Обновления

Слово митрополита Исидора в Неделю 31-ю по Пятидесятнице, по Рождестве Христовом

Главная > Проповеди > Слово митрополита Исидора в Неделю 31-ю по Пятидесятнице, по Рождестве Христовом

Слово Его Высокопреосвященства митрополита Смоленского и Дорогобужского Исидора в Неделю 31-ю по Пятидесятнице, по Рождестве Христовом

Свято-Успенский кафедральный собор, г. Смоленск

10 января 2021 г.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Дорогие братья и сестры! В первый Воскресный день по Рождестве Христовом Святая Церковь предлагает нам евангельское чтение не в виде притчи, но в виде исторического события, которое для всех нас, подобно притче, является назидательным, поскольку свидетельствует о пришествии в мир Спасителя – Бога, ставшего человеком, рожденного в Вифлееме. Те лица и те события, о которых мы слышали, являются для всех нас ясным подтверждением того, что Господь Иисус Христос – историческая личность. И утверждение “совопросников” века сего, о том, что Бога не было и личность Иисуса Христа выдумали христиане, утверждение, которое они пытаются вложить в наши умы, не соответствует никаким, в том числе научным, данным. Из второй главы Евангелия от Матфея мы услышали сегодня повествование о том, как рожденный Спаситель мира был принят этим миром.

Обратим внимание на то, что Бог приходит не в славе Своей, не в царском достоинстве, а в достоинстве простого человека, рожденного в яслях, в вертепе. И Свой земной путь Господь завершает на этой земле в подобном же, простом, даже некогда постыдном месте – на Кресте. Пришел Господь в этот мир в простоте, и ушел, совершив Свою миссию. Вознесся на Небо, будучи прежде распятым на Кресте, который всегда являлся позорным орудием смерти самых злобных преступников. А как иначе мог встретить Бога мир? Христос пришел в мир, чтобы обличить его в неправде, а всякое обличение в неправде вызывает у носителей этой неправды всего лишь одну реакцию – злобу.

Мы слышали сегодня и о том, как этой злобой был переполнен царь Ирод Великий, который обманным путем выведал у пришедших с Востока астрологов – волхвов о рождении Богомладенца. Как волхвы доверчиво сообщили ему об этом важном, в том числе, и для царя земного историческом событии. И как Ирод лукаво им засвидетельствовал, что и он желает поклониться рожденному Царю. Но преисполненный злобой и ненавистью к Царю, то есть к своему конкуренту, не понимая и не желая понимать того, что это – Царь Небес, он стремится убить Богомладенца Христа. И поскольку всякая злоба не имеет никаких границ и никакой логики, а лишь горячее и непреодолимое желание навредить, царь Ирод распоряжается, о том, чтобы все младенцы от двух лет и старше были убиты. И эти младенцы были убиты. Мы можем только представить себе, какой плач был на земле, на которой были убиты младенцы, сколько стенаний к Небу произносили их матери! Но не Небо виновато в убийстве невинных младенцев, а мы – люди.

Во всем, что происходит на земле, нет вины Бога, поскольку Бог засвидетельствовал Свою подлинную любовь, придя в мир и приняв на себя греховное человеческое естество – всего человека, кроме греха. Бог навсегда соединился с человеческой природой, поврежденной человеческим же грехом, чтобы соединить ее со Своей природой и вознести ее на Небо, чтобы помочь человеку Своей Божественной благодатью. Помочь не обществам, не странам, не коллективам людей, а каждому человеку.

Христос пришел к каждому из нас, и каждого Он готов называть по имени. У каждого из нас есть имя, и, как мы знаем с вами из откровения святого Иоанна Богослова, Господь там, на Небе, даст нам Свое имя по той заслуге и тому служению, которые мы совершали в нашей жизни. Но прежде событий, участниками которых мы все станем в будущем, Господь назидает нас сейчас этой евангельской историей. Назидает в том, чтобы мы, глядя на злобу человеческую и ужасаясь этой злобе, не повторяли ее в нашей жизни. Чтобы никто из нас, совершая свой жизненный путь, не проявлял эту злобу. Если человек царь – эта злоба царская, если простой человек – это простая злоба, но не менее губительная для самого человека и для окружающих людей.

Как много злого мы можем сделать за нашу жизнь! И это относится не только к преступникам-рецидивистам, но и к нашей бытовой жизни, в которой мы проявляем много злобы, осуждая всех и вся, раздражаясь на ближних, давая волю злым чувствам, а иногда даже совершая злые действия. Поэтому, к сожалению, и в новогодние каникулы бывает совершаемо так много тяжких преступлений. Бывает всплеск бытового насилия, и, помимо пьянства и разгула страстей, бывают страшные события – убийства. К сожалению, это все бывает сделано нашими руками, не по Божьей воле.

Никто из нас не может посметь обвинять Бога в том, что Он является причиной зла, потому что причиной зла, его проводниками являемся мы, а источником всякого зла является диавол, который скрывается за своим лукавством и стремится к тому, чтобы люди сами были источниками зла. Также и царь Ирод, может быть, преследовал какую-то свою, человеческую, цель, но эта цель противоречила воле Божией. То, в чем есть противоречие воле Божией, даже если это благое намерение человека, – есть безусловное зло.

Научимся из этой евангельской истории тому, чтобы мы с вами держались не правды человеческой, а правды Божией. Наша правда ограничена, не видит дальше своего носа, преследует свое, меркантильное, эгоистическое. Правда Божия стремится к совершенному благу. Поэтому в нашей жизни мы должны возложить все упование на Бога. Мы должны стремиться к тому, чтобы исполнять Его Божественную волю. Не измышление своего собственного рассудка, не свою человеческую немощную логику, а волю Божию.

Когда мы полагаемся на волю Божию, даже не понимая ее, когда мы стремимся исполнять заповеди, не прилагая к этому никакой человеческой логики, а только лишь наше с вами свидетельство любви к Богу, тогда Господь открывает нам через послушание Ему подлинные знания о Себе и нас самих.

Святые отцы часто повторяли: “Познай себя, и будет с тебя”. И в этой простой человеческой мудрости заключается мудрость Божия, совершенная любовь к Богу и совершенная любовь к человеку, которая неразрывно пребывает в любви к Богу.

В эти завершающиеся дни празднования Рождества Христова, в этот подлинно семейный праздник, будем стремиться к совершенной любви к Богу, которая бывает только через нашу любовь к ближним, через наше послушание Богу и смиренное служение Ему, через исполнение нами христианских заповедей, наше честное добросовестное служение в этом мире и стремление к правде. Бог, как мы с вами слышали сегодня в евангельской истории, не в силе, а в правде.

Будем стремиться исполнять правду Божию в нашей жизни, будем искать ее