Слово митрополита Исидора в Неделю 4-ю по Пасхе, о расслабленном
Слово митрополита Смоленского и Дорогобужского Исидора
в Неделю 4-ю по Пасхе, о расслабленномСвято-Успенский кафедральный собор,
г. Смоленск. 7 мая 2023 г.Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Дорогие братья и сестры! Христос Воскресе!Сегодняшний воскресный день Святая Церковь именует Неделей о расслабленном, поскольку предлагается Евангельское чтение, которое содержит историю исцеления Господом нашим Иисусом Христом расслабленного человека (см. Ин. 5, 1-15), лежащего у Овечьей купели во Иерусалиме, где происходили, как мы слышали, чудесные исцеления. Раз в год сходил Ангел в эту воду и первый, кто входил в нее, получал исцеление. А этот расслабленный человек тридцать восемь лет никак не мог получить исцеление, поскольку не было того доброго человека, который мог бы взять его на руки и первым окунуть в эту воду, в которую сходил раз в год Ангел.
Этот человек в болезни всё время пребывал около Овечьей купели и видел, как минимум, тридцать восемь раз те чудеса, которые связаны с исцелением неисцельных больных. Какое же горе, какие чувства были у этого человека, который так много лет не получал никакого ослабления в своей болезни. Мы лишь можем догадываться о том, о чем думал, о чем переживал этот человек, строил ли он планы на будущее и было ли у него это будущее. Мы можем догадываться о том, что множество чувств и не самых приятных, а может даже само отчаяние посещали того человека. Но то, что он ответил Господу, как мы слышали, свидетельствовало о том, что он всё-таки испытывал надежду на Божию милость.
Почему мы говорим о том, что он надеялся на Божию милость, хотя при этом говорит, что «…не имею человека, который опустил бы меня в купальню, когда возмутится вода; когда же я прихожу, другой уже сходит прежде меня» (Ин. 5, 7)? Почему он говорит про человека, а надеется на Бога? Да потому что, дорогие мои, воля Божия исполняется, в том числе, через окружающих людей, через нас с вами исполняется воля Божия в отношении другого человека. Так же, как и через нас с вами, в мир сей приходит соблазн, через нас с вами горе касается, в том числе, и других людей. Но милость Божия и правда Божия посещают этот мир благодаря нам – Божиим созданиям.
Поэтому он отвечает Спасителю: «…не имею человека, который опустил бы меня в купальню…», и Господь Сердцеведец, видя его покаяние, видя его благочестивый образ жизни в этой болезни повелевает: «встань, возьми постель твою и ходи» (Ин. 5, 8). И Божиим повелением в то же мгновение совершается чудо: он, который тридцать восемь лет не мог встать на ноги, встает и идет. И мы обратили внимание, куда идет этот исцеленный человек, ведь далее, в этой 5 главе Евангелия от Иоанна, мы читаем, что Господь встретил его в Иерусалимском храме (см. Ин. 5, 14). Чудо Божие – человек, получивший исцеление, идет в храм.
Спросим себя, дорогие мои: «Часто ли, получив ту или иную Божественную помощь, мы первым делом идём в храм? Являем ли мы собой благодарность за то, что Господь исцелил нас, что Господь подал ту или иную милость и не обязательно касающуюся нашего здоровья?». Да вся наша жизнь – это милость Божия, поскольку Господь дает нам время для покаяния, для доброделания. Не это ли милость Божия?
Поэтому те, кто осознает вот эту милость Божию, тот стремится быть с Богом, тот стремится благодарить Бога, вставая утром, в течение дня и перед одром сна. Человек такой благодарит Бога за то, что Господь являет ему свою милость – в этом суть нашего благодарения к Богу, что мы это делаем всегда. Не несколько раз в году на Пасху и на Рождество и, может быть, придя за Крещенской водой, а мы все время благодарим Бога. Мы благодарим Его, что Он дает нам жизнь, благословляет наши семьи, дает возможность нам сотворить добро ради ближнего, чтобы нам этим самым, хотя бы отчасти, искупить те грехи, которые мы ежедневно совершаем.
