Святой праведный Алексий Медведков
Фотогалерея
В 2015 году исполнилось десять лет со дня прославления нашего земляка святого праведного Алексия Медведкова (Южинского), прославленного одним из первых русских святых за рубежом в 2004 году. Память его совершается 22 августа.
Жизнеописание праведного Алексия опубликовано в первом номере Смоленских Епархиальных Ведомостей за 2010 год. Святой Алексий Медведков отошел ко Господу 22 августа 1934 года вследствие тяжелого онкологического заболевания. Однако мощи его были обретены нетленными и 13 октября 2004 года были перенесены в Покровский женский монастырь в Бюси ан От (Франция). К раке праведного Алексия и его мощам прибегают многие страдающие тяжкими недугами и получают исцеления по молитвам к нему.
Жизнеописание святого праведного Алексия Медведкова (1867-1934)
1 января 1867 года у священника Никольского храма села Фомищево, Вяземского уезда, Смоленской губернии Иоанна Алексеевича Медведкова и его супруги Неониллы (Леониллы) Михайловны родился сын Алексий. Священнический род Медведковых был известен на смоленщине – дедушка Алексия, протоиерей Алексий Медведков долгое время служил в селе Батурино Бельского уезда.
По смерти отца все воспитание сына легло на плечи матери. Мальчик получил обычное по тем временам для детей духовенства образование – Вяземское духовное училище, после окончания которого, поступил в Санкт-Петербургскую духовную семинарию. Окончив семинарию в 1889 году, обладая хорошим голосом (бас) и отличным слухом, в 1890 году он был принят псаломщиком в храм Великомученицы Екатерины на Васильевском острове, где прослужил пять лет.
Священником Алексей Медведков становится по благословению святого праведного Иоанна Кронштадского. Рукоположение во диакона состоялось 24 декабря (по старому стилю), а 26 декабря 1895 года, на второй день Рождества Христова он рукоположен во священника митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Палладием и назначен священником в село Вруду, Ямбургского уезда Санкт-Петербургской губернии. Небогатый приход села Вруду, не смутил молодого священника. Его жизнь была наполнена заботами о спасении душ вверенной ему паствы. В селе имелся один каменный храм с престолом в честь Успения Божией Матери, построенный в 1840 году. В 1852 году к храму была пристроена колокольня. (Храм был закрыт в 1938 году, затем действовал с 1942 года по 1961 год, ныне возвращен приходу и реставрируется).
На этом приходе отец Алексий трудился 22 года. К приходу было приписано 13 деревень. Прихожан насчитывалось около полутора тысяч. При приходе действовала церковно-приходская школа. Кроме нее в селе было еще три школы – земская и две школы Санкт-Петербургского воспитательного дома. Во всех школах отец Алексий был законоучителем. С большой ответственностью относился батюшка к своему служению и занятиям с детьми. Очень основательно готовился к проповедям, пользуясь не только своей библиотекой, но и выписывая необходимую литературу из Санкт-Петербурга. Он стремился донести слово Божие до каждого крестьянина и крестьянки, побуждая их приходить в храм Божий и становиться настоящими христианами. Батюшка был любим и уважаем своей паствой и собратьями иереями. В 1916 году он был награжден саном протоиерея. Может быть, так и прошла бы жизнь отца Алексия в мирном служении в сельском приходе, не случись ужасной трагедии в 1917 году.
Среди арестованных новой властью священников он был одним из первых. Основное обвинение, предъявляемое ему, заключалось в том, что он был верен православию. В тюрьме батюшка претерпел побои и издевательства, ему перебили руки, ноги, частично порвали лицевой нерв правой стороны. Священника Алексия Медведкова приговорили к расстрелу, но милостью Божией он избежал этой участи.
В 1919 году ему вместе с семьей удалось бежать в Эстонию. Четыре года, чтобы прокормить семью, о. Алексий работает на сланцевых рудниках Кохтла-Ярве, где сильно подрывает свое здоровье. Несмотря на все материальные трудности и слабое здоровье протоиерей Алексей Медведков не оставляет своей пастырской деятельности среди русских православных беженцев, работавших как и он сам на рудниках. С 1923 г. отец Алексий назначается сверхштатным священником на приход Богоявленского храма в город Йыхви. Однако он продолжает окормлять русских беженцев в Кохтла-Ярве. Хотя условия для этого очень трудные: храм в честь Преображения Господня был маленький и неблагоустроенный, службы непостоянные, а хора совсем не было. Однако отец Алексий отдает все силы на становление прихода – он преподает в эмигрантской школе, организовывает церковный хор из беженцев, заботится о благолепии богослужений. С особенной любовью и заботой батюшка относится к детям, их духовному просвещению он уделяет много времени и сил. Беседы с детьми доставляют радость и батюшке и его слушателям.
