Слово митрополита Смоленского и Дорогобужского Исидора в день Собора Смоленский святых
Слово митрополита Смоленского и Дорогобужского Исидора в день Собора Смоленский святых
Свято-Успенский кафедральный собор г. Смоленска
8 августа 2021 года
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Дорогие братья и сестры!
Слышанная нами Евангельская история исцеления возвращавшимся в свой дом Господом двух слепых людей, еще раз напоминает нам о тех духовных закономерностях, с которыми мы, безусловно, сталкиваемся на пути нашей духовной жизни. И одна из этих закономерностей состоит в том, что слепота духовная является причиной неспособности видеть человеком своими телесными очами очевидного. И, с другой стороны, наоборот, способность человека видеть духовно обостряет, в том числе, телесное зрение.
Обратите внимание на то, что мы с вами услышали у евангелиста Матфея. Два слепых человека шли за Христом и не могли видеть Его, а только слышали Его слова. Они из глубины своего сердца кричали Ему вслед: “Господи, помилуй нас!” (Мф., 9, 27). И Господь отвечает им: “веруете ли, что Я могу это сделать?” (Мф., 9, 28). Слепые исповедовали способность Богом исцелить их и Он им отвечает: “по вере вашей да будет вам” (Мф., 9, 29). Эти два человека реально подтверждают нам закон духовной жизни, что даже невидение Бога телесными очами, то есть наша телесная слепота, не является поводом к тому, чтобы быть не верующими в Бога. И, с другой стороны, наша ясная способность видеть окружающий мир телесно не является возможностью того, что мы прозреваем мир духовный, что мы способны верить в Бога и осознавать свое греховное недостоинство.
К сожалению, та духовная слепота, которая поражает нас, является свидетельством того, что наши телесные очи не выполняют своего прямого назначения. А прямое назначение наших телесных чувств состоит в том, чтобы ими ощущать присутствие Божье, чтобы осознавать то свое достоинство, которое Господь даровал каждому из нас – высокое достоинство чести и целомудрия.
Так что, дорогие мои, когда мы с вами являемся неверующими людьми, когда мы с вами глубоко заблуждаемся, совершаем тяжкие грехи или проявляем греховную мелочность, что создает в нас горделивое чувство — это означает лишь то, что мы духовно слепы и не способны бываем видеть очевидное: ни Бога, ни себя. Это глубочайшая проблема, с которой сталкиваются не только люди неверующие, но и люди верующие, поскольку духовные болезни не обходят стороной ни одного из нас и все мы ими поражены. Но на то и Христос, Господь и Исцелитель наш, чтобы мы получили Его Божественную помощь. Для этого мы должны подобно двум евангельским слепцам бежать за Господом и просить Его: “Господи, исцели нас”, а не отвергать Его, так как мы это делаем в нашей жизни.
И еще есть иная духовная закономерность, которая открывается нам в сегодняшней Евангельской истории, на которую также обращают внимание древние святые отцы – толкователи Евангелия. Они говорят о том, что покаяние предшествует чуду исцеления, а не наоборот. Поскольку только покаяние, только смирение в сердце человеческом являются теми условиями, благодаря котором Господь исцеляет человека, ибо как мы знаем из библейского выражения, что “Бог гордым противится, а смиренным дает благодать” (Иак., 4, 6). И наоборот, как об этом говорят святые отцы, чудо не всегда является поводом к тому, чтобы человек получил покаяние или уверовал в Бога.
К сожалению, дорогие мои, чудеса, происходящие в нашей жизни, не делают нас способными к вере в Бога. А только лишь наоборот, наша искренняя вера в Бога, наше сердечное покаяние перед Ним, является мощным поводом к тому, что Господь посылает нам Божественную благодать и она входит в наше сердце, просвещает его и делает его способным видеть Бога, как об этом говорится в заповеди блаженства: “Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят” (Мф., 5, 8). Только очищение нашего сердца, только добродетельная жизнь, только исполнение заповедей Божьих – любви к Богу и к ближним – те поводы, благодаря которым мы приобретаем и укрепляем в нашем сердце веру.
Так будем же, дорогие мои, на путях нашей с вами жизни искать прежде всего Господа. И даже если мы не видим Его на нашем жизненном пути, то будем громко из глубины нашего сердца кричать: “Господи, помилуй нас!”. И человеколюбец Господь обязательно подойдет к нам и предложит нам Свою Божественную помощь. Но это произойдёт лишь только тогда, когда мы искренне, со смирением перед Богом, с сокрушением сердечным будем призывать Его в помощь, когда мы будем стремиться к добродетельной жизни, когда мы будем не угождать себе и не заниматься человекоугодием. Об этом нам говорит святой апостол Павел в послании к Римлянам (Рим., 15, 1-7), отрывок из которого мы с вами слышали за Божественной литургией. Он объясняет нам в самых первых строках о том, что мы должны стремиться к благоугождению не только Богу, но и благоугождению ближним. А чем благоугождение отличается от человекоугодия? Тем, что благоугождение служит ко благу человека, и, как об этом говорит святой апостол Павел, к назиданию человека. А все остальное, к сожалению, является человекоугодием, и это еще одна закономерность нашей духовной жизни.
Пусть, дорогие мои, любовь к Богу и к ближним, благоугождение ближнему, наше искреннее покаяние перед Богом и смирение перед Ним, будут теми условиями, благодаря которым мы привлечем в наше сердце благодать. Подобно тому, как эту благодать стяжали святые угодники в Смоленской земле просиявшие, тот великий Собор Смоленских святых, память которых мы сегодня отмечаем и подражанию которым мы с вами призваны. Именно они на пути своей жизни через смирение и покаяние, через всегдашнее призывание имени Господня, соделали себя домом Божьим. Привлекли в свое сердце благодать Божью, которая освещала путь их жизни и служила поводом тому, чтобы Божественный свет через них проникал во все земные пределы и освещал путь жизни иным людям. Так помолимся же нашим великим угодникам Божьим, всем святым, в земле Смоленской просиявшим, которые в жизни своей, сейчас и до скончания века будут предстоять перед Престолом Божьим и взывать Смоленской Божьей Матери Одигитрии и Господу нашему Иисусу Христу. Чтобы Он молитвами пречистой Владычицы и их молением защитил нас от всяких невзгод, от всяких бед и напастей, чтобы Он Своей благодатью просветил сердца наши, а мы были бы сынами и дочерями Божьими, идущими в Царствие Божье.
Аминь.