Обновления

Слово митрополита Исидора в день памяти св.блг. князя Андрея Смоленского

Главная > Проповеди > Слово митрополита Исидора в день памяти св.блг. князя Андрея Смоленского

Слово митрополита Смоленского и Дорогобужского Исидора на Божественной литургии в день памяти св.блг. князя Андрея Смоленского

Храм в честь св.блг. князя Андрея Смоленского, п. Красный Бор, 9 ноября 2019 г.



Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Дорогие братья и сестры, в только что слышанном нами Евангелии (Лк. 8, 16-21) Господь произносит слова, которые режут наш слух. Он говорит: Матерь Моя и братья Мои – это те, кто слышат и исполняют Слово Мое. Это был ответ на вопрошание о том что Его родная Мать, Пресвятая Богородица, с многочисленными братьями хотели бы поближе подойти к Нему. Ближайшие родственники должны быть в самом близком кругу, чтобы все видеть и слышать.

Но Господь указывает на иное измерение этих человеческих отношений. Для Него как Создателя всего мира и Творца человека важны не родственные связи, которые проистекают из Его Божьего благословения прийти на эту землю, воплотиться, стать человеком, спасти весь человеческий род. Он нам указывает на важность другого – на духовное измерение. Оно связано с тем, насколько тесно мы соединяемся с Богом. Это теснейшее единение с Богом осуществляет, в том числе, и наше теснейшее единение друг с другом. Если в нашей душе нет правды, не стремления к красоте, чести, достоинству, тогда мы не с Богом. Тогда мы, как правило, отделяем себя и от окружающих людей. Пороки человеческие не объединяют нас. Они разделяют нас друг с другом, делают нас эгоистичными и одинокими. А то, что относится к добродетели Божией, объединяет нас с Самим Богом, и друг с другом.

Особо уникальна судьба человека – святого, память, которого мы сегодня отмечаем. Это благоверный князь Андрей Смоленский, живший в середине XIV века, в эпоху преподобного Сергия, игумена Радонежского. Андрей был одним из многих сыновей князя Феодора Смоленского. Как и прочим наследникам, ему полагался удел – та область или район, которой он должен был владеть. И по благословению своего отца он получил свой удел, как и другие его братья, принявшие эту власть. Но между братьями возникла междоусобица, ибо каждому хотелось большего. И не было между ними братских отношений, не было любви, ибо они искали не Божьего, а человеческого.

Князь Андрей, являясь честным христианином, принимает решение оставить свое имение. В тайне от сродников, он уходит из пределов смоленских, идет на север нашей Родины, с молитвой и просьбой указать ему то место, в котором он мог бы совершить свой христианский подвиг, умолить Господа простить его братьев, которые преисполнены духа соперничества и междоусобиц. Так, с молитвой, он доходит до нынешнего Переславля-Залесского, который расположен между Сергиевым Посадом и Ярославлем. Приходит в древний город, место рождения благоверного Александра, и останавливается в церкви святителя Николая Чудотворца. Он становится пономарем – человеком, который прислуживает в храме и алтаре, и в течение 30 лет несет это послушание в Свято-Никольском храме. Наступает время его кончины. И священники, видя умершего пономаря, находят при нем грамоту, в которой сказано, что он князь смоленский, который удалился из Смоленска ради прекращения междоусобиц своих братьев.

Этот подвиг благоверного князя Андрея непонятен нам. Как это человек, имеющий богатство, власть, перспективы для всяческого роста в своей личной жизни, оставляет все это, чтобы молиться Богу, принести покаяние Ему и умолить Господа примирить своих братьев? Что это за поступки, которые мы бы вряд ли совершили? Но он в силу своей горячей любви к Богу, веры в то, что Господь все устроит так, как необходимо, совершает этот подвиг.

Мы с вами должны научиться этому подвигу, равно как и подвигу его святых предшественников, благоверным князьям Борису и Глебу, которые именно по причине своего смирения, своей горячей любви к Богу и людям позволили Святополку Окаянному поднять на них руку.

Благоверный князь Андрей оставляет свое богатство и всяческую власть, чтобы послужить поводом для примирения, и для того, чтобы самому получить от Бога спасение через то, что он раздал имущество и пошел в иные приделы, где о нем никто ничего не знал, и совершал там свое практически иноческое служение. Никто не мог поверить, что это кто-то из княжеского рода, поскольку простота, смирение, послушание окружающим людям не выдавали в нем человека почтенного.

Обратим внимание, дорогие мои, на наш характер, на особенности нашей жизни. Если бы кто-то из нас имел богатство и власть, неужели бы он оставил все это? Неужели в нас не проявлялась бы кичливость, гнев – “я же князь, у меня богатство”? Но постараемся подражать не напыщенным высокопоставленным и иногда неразумным людям, а вот таким, простым людям, искренним, имеющим высокое социальное достоинство, никогда не подчеркивающим это достоинство, но всегда принимающим волю Божию и все отдающим Богу, Которому в подлинном смысле все и принадлежит. А нам не принадлежит ничего. Будем учиться у таких людей, подражать таким наставникам нашим. Если мы будем подражать святым угодникам Божиим, в нашей жизни может состояться наш личный подвиг, к которому каждый из нас призван: женщина и мать – к материнскому подвигу, мужчина и отец – к отцовскому, воин – к воинскому. Каждый из нас должен совершить свой подвиг.

Благоверный князь Андрей Смоленский находится своими мощами в Никольском храме города Переславля-Залесского ныне (каждый из нас может посетить этот монастырь и приложиться к святым мощам). Но, находясь там телесно, он пребывает с нами духовно. Ведь он – князь смоленский, который ушел для того, чтобы в конечном счете быть с нами неотлучно, молясь за свою Смоленскую землю у Престола Божия. Вот как должны и мы достигать Бога и единства с окружающими людьми – только через святость.

Благоверный князь Андрей Смоленский для каждого из нас пусть будем примером правильного отношения к Богу и людям, а мы будем достойными подражателями нашего смоленского великого угодника Божия. Его же молитвами Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас. Аминь.

Главная > Проповеди > Слово митрополита Исидора в день памяти св.блг. князя Андрея Смоленского