И вот Господь, встретив этого человека в Иерусалимском храме, говорит очень важные слова, которые важны и для нас с вами в нашей жизни: «…вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже» (Ин. 5, 14). Господь его не укоряет за прежде совершенные им грехи до этой болезни, Он его духовно укрепляет. Он видит, что человек вполне раскаялся и за эти тридцать восемь лет, вполне укрепился в добродетели. Но как бы мы сильно с вами не укреплялись в добродетели, по мысли древних святых отцов, мы всё же склонны к тому, что, несмотря на навык к добрым делам, всё равно согрешаем и впадаем в те же самые грехи, в которые мы впадали, может быть, несколько десятилетий до того. А мы успокоились, мы расслабились, нам кажется, что всё то злое, что было в нашей прошлой жизни не вернуть. Но диавол, стремящийся погубить всякого человека, напоминает нам о прежних грехах, он стремится к тому, чтобы мы вернулись к греховной жизни. Диавол стремится к тому, чтобы мы погибли, а Господь желает каждому из нас спасения. Поэтому Он предупреждает этого расслабленного человека, чтобы он, идя по дороге своей жизни и получив это чудесное исцеление, больше не возвращался к прежним грехам, иначе, как говорит Господь, будет более горше, чем было до того, как он заболел.
Святитель Иоанн Златоуст и прочие древние толкователи Священного Писания говорят здесь об адских муках, о том, что Господь предупреждает его не согрешать из-за того, что в нашей с вами временной жизни те болезни и те испытания, по сути, как об этом говорит святитель Иоанн Златоуст, не являются наказанием. Всё, что мы получаем от Бога в качестве испытания – это всего лишь его Божественная педагогика, Его отеческая забота о том, чтобы мы перестали наслаждаться грехами, а обратились бы к целомудренной добродетельной жизни. И всё, что есть в нашей жизни временной – это не наказание от Бога, это Его Божественная милость. А вот наказание, как говорят древние святые отцы – это то, что будет после нашей кончины, когда грешник, не раскаявшийся в своих грехах, и не желающий этого делать, будет находиться в муках, которые невозможно изъяснить, поскольку их нужно испытывать. И не дай Бог никому из нас проходить то испытание после нашей кончины.
Поэтому, дорогие мои, поскольку каждый из нас согрешает, мы должны помнить эти слова Божии о том, что наше возвращение к прежним грехам и прежним навыкам может навлечь на нас большие испытания, большие наказания, которые бывают после нашей кончины. Так не будем же испытывать волю Божию, не будем пренебрегать той свободой, которую Господь даровал каждому из нас – свободу к доброделанию, но никак ко греху. И воспользовавшись этим Богом данным талантом свободы, будем стремиться к тому, чтобы исполнить нашу с вами человеческую миссию.
У каждого из нас, дорогие мои, есть своя миссия в жизни – миссия стать мужем или женой, миссия родить определённое количество детей по воле Божией, миссия в том, чтобы приобрести ту или иную профессию, те или иные трудовые навыки, и исполняя эту миссию, помогать окружающим людям. Миссия в том, чтобы то зло, которое мы встречаем в нашей жизни, всячески пресекать, противодействовать ему, являть в себе и собой источник добра. И учителем во всем этом является сам Господь наш Иисус Христос.
Поэтому, дорогие мои, осмысляя эту евангельскую историю об исцелении расслабленного, убоимся того, чтобы возвращаться нам к прежней греховной жизни, чтобы зло прикасалось к нашему уму и нашему сердцу. Возблагодарим Бога за то, что Господь дарует нам Свою Божественную милость, милость молиться о себе, молиться об окружающих людях, о своих сродниках, молиться об Отечестве нашем и всем вместе, едиными устами, единым сердцем, прославлять Воскресшего Господа. Это милость Божия.
Поэтому вместе с тем расслабленным человеком, который получил Божие наставление, будем идти по дороге нашей жизни, укрепляя нашу немощную расслабленную душу благодатью Божией, как можно чаще прибегая к Таинству Покаяния, к Таинству Причащения Святых Христовых Таин, укрепляясь этой Божественной благодатью, молясь Богу в домашних и церковных наших соборных молитвах. Будем следовать ко Господу, прославляя Его преславное Воскресение и благодаря Его за то, что Он каждому из нас даровал свое Небесное Царствие. Он каждого из нас призывает в это Небесное Царство, чтобы мы вместе с Ним, вместе с тем расслабленным, но исцеленным человеком, могли бы возглашать со всеми великими угодниками Божиими, в том числе с нашими с вами земляками, входящими в Собор Смоленских святых, прославляя, могли вновь и вновь повторять эти жизнеутверждающие слова: Христос Воскресе!