Десять лет жизни в Эстонии были очень тяжелыми для уже немолодого батюшки. В 1929 году, после продолжительной болезни умирает его супруга. Он вынужден заботиться о своих двух дочерях. Тогда же он письменно обращается к митрополиту Евлогию в Париж с просьбой принять его в свою епархию. Согласие владыки Евлогия было получено. Осенью 1930 года отец Алексий с двумя дочерьми и внуком приезжают во Францию. В декабре того же года протоиерей Алексий Медведков назначается настоятелем Свято-Николаевского храма города Южина (юго-восток Франции). В этом городе находился большой металлургический завод. Начиная с 1923 года, руководство завода приглашает русских беженцев с Балкан и Эстонии. Многие из эмигрантов обосновывались в Южине благодаря Никольскому храму, который был открыт в 1924 году по просьбе первых эмигрантов (в основном военных и казаков) в бараке недалеко от завода. Прихожане обустроили этот барак, устроили над ним небольшой купол голубого цвета с золотыми звездами и восьмиконечным крестом над ним. В 1927 году храм был освящен. Хотя храм был бедным, вместо иконостаса были натянуты завесы из тканей, на которых укреплены иконы, он объединял, оказавшихся в изгнании православных русских людей.
В Южине материальное положение семьи о. Алексия улучшилось, что давало ему возможность помогать нуждающимся. И во Франции отец Алексий по внешности выглядел типичным сельским батюшкой. Ходил постоянно в старенькой рясе, не придавая значения косым взглядам или колким замечаниям. Он был сосредоточен во внутренней жизни, смысл которой составляла молитва. В храме батюшка преображался, здесь была его истинная жизнь. Любовь к благолепию храма, к стройности церковного пения, к торжественности богослужения не оставляла батюшку на протяжении всей его жизни, в каких бы условиях не проходила эта жизнь. Служил батюшка без пропусков, строго соблюдая “Устав”, громким и отчетливым голосом. Говорил прекрасные проповеди, почти исключительно на евангельские темы. Приходил в храм отец Алексий за долго до начала литургии приступал к проскомидии, которая могла продолжаться три и более часов. Батюшка старался молиться за всех, кто встречался на его нелегком жизненном пути. После литургии батюшка не торопился покинуть храм. Он служил панихиды по своим усопшим духовным чадам, часто по просьбе прихожан служил различные требы, отказываясь брать за них деньги, ссылаясь на то, что у него есть “оклад”. Сохранились свидетельства, что он постоянно пребывал во внутренней молитве. Но его участие и сочувствие к людям было не только внутренним, большую часть имеющихся у него средств, он с любовью, но всегда тайно, отдавал нуждающимся людям. Это часто вызывало недовольство его родственников, но батюшка не смущался этого и продолжал творить дела любви и милосердия, не рассчитывая и не ожидая благодарности, с чьей бы то ни было стороны. Отец Алексий имел очень кроткий нрав и всемерно старался быть в мире со всеми, независимо от социального положения и политических взглядов его духовных чад. Он был образованным и очень начитанным человеком. Однако на светских приемах держался в тени и замкнуто. В беседах с близкими ему по духу людьми часто цитировал Евангелие и Псалтирь, которые знал наизусть. Из русских писателей более всего любил Алексея Степановича Хомякова.
С большой любовью батюшка продолжал заниматься с детьми. Он с нежностью и старательно учил их любить Господа, быть преданным православной вере. Рассказывал им, что самая большая радость посещает человека, когда он исполняет заповеди Христовы.
Прихожане храма Святителя Николая в своих воспоминаниях об отце Алексии единогласно отмечали его скромность, деликатность, за все благодарящего Бога, ничего не требующего, ничего не домогающегося. Он был вежлив и приветлив со всеми как с уважающими его людьми, так и с недоброжелателями, которые у батюшки тоже были. Некоторым прихожанам не нравились длинные службы, которые батюшка совершал, не уклоняясь от богослужебного устава. Ясная простота и уравновешенность служителя Божия у некоторых людей вызывала раздражение и непонимание. Отец Алексий не смог или не хотел приспосабливаться к жизни в эмиграции. Души своей паствы он старался утешать своим смирением и упованием на промысел Божий.
Работа на сланцевых рудниках Эстонии и в районе металлургических комбинатов во Франции сильно подорвали здоровье протоиерея Алексия. В июле 1934 года он был госпитализирован в больницу города Анесси с диагнозом “рак легких”. В больнице батюшка, общаясь с некоторыми прихожанами, посещавшими его, говорил: “Когда нападает уныние надо молиться вдвоем. Тогда Христос бывает посреди нас, согласно Своему обещанию в Евангелии”. После прочтения акафиста Святому Великомученику Пантелеимону батюшка сказал: “Он был отрок чистый (Св. Пантелеимон), великий мученик за Христа и сродный нам, русским, нашей эпохе. Я вообще люблю отроков, детей; они чисты. У меня на приходе истинные прихожане это дети, это дети моих прихожан. И, если живы, останутся эти детки и вырастут, то составят Внутреннюю Церковь. И мы с вами, дорогой мой, к этой Церкви принадлежим, если живем по совести и заповеди исполняем. …Понимаете, о чем я говорю? В видимой Церкви есть Невидимая Церковь, тайная Церковь. В ней – люди нищие духом, живущие благодатью и ходящие по воле Божией. Во всех приходах и во всех юрисдикциях такие люди имеются”.
Сильные боли, которые испытывал батюшка, не могли помешать беседовать и давать духовные наставления. Всем, обращающимся к нему, батюшка настоятельно советовал соблюдать пост, вести воздержанный образ жизни, соблюдать молитвенное правило. До последних минут, отец Алексий имел ясное сознание, и он осознанно готовился предстать перед престолом Божиим. За день до смерти он исповедовался, соборовался и причастился. Рано утром 22 августа 1934 года протоиерей Алексий Медведков отошел ко Господу. После установления смерти, врач повелел немедленно положить тело в гроб, и похоронить в этот же день, мотивируя это жаркой погодой и раковым заболеванием, что обычно ведет к быстрому разложению тела. Погребен был батюшка в городе Южине на городском кладбище.
В 1956 году городские власти города Южина приняли решение о закрытии городского кладбища. По инициативе настоятеля Никольского храма города Южина, отца Филиппа (Шпартака), останки протоиерея Алексия Медведкова, было решено перезахоронить. Отец Филипп указал рабочим место захоронения, а сам на несколько дней отлучился из города. Рабочие, по каким-то причинам, не дождавшись возвращения священника, начали вскрытие могилы. Увиденное потрясло рабочих: они увидели лежащее в мокрой земле нетленное тело в белом священническом облачении, с Евангелием, которое покойный держал в руках. Рабочие утверждали, что такое видели в первые, хотя до этого вскрыли много могил. Так как новая могила еще не была готова, то тело, положенное в гроб, оставалось на открытом воздухе три дня при тридцатиградусной жаре, однако тления и тогда не было обнаружено. 11 августа 1956 года в присутствии отца Филиппа и нескольких прихожан тело отца Алексия было вторично предано земле.
3 октября 1957 года, по инициативе настоятеля Покровского храма женского монастыря Покрова Пресвятой Богородицы в Бюси-ан-От, отца Павла Пухальского и по благословению митрополита Владимира (Тихоницкого), тело отца Алексия было перезахоронено на русском кладбище в Сен-Женевьев-де Буа. Участвовавшие в перезахоронении секретарь Епархиального управления К. М. Князев, отец Павел Пухальский и монахиня Феодосия из Покровского монастыря, при вскрытии гроба увидели, что тело осталось нетленным, как и год назад. На кладбище в Успенском храме была совершена заупокойная литургия, а затем панихида. На панихиде присутствовало духовенство всех трех юрисдикций: Константинопольского Патриархата, Московского Патриархата и Русской Зарубежной Церкви.
16 января 2004 года Святейший Синод Вселенского Константинопольского Патриархата причислил к лику святых пятерых мучеников и праведников из русской эмиграции, живших во Франции в первой половине ХХ века. Первым в этом списке стоял протоиерей Алексий Медведков. Торжественное прославление ново прославленных святых и оглашение их причисления к лику святых состоялось 1-2 мая 2004 года во время Всенощного бдения и Божественной литургии в Свято-Александро Невском соборе в Париже. Мощи святого праведного Алексия, покоившиеся в склепе Успенского храма на кладбище города Сен-Женевьев-де-Буа, 13 октября 2004 года были перенесены в Покровский женский монастырь в Бюси-ан-От (департамент Эссон, Франция), основанный в 1946 году русскими монахинями. Нетленные мощи святого праведного Алексия были помещены в храме Преображения Господня, освященном 14 октября 2003 года. Мощи пребывают в специально сделанной раке из белого камня, которая установлена на солее.
В своем послании по поводу этого прославления архиепископ Каманский Гавриил отмечал: “В этом году, когда мы отмечаем 70-летие успения протоиерея Алексия Медведкова, …мы можем осознать, насколько отец Алексий Медведков, отец Димитрий Клепин, мать Мария и их сподвижники нам близки не только временем их жития, но особенно учением, которое они нам преподают примером своей жизни на земле, протекшей в ужасных обстоятельствах, в эпоху, отмеченную отклонением от Бога, отрицанием Божественного дара жизни, потерей гуманности в человеке. …Хвалу воздаем Богу, дивному во святых Своих, предоставившему нам, как пример святости, Своего смиренного служителя, протоиерея Алексия, останки которого, даже после его успения, излучают благодать Божию. Хвалу воздаем Богу, Который в Своей бесконечной милости и, невзирая на наше недостоинство, воздвиг среди нас таких представителей, которых мы можем отныне, собираясь в Церковь, поминать за богослужениями. Мы особенно желаем поделиться нашей радостью с досточтимой Русской Церковью, дорогой нашему сердцу, и надеемся, что имена ново прославленных святых, подвизавшихся на земле Западной Европы, но являющихся “плотью от плоти” русского народа, будут занесены в Ее святцы”.
Церковь созидается на крови мучеников и на молитве праведников. Да будут они примером для нас в вере, любви и правоте.
В Спасо-Богородицком Одигитриевском женском монастыре под Вязьмой находится икона с частицей мощей, написанная в Покровском монастыре и освященная на святых мощах праведного Алексия.
Игумения Ангелина (Нестерова),
настоятельница Спасо-Богородицкого Одигитриевского монастыря под Вязьмой