, – тот больше прощен Господом. Святые отцы, толкуя это место говорят нам, если мы в нашем покаянии возвращаемся к ранее соделанным нами грехам, это свидетельство того, что мы меньше прощены Господом, потому что большее прощение означает от нас большее покаяние. А большее покаяние свидетельствует о степени нашей любви к Господу. Если мы согрешаем, мы меньше каемся, это значит, что наше покаяние не столь глубоко, что способно вместить в себя любовь Божию.
Мы должны понимать: прежде чем мы возлюбили Господа, Господь возлюбил нас и дал нам все необходимое для того, чтобы мы были чадами Божиими, чтобы мы могли стать наследниками Царствия Небесного. Но грехом человеческим, первого человека и всех нас, единородцев первого Адама, этим грехом, который владеет нашими сердцами, нашими душами и нашими телами, мы себя отвергаем от Господа, мы отдаляем себя от Его благости и Его любви. И чем больше мы совершаем в нашей жизни грехов, тем дальше мы отдаляем себя от Бога. Но в то же время, чем сильнее мы прилагаем покаяние наше, и особенно, дела покаяния – отказ от греха, тем в большей степени мы приближаемся к Господу, тем больше мы любим Его.
Поэтому любовь наша к Богу не зависит от того, насколько сильно нас любит Бог, – а Бог нас любит настолько сильно, что мы неспособны себе вообразить, – а зависит все от того, насколько мы каемся, насколько мы приближаемся к Богу. И принцип святости, святости любого человека, любого подвижника веры и благочестия, о котором бы мы ни говорили, заключается в том, что эта святость не есть стяжание способности чудотворить, воскрешать или совершать иные чудесные действия, а святость состоит в способности видеть свои грехи – в этом принцип святости человека. И чем человек яснее видит совершенный им грех, чем он сильнее осознает, что он великий должник перед Богом, тем он сильнее любит Бога, а значит, тем сильнее он приближает себя к Богу.
Мы с вами переступаем порог завершения Великого поста. Уже следующее воскресенье является воскресеньем Входа Господня в Иерусалим. И мы за Великий пост вспомнили разные образы людей, кающихся и не совсем кающихся, людей, стремящихся к Богу, и людей, отвергающих себя от любви Божией, – все это Церковь Святая предлагала нам для того, чтобы мы подготовили себя к достойному шествию по страстным дням Господним, чтобы мы смогли максимально близко воспринять все то, что было совершаемо в дни страстей Господних, чтобы мы были способны осмыслить ту величайшую любовь, которую Господь дает каждому человеку, независимо от того, плох он или хорош, потому что Бог любит свое создание, любит всякого человека. И Святая Церковь призывала нас отказаться от греха в эти дни, направить стопы наши на путь покаяния, предупреждая, что самый страшный грех, который может нас посетить, – это грех уныния. Потому что уныние, по слову святых отцов, является вместилищем всех грехов. Избегая уныния, видя милосердие Божие, которое достигает каждого из нас, и возможность есть у каждого из нас припасть ко кресту Христову, прося Его прощения, прощения висящего на кресте Господа.
И пусть предстоящая Страстная Седмица будет для нас тем восхождением на Голгофу, которое совершил наш Господь. Пусть это время будет временем осмысления тех великих событий, которые привели к искуплению человеческого рода. Пусть события страстей Господних и события воскресения Христова для нас станут великим и неотвратимым подтверждением Божией любви к каждому из нас. Сейчас, в эти оставшиеся дни Великого поста, мысленно поставим себя около креста Христова, как та кающаяся блудница, как тот разбойник, который висел на кресте и стал благоразумным разбойником, и видя все это, мы должны осознать, что никакой грех, самый страшный грех, не способен отлучить нас от любви Божией. Мы сами способны и можем достичь Бога даже с самым малым нашим покаянием, как тот разбойник на кресте, лишь бы мы этого хотели, лишь бы мы обратились ко Христу и совершили дела покаяния, коими являются молитва, пост, неделание зла, доброделание Христа ради. И пусть предстоящие великие события – суббота Лазаря Четверодневного, Вход Господень во Иерусалим, святые дни Страстной седмицы и сама Пасха Господня – послужат нам для спасения, дадут нам силу, как об этом говорит святой апостол Павел, со-воскреснуть со Христом в Царствие Божие. Аминь.