Покровская церковь
Храм во славу Покрова Пресвятой Богородицы расположен во второй части города. Возведение этой церкви связано с фамилией поречских купцов Куксиных. Строительство началось в 1857 г. иждивением главы семьи Дмитрия, а после его смерти продолжено наследниками, братьями Иваном и Василием. Первоначально храм был кладбищенским, затем прихожане высказали предложение обратить церковь в подворье Ордынской пустыни, но не получили на это разрешения епархиального начальства. С 14 февраля 1865 г. храм стал приходским.
Куксины первоначально заложили однопрестольную церковь, но в 1865 г. задумали расширить здание пристройкой двух приделов. Для этого требовалось благословение правящего архиерея и утверждение чертежей строительной комиссией при духовной консистории. 10 октября 1865 г. разрешение было получено. Братья Куксины уже давно с нетерпением ожидали этого указа, причем были готовы и рабочие, имелся необходимый стройматериал. К работе приступили 11 октября — десятки строителей трудились около храма, копая рвы для фундаментов. 17 октября, после литургии состоялась торжественная закладка первых камней в основание южного придела, который решили посвятить памяти великих русских святителей — Митрофана Воронежского и Тихона Задонского. Честь положить первые кирпичи выпала Ивану Куксину и священнику Андрею Михаловскому. Затем отец Андрей сказал проповедь, призывая верующих заботиться о созидании и украшении приходских храмов. Батюшка обратил внимание на то, какую роль играют церкви в жизни православных христиан:
“Христиане! Храм Божий есть великий дар Божий, великая святыня. Он есть видимое селение славы Божьей; он есть дом молитвы. Храм Божий есть училище веры и благочестия христианского; он есть сокровищница таинств церковных, или тех спасительных священнодействий, которыми совершается наше спасение и без коих оно не возможно. Храм Божий есть источник наших благословений земных и небесных. В нем постоянно, когда другие отсутствуют и занимаются делами житейскими, возносится общее моление о здравии и спасении живых, и об упокоении усопших отцов и братий наших; испрашивается благодать на прогнание наших недугов и болезней, на освящение наших домов; в нем испрашивается благословение и ниспосылается благодать на все наши труды и занятия — на всех и на все!
<…>Приходской храм наш есть наше общее святое достояние, наша драгоценность, наша святыня, наше земное небо!”.
Через 8 дней фундамент был завершен. Началась подготовка рвов для второго придела. 26 октября состоялся чин закладки северного притвора, посвященного преподобным Сергию Радонежскому и Нилу Столобенскому. Отец Андрей вновь обратился к прихожанам со словом наставления. Священник подчеркнул о значении преподобного Нила для жителей Поречья, которые каждую весну отправлялись в Тверскую губернию на поклонение его мощам. Поучение завершилось благодарением Бога и молитвой об успешном окончании начатых работ по сооружению святых храмов (в данном случае – придельных).
Когда приделы были выстроены, точно сказать нельзя. Известно, что в 1867 г. Поречье посетил епископ Иоанн. В “Журнале обозрения епархии” появилась запись, свидетельствующая о завершении строительства. Следовательно, храмы завершены не позднее 1867 г. С тех пор Покровская церковь имеет тот вид, к которому мы привыкли и наблюдаем сейчас.
В 1871 г. на средства братьев Куксиных рядом с храмом была устроена каменная богадельня. На ее строительство купцы израсходовали 1500 рублей.
Покровская церковь имела все необходимое для богослужений: паникадила, подсвечники, евхаристические сосуды, богослужебные книги. Утварь приобретали на средства, пожертвованные прихожанами. В 1865 г. на деньги улана Тимофея (его фамилия неизвестна) для украшения главного престола была куплена дарохранительница. На его же пожертвования в церкви появились медная крещальная купель и венцы для брачующихся.
1 сентября 1994 г. в Покровской церкви произошло истечение мира от иконы святителя Николая. Первым заметил мироточение иеромонах Сергий (Зятьков) во время совершения перед образом молебна о болящем ребенке.
“Мое внимание привлекли капли наподобие росы, находящиеся на пряди волос головы и бороды святителя. По окончании молебна была открыта стеклянная рама, закрывающая икону, и находящиеся рядом прихожане стали свидетелями явления маслянистой жидкости на иконе” – сообщал отец Сергий митрополиту Кириллу о совершившемся чуде.
18 и 22 сентября, во время чтения акафиста святителю Николаю, вновь можно было наблюдать истечение святого мира.
1 октября митрополит Кирилл на представленном ему рапорте наложил резолюцию, памятную для Покровского храма:
“В соответствии с практикой, установленной Священным Синодом, считать день 1 сентября местным праздником, а икону святителя Николая — чудотворной. Совершать накануне, 31 августа полиелейную службу святителю, а в самый день — Божественную литургию”.
Так у города Демидова появился праздник, подтверждающий благодатную помощь святителя Николая в новейшее время.
Мироточение иконы святителя в 1994 г. является не единственным случаем в истории храма. 18 и 19 августа 1996 г., в праздник Преображения Господня замироточили сразу шесть икон: пророков Захарии и Елисея, святителя Николая, великомученика Пантелеимона, архангела Михаила, Смоленской Божьей Матери и Господа Вседержителя. От образа великомученика исходило благоухание. Иконы настолько обильно источали миро, что его собирали губками.
В сентябре 1995 г. иеромонах Сергий назначен на должность настоятеля Спасо-Преображенского храма города Рославля. Ныне отец Сергий руководит Рославльским мужским монастырем, с 1996 г. в сане игумена.
Сейчас Покровский приход возглавляет священник Александр Миронов. Приходская жизнь продолжает восстанавливаться.
Покровская церковь занимает одну из ключевых позиций в градостроительной структуре Демидова. В объемной композиции храма можно разглядеть влияние русского стиля, несмотря на то, что здание выполнено в стиле запоздалого классицизма.
К четверику храма примыкают полукруглая алтарная апсида и равная по ширине трапезная. Притвор служит основанием для шатровой колокольни. Храм завершен пятиглавием. На одной из стен церкви находится рельефная рамка, завершенная головой херувима. Вероятно, в ней ранее помещалась икона.
Недалеко от церкви находятся оригинальные надгробия. Одно из них имеет вид короткой колонны на двухъярусном круглом постаменте и с очень широкой абакой, над которой пирамида с вогнутыми ребрами увенчана шаровидной главкой. Другое надгробие сооружено как завершенный главкой четырехгранный обелиск с вогнутыми гранями, поставленный на кубическое основание без рельефных элементов. На местном кладбище покоится прах поречских купцов-храмостроителей.
Подготовил Иеромонах Рафаил (Ивочкин), член Союза краеведов России,
дипломант Макариевского фонда