Катехизация людей с ограниченными возможностями здоровья
Из опыта работы воскресной школы для людей с ограниченными возможностями здоровья при храме во имя Новомучеников и Исповедников Российских
С 5 по 12 сентября 2011 г. в болгарском городе Варна прошла Неделя православной книги. Мероприятие носило название “Возрождение духовной жизни человека”. В рамках конференции состоялся семинар “Духовное просвещение и катехизация в Церкви”, в котором с докладом “Катехизация людей с ограниченными возможностями здоровья” приняла руководитель воскресной школы для людей с ограниченными возможностями здоровья при храме во имя Новомучеников и Исповедников Российских города Смоленска М. С. Хохлова
Текст выступления:
Ваше Святейшество, Ваши Высокопреосвященства, Ваши Преосвященства, уважаемые коллеги!
Тема моего выступления – „Катехизация людей с ограниченными возможностями здоровья“.
Катехизация – это воспитание в вере, включающее в себя прежде всего обучение христианскому вероучению и евангельской нравственности и направленное на воспитание любви и благоговения перед Богом, Его Церковью и людьми как Его образом и подобием.
“Церковно-приходская воскресная школа является начальной формой религиозного образования, посредством которого у детей и взрослых пробуждается и воспитывается произволение ко спасению души, приводящее в итоге к преображению личности и воцерковлению, формируется православное мировоззрение” (“Положение о церковно-приходской воскресной школе”). “Воскресная школа” – условное наименование учебных заведений, существующих при православных приходах и братствах.
Целью воскресной школы является содействие детям и взрослым в воцерковлении.
Основные задачи воскресной школы: приобщение к литургической жизни Церкви, религиозное обучение, создание православной среды.
Воскресная школа для людей с ограниченными возможностями здоровья, о которой пойдет речь, организована в 2001 году по благословению митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, ныне Святейшего Патриарха Московского и всея Руси. Она является школой семейного типа, где учатся и трудятся дети вместе с родными и близкими.
Во все времена под особым попечением Церкви находились люди с ограниченными возможностями здоровья. О них ни в коем случае нельзя забывать и сегодня. Подтверждением этому служат слова епископа Смоленского и Вяземского Пантелеимона: “Инвалиды нуждаются в нашей заботе, и внимание к ним делает наше общество более милосердным и нравственно совершенным. Тот, кто лишен возможности активно участвовать во внешней жизни, кто не пребывает в постоянном шуме земного мира, тот имеет лучшие условия увидеть Бога и услышать Его слова”.
Я хочу рассказать об основных педагогических аспектах катехизации, на которые я опираюсь в своей работе.
Воздействие на человека с целью его воспитания и возрастания есть педагогика. Существует педагогика веры, на которой и основывается катехизация. Как и всякая подлинная педагогика, она коренится в Божественной педагогике, педагогике Промысла Божия, педагогике Любви, как по сути, так по формам и методам. В педагогике веры могут и должны применяться основы общей педагогики.
1. Личностность
Личность не растворяется в Церкви, но Церковью охраняется. Человек, вступая в Церковь, получает возможность раскрыть себя как личность во всей полноте. Каждый призван служить Христу и Церкви тем даром, который получил от Бога (1 Пет. 4. 10), и в том служении, к которому призван (1 Кор. 7. 20).
Каждый человек индивидуален, уникальны и обстоятельства его жизни, что необходимо учитывать в катехизации. Воцерковление может быть построено только на основании искренних, доверительных и диалогичных отношений с людьми. Мы должны учиться видеть человека, доверять ему и понимать, что происходит в нем.
2. Диалогичность, любовь и смирение
“Свидетельство не может быть монологом – оно предполагает слышащих, предполагает общение. Диалог подразумевает две стороны, взаимную открытость к общению, готовность к пониманию, не только “отверстые уши”, но и “расширенное сердце” (2 Кор. 6.11)” (Деяния Юбилейного Архиерейского Собора).
Без любви и смирения со стороны священника и катехизатора воцерковление новообращенного христианина невозможно. Любить – это значит стараться увидеть Божественный замысел о человеке. Смирение выражается в понимании, что истинным Педагогом является Господь, мы же не должны мешать Ему. Человек никогда не может быть нам до конца открыт и понят. Мы не можем им руководить: мы – соработники Богу (1 Кор. 3. 9) и должны дать Ему возможность действовать. Наше педагогическое усердие должно иметь четкие границы и отступать перед таинственным Промыслом Божиим.
3. Добровольность, ответственность, своевременность
Бог хранит свободу человека, никогда не насилуя его волю. Катехизация может быть только откликом на свободное произволение человека к воцерковлению. Использования в катехизическом процессе любых средств и технологий, нарушающих свободу человека, недопустимо.
Отваживаясь на необходимое участие в жизни того или иного человека, осуществляющие катехизацию не должны забывать о своей ответственности за него. Сколь бы ни был велик соблазн воспитать себе подобных, не должно поддаваться ему.
Необходимо учитывать возрастные особенности, социальный статус, религиозную мотивацию, уровень светского образования, психологические особенности, а так же нравственное и культурное развитие человека. Христианское воспитание должно опережать информационно-рационалистическое наполнение ума.
4. Компетентность
Катехизатору необходимо четко понимать смысл, цели своего служения, область и глубину своей компетенции – осознавать, что он не есть носитель полноты истины и может ошибаться, признавать свободу тех, к кому обращена проповедь.
Катехизатор должен обладать православно-христианским мировоззрением и иметь личный опыт духовной жизни. Кроме того, человеку, отвечающему за воцерковление новообращенных христиан, желательно обладать навыками общения и необходимыми знаниями в области педагогики, психологии и других гуманитарных дисциплин.
Непременной обязанностью каждого христианина и особенно тех, кто содействует воцерковлению людей, должно быть стремление реализовывать проповедуемое своей жизнью. “Будьте образцом … в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте” (1 Тим. 4:12), – увещает апостол пастырей и проповедников-катехизаторов.
Таковы основные педагогические аспекты катехизации, на которые я опираюсь в своей работе с инвалидами.
Программа катехизации должна быть реалистичной в сочетании с простотой и краткостью. Она составляется на определенный период времени, в конце которого после анализа достигнутых результатов ее подвергают обновлению посредством расстановки новых акцентов, определения новых задач и новых средств.
Научение предполагает, во-первых, знакомство человека со Священным Писанием Нового Завета и раскрытие на его основании христианских ценностей в их иерархическом строе, а также ознакомление человека с основным богословским и культурным понятийным аппаратом. Во-вторых, знакомство с Символом веры и с ключевыми моментами церковной жизни (Крещение, Евхаристия, покаяние, священство, брак). В-третьих, начальное свидетельство христианской нравственности, которое в свою очередь предполагает знакомство с евангельскими заповедями, основами духовной жизни.
В нашей школе преподаются следующие дисциплины:
– “Закон Божий”,
– “Толкование Священного Писания Нового Завета”,
– “Православный катехизис”,
– “Церковное пение”,
– “История святости и главные святыни земли Смоленской”,
– “Духовные основы христианского милосердия”,
– “Декоративная лепка”,
– “Декоративная вышивка”,
– “Бисероплетение”,
– “Работа с персональным компьютером”.
Каждую нашу встречу в воскресной школе мы начинаем с совместной трапезы, за которой мы вспоминаем дни Ангелов и дни рождения учащихся и педагогов, а также говорим о значимых датах Православной Церкви согласно Церковного календаря.
Катехизическое воспитание имеет свое начало и исполнение в Евхаристии. И поэтому в продолжении совместной трапезы мы читаем отрывок из Евангелия, который звучал в этот субботний день на Божественной литургии и отрывок, который будет звучать завтра в воскресный день. Текст читается на церковно-славянском и русском языках и разбирается согласно толкованиям Святых Отцов.
В течение года в рамках Закона Божиего в доступной форме разбираются вопросы по литургике, которые возникают у учащихся при посещении Всенощного Бдения и Божественной Литургии. По мере необходимости объяснение сопровождается просмотром видео сюжетов.
„Почему мы страдаем?“, „Откуда страдание?“ – это вопросы, которые задают учащиеся нашей школы. Основное внимание в религиозном обучении следует уделять не тому, чтобы передать как можно больше информации, а тому, чтобы христианство могло быть прожито и пережито.
“Блаженны плачущие” означает, что страдание есть реальность нашего мира, жизни без страдания не бывает, поэтому страдание следует воспринимать как данность. Страдание может быть благотворным, если оно мобилизует внутренние силы человека, и тогда оно становится источником человеческого мужества и духовного возрастания. А это возможно только со Христом, в Единой Соборной Апостольской Церкви.
Девизом нашей школы являются слова апостола Павла: “Всегда радуйтесь, непрестанно молитесь, за все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе” (1 Фесс. 5. 16-18).
При организации катехизации важно различать аудитории, к которым она обращена. После совместной трапезы и просмотра фильма согласно православного календаря, учащиеся делятся на две группы в зависимости от интересов и способностей. Во время занятий по декоративной лепке и вышивке в каждой из групп звучит Слово Божие и жития святых угодников Божиих в доступной форме для слушателей.
В программу школы также входит обучение церковному пению. На занятиях присутствуют все учащиеся.
Вершиной нашего духовного общения в этот субботний день является совместное участие во Всенощном Бдении.
Духовным подкреплением для школы является ежегодное паломничество.
Данная катехизаторская деятельность требует углубленной специальной подготовки, опыта духовной жизни и серьезных богословских знаний, а специфика школы требует действенной сострадательной любви. Это сочетают в себе образованные, глубоко знающие свою веру и готовые самоотверженно трудиться Богу педагоги воскресной школы для людей с ограниченными возможностями.
Результатами обучения в воскресной школе можно считать не только приобретение учащимися базовых церковных знаний, но и желание включить в свою личную жизнь следующее:
а) чтение Евангелия с выяснением всех внешних и внутренних вопросов в сопоставлении со своими устремлениями, опытом и интуицией;
б) ежедневную молитву Богу о себе и своих близких;
в) еженедельное посещение богослужения и ежемесячное Причащение Святых Христовых Тайн.
Полноценное воцерковление невозможно без участия в христианской общине. С 2008 года к служению страждущим привлечены православные девушки и юноши. Для них был организован курс “Духовные основы христианского милосердия” с целью “оживить… в сердце корень самоотверженной жизни – веру в Бога, Уставы святой Церкви и любовь к страждущим”. Участие в жизни школы дает им возможность приобщиться к посильным делам милосердия и сострадания ко всем нуждающимся как стремление к нравственной жизни по Евангелию.
В 2008 году для воскресной школы произошло знаменательное событие: школа стала носить имя святой преподобномученицы Великой Княгини Елизаветы.
С моей точки зрения, пример Марфо-Мариинской обители и ее настоятельницы Великой Княгини Елизаветы Федоровны указывает сегодня путь устроения современных монашеских общин и миссионерских приходов, обращенных к страждущему миру.
Согласно ежегодным отчетам обители, осуществлялось три вида служения: попечительное, просветительное и деятельное.
К просветительному служению обители отнесены были вечерние воскресные беседы, сиротский приют и воскресная школа.
Религиозно-нравственные беседы и чтения проводили: “митрополит Владимир; епископы — Трифон Дмитровский, Анастасий Серпуховской, Василий Можайский, Феодор Волоколамский, архимандрит Димитрий, протоиерей Митрофан Сребрянский.
К просветительному служению были призваны также приют для девочек и воскресная женская школа. В основу жизни приюта для девочек (на содержании находились 18-19 человек) были “положены начала трудолюбия, семейности отношений и религиозно-церковного воспитания”.
Занятия в женской воскресной школе для взрослых женщин и девушек велись сестрами обители.
Жизненным девизом Великой княгини Елизаветы Федоровны, являются слова, которыми и я руководствуюсь в своем служении:
“Наш долг служить и сеять… Нам не нужно считать, сколько душ мы спасли, скольким людям помогли. Мы должны подняться от скорбной земли до Рая и радоваться с Ангелами об одной спасенной душе, об одной чаше холодной воды, поданной во имя Господа”.
Спасибо за внимание. Пусть Господь по молитвам святой преподобномученицы Великой Княгини Елизаветы вспомоществует вам в трудах, во благо Церкви и Отечества с усердием совершаемых.
Литература
Белановский Ю.С., Ракушин А.В., Шестаков А.А. Катехизация в Русской Православной Церкви на современном этапе. — М., 2007
Волошун П. В. Блаженны милостивые: благотворительная деятельность Великой княгини Елизаветы Федоровны. – М.: ДАРЪ, 2010.
Кирилл (Гундяев), митр. Смоленский и Калининградский. Слово пастыря: Беседы о православной вере. М.: Издательский совет Русской Православной Церкви, 2004.
Русская Православная Церковь поддерживает инициативы, привлекающие внимание к проблемам инвалидов [Электронный ресурс] // Официальный сайт Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви: [web-сайт]
М. С. Хохлова, руководитель Воскресной школы для людей с ограниченными возможностями здоровья при храме Новомучеников Российских г. Смоленска