Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа
19 августа по новому стилю Русская Православная Церковь отмечает праздник Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Праздник имеет один день предпразднства (18 августа) и семь дней попразднства (20-26 августа), являясь одиннадцатым в череде двунадесятых праздников по хронологии церковного года (с 14 сентября по новому стилю). Отдание Преображения празднуется 26 августа.
Евангелия повествуют, что Иисус пророчески произнёс: “…истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе” (Мк. 9:1), а спустя шесть дней взял троих ближайших учеников: Петра, Иакова и Иоанна, и поднялся вместе с ними на гору помолиться. Там во время молитвы Он “преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет” (Мф. 17:2). При этом явились два ветхозаветных пророка, Моисей и Илия, которые беседовали с Иисусом “об исходе Его, который Ему надлежало совершить в Иерусалиме” (Лк. 9:31). Увидев это, поражённый и испуганный Пётр сказал: “Равви! хорошо нам здесь быть; сделаем три кущи: Тебе одну, Моисею одну, и одну Илии” (Мк. 9:5). После этих слов явилось облако, осенившее всех, и ученики услышали из облака голос:
“Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Моё благоволение; Его слушайте” (Мф. 17:5)
Спускаясь с горы, Иисус запретил ученикам говорить об увиденном ими, “доколе Сын Человеческий не воскреснет из мертвых” (Мк. 9:9).
Исторический и богословский смысл этого важного эпизода Священной истории ясен. Вспомним о том, что Иисуса Христа не только простой народ, но даже ученики считали прежде всего земным царем-воителем. И лжемессианские иллюзии сохранялись у апостолов даже после Его Вознесения, вплоть до Пятидесятницы! Поэтому Господь приоткрывает им завесу будущего и являет Себя Сыном Божиим, владыкой жизни и смерти. Он заранее уверяет учеников в том, что близкие страдания – не поражение и позор, но победа и слава, увенчанная Воскресением.
При этом Христос прибегает к судебному правилу, сформулированному в Законе Моисея: “При словах двух свидетелей… состоится всякое дело” (Второзаконие 19:15). Этим Он опровергает нелепые обвинения со стороны книжников и фарисеев в нарушении Им еврейского законодательства.
Православное богословие видит в Преображении Господнем прообраз Его Воскресения и Второго Пришествия, и более того – учитывая, что каждое событие церковного календаря имеет отношение к личной духовной жизни – видит преображенное состояние христиан при конце мира. В прообразе будущей славы воспоминаемой в этом празднике, Святая Церковь утешает своих чад видением вечной блаженной славы, которая воссияет после тех временных скорбей и лишений, которыми полна наша земная жизнь; в славе этой будут участвовать все верующие. Кроме того, суть Преображения раскрывается в его символах. Гора – это безмолвие, уединенное место, где легче творить молитву, которая помогает соединению нашего беспокойного ума с Богом. Фавор в переводе означает чистоту, свет. Тот, кто приходит к сознанию своих поступков и кается в содеянном, освобождается от душевной грязи и может принять Божественный нетварный Свет. В стремлении к обретению этого Света, к обожению человеческой природы христианское учение видит духовный смысл жизни.
Яблочный спас – второе, чрезвычайно распространенное название праздника Преображения Господня, возникло не случайно. До Спаса не позволяется есть яблоки и блюда из яблок. А вот в этот день, напротив, полагается срывать и освящать яблоки и другие фрукты нового урожая.
Борис Пастернак упомянул этот праздник в своем стихотворении “Август”:
…Вы шли толпою, врозь и парами,
Вдруг кто-то вспомнил, что сегодня
Шестое августа по старому,
Преображение Господне.
Обыкновенно свет без пламени
Исходит в этот день с Фавора,
И осень, ясная, как знаменье,
К себе приковывает взоры!…
В честь Преображения названо много замечательных храмов, в том числе и в Смоленской епархии. Но наиболее значимыми в этот день будут престольные праздники в Преображенском соборе Авраамиевского монастыря в Смоленске и Спасо-Преображенском мужском монастыре города Рославля.