Обновления

Слово митрополита Исидора в Неделю 1-ю по Пятидесятнице, Всех святых

Главная > Книга «Слово пастыря» > Слово митрополита Исидора в Неделю 1-ю по Пятидесятнице, Всех святых

Слово митрополита Смоленского и Дорогобужского Исидора
в Неделю 1-ю по Пятидесятнице, Всех святых

Свято-Успенский кафедральный собор,
г. Смоленск, 11 июня 2023 г.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Дорогие братья и сестры! В первый воскресный день после дня Святой Пятидесятницы, Святая Церковь непременным образом чествует всех святых, поскольку они и образуют собой Церковь Божию. Но наряду с этим и мы с вами являемся частью Небесной Церкви. Но если они являются уже неотъемлемой частью этого Божественного сонма, окруженные Ангелами, славословящими непрестанно Бога, то мы с вами, в силу той свободы, которую Господь нам дал, как и всякому человеку, имеем, к сожалению, возможность отказаться от этого величайшего дара.

Прославляя всех святых, Святая Церковь указывает нам на то, что они не просто явились носителями величайшего дара, а этим величайшим даром является вера, и этот величайший дар есть у каждого из нас, осознающего себя человеком верующим. Они в силу того, что имели любовь к Богу, были способны приумножить этот Богом данный дар в соответствии с теми Божиими словами, которые говорит святой апостол Павел в Послании к Римлянам в 10 главе в 10 стихе: «…сердцем веруют к праведности, а устами исповедуют ко спасению» (Рим. 10, 10).

Всякий подвижник веры призван к тому, чтобы в первую очередь заботиться о чистоте своего сердца, он призван к тому, чтобы все силы своей души направить на приумножение веры как дара Божия. А во вторую очередь всякий верующий человек исповедует Бога, потому что «вера без дела мертва есть» (см. Иак. 2, 26). И делами веры является исповедование Бога. На силу нашей веры, даже на её присутствие мы бываем неспособны взглянуть посторонними глазами: только сам человек может свидетельствовать о том, верующий он или нет. Кроме Бога и этого человека трудно определить, верует ли он. Но есть ещё один неотъемлемый, самый верный способ проверить, верующий человек или нет. И для того, чтобы это проверить, нужно взглянуть на дела веры. А поскольку «вера без дела мертва есть», там, где нет дел веры, там, собственно, не обнаруживается и сама вера.

Поэтому, во многом, дорогие мои, о силе нашей веры в Бога, окружающие нас люди, особенно люди неверующие, судят по тому, есть ли в нас добродетельная жизнь, являемся ли мы полноценными свидетелями своей веры в Бога. И если являемся, то есть не только устами свидетельствуем людям о том, что мы верующие, но и делами нашими, поступками, мыслями и чувствами являем этот пример веры, тогда люди убеждаются, что мы, поистине, верующие люди.

Но иногда так бывает, в силу повреждения нашей природы первородным грехом, что мы и являемся верующими людьми по сути своей. Но, поскольку язык наш часто произносит те слова, которые мы не желаем произносить, и мы во многом не контролируем этот очень важный человеческий орган, как об этом ясно говорит нам святитель Иоанн Златоуст, указывая на добрые стороны этого механизма, коим является язык наш и на те пагубные для нас последствия, когда мы не контролируем его действие, когда мы транслируем наши мысли языком, не стесняясь окружающих людей, производя внешний грех. А ведь «…от избытка сердца говорят уста» (Мф. 12, 34). Поэтому, во многом, не только какие-то поступки, а прежде всего слова, являются отражением нашего внутреннего духовного состояния, в том числе и отражают ту веру, которая есть в нашем сердце.

Невозможно обмануть себя и окружающих людей, когда мы произносим духовно гнилые слова, когда наш язык изрыгает осуждение, когда мы произносим слова ненависти. Трудно себе представить, что если мы это делаем, то в глубине нашего сердца теплится яркий огонь веры, не бывает так. Это значит, что веры в нашем сердце нет, либо она еле теплится и не усматривается нашим духовным взором. Так что мы не обращаем даже внимание на этот теплящийся огонёк веры, поскольку тьма греховной жизни полностью окутывает наше сердце. И этот огонек, как маленькая свечка в большом темном пространстве, еле теплится, если мы туда не обращаем наш взор, то и этот еле теплящийся огонек становится всё меньше и меньше.

Поэтому, дорогие мои, для всех нас очень важно веровать нашему сердцу, работать над тем, чтобы этот Богом данный дар приумножался в нас, чтобы этот костер нас освещал и грел. Ведь мы живем в холодном по отношению к любви человеческой пространстве жизни, мы живем в равнодушии окружающих людей, в безверии, в безнравственности. И это, безусловно, создает тот мороз по коже, который делает нас одинокими. Если в этом пространстве одиночества нет того теплящегося и греющего нас огонька веры как источника добра и созидания, то нам трудно бывает в нашей жизни.

Поэтому горе человеку, если он в сердце своем не имеет веры в Бога, горе человеку, потому что он не видит никакого отдохновения для себя, он не видит никакого утешения, не находит его в себе. А ведь Господь каждому из нас дал эту способность веровать в Бога и объяснил то, когда эта вера бывает в нашем сердце, произнеся заповедь блаженства: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф. 5, 8). Ведь вера – это есть факт нашей встречи с Богом, вера есть ощущение присутствия Божия в нашей жизни, вера – это та действующая сила, которая присутствует незримо ими и в человеке и бывает поводом к таким невероятным деяниям, творческим подвигам, которые во многом определяют нашу жизнь.

Поэтому очень важно, чтобы огонь веры всё более и более разгорался в нашем сердце, но без любви к Богу и без любви к ближним невозможно растопить этот огонь, потому что как раз любовь и является этими поленьями, которые умножают количество веры как огня.

Поэтому мы слышим в послании апостола Иоанна Богослова: «Кто говорит: “я люблю Бога”, а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?» (1 Ин. 4, 20). Это очень важная духовная связь, эта связь между любовью и верой неразрывна так же, как связь между верой и исповедованием, поскольку сердце верует к праведности, а уста исповедуют ко спасению. Поскольку мы являемся верующими людьми, которые носят благодатный огонь с верой в Бога, мы устами своими, поступками, мыслями и чувствами сообщаем окружающим людям о том, что в нас есть вера. И плохо бывает, дорогие мои, когда мы не должным образом являем в себе эту веру в Бога, когда мы являемся причиной соблазна для окружающих людей, ведя безнравственный образ жизни, когда мы неправоисповедуем веру в Бога, когда являемся поводом к тому, чтобы человек соблазнялся и уклонялся от истины и правды. Ведь следование правде – это следование Самому Христу. И там, где нет следования истине, там тоже человек заблуждается, а следование истине – это следование верному учению Христову, следование истине – это исповедование Бога в духе и истине.

Поэтому, дорогие мои, нам всем важно работать над собой и так работать, как работали над собой угодники Божии. Мы хорошо знаем, как не только святые апостолы, но и их ученики, мужи апостольские и впоследствии мученики ради Христа, исповедовали веру в Бога. Нам хорошо известно из жития святых, из фактов мученичества, как нечестивые императоры и гонители требовали всего лишь отречься словами от Христа, ничего не делая, всего лишь произнести, что «ты, мученик, не веришь во Христа» и тогда над тобой не будет никаких мучений, и ты будешь обеспечен богатством и благополучием. Вот как много значат слова в нашей жизни, как много эти слова значат для того, чтобы укрепить человека, как много могут значить эти слова, когда из уст наших льются проклятия. А вы знаете, что эти проклятия отражаются на судьбе нашей, отражаются на потомках, на всём роде.

Поэтому важно, чтобы слово, как то орудие, которое мы, имеющие образ и подобие Божие, использовали только во благо себе, чтобы никакое гнилостное слово нами не произносилось, только исповедование нашей веры во Христа, только слова добра и слова созидания должны исходить из наших уст.

Пусть сонм свидетелей Божиих, о которых сегодня характеристику мы услышали в Послании святого апостола Павла, пусть этот великий сонм свидетелей Божиих для каждого из нас будет примером нашего отношения к вере, будет примером нашей любви к Богу и ближним, примером нашего доброго отношения к своим личным обязанностям и, особенным образом, к нашей любви к Отечеству. Каждый из великих угодников Божиих непременным образом любил Отечество, каждый из них вносил свой созидательный вклад в то, чтобы окружающие люди не только приходили к вере в Бога, но и становились благочестивыми и верными служителями Отечества. Пусть сонм Собора Смоленских святых будет в этом доказательством, пусть великие угодники Божии, в том числе русские, начиная со святого равноапостольного великого князя Владимира и его бабки святой равноапостольной княгини Ольги, прочих угодников: святых мучеников благоверных князей Бориса и Глеба, святого благоверного князя Александра Невского и святого благоверного князя Димитрия Донского – все те имена, которые сегодня особым образом чествует Церковь, прославляя всех святых, а значит и каждого небесного покровителя из вас здесь стоящих. Пусть все великие угодники Божии предстательствуют нам, а мы бы призывали их в помощь, просили, чтобы Господь через этих угодников указал нам верный путь ко спасению, чтобы Он, Господь, подал нам через великих угодников Божиих Свою небесную помощь.

Прославляя сегодня всех святых, мы чествуем наших небесных покровителей. Поэтому примите, дорогие мои, от всех нас, духовенства кафедрального собора, поздравление с Днем Ангела.

И пусть Господь нашими небесными заступниками хранит Отечество наше, хранит каждого из нас, подаст помочь воинам, которые ныне защищают Отечество в окопах, стремясь к тому, чтобы враг не захватил нашу страну. Пусть Господь поможет им особым образом по нашим молитвам, а мы все будем верными молитвенниками Господу, Который является Начальником нашей веры и Совершителем её, чтобы Он через этот сонм угодников Божиих укрепил Свою Церковь и подал мир, благоденствие, здравие и во всём благое поспешение и спасение каждому из нас.

Аминь.

 

Главная > Книга «Слово пастыря» > Слово митрополита Исидора в Неделю 1-ю по Пятидесятнице, Всех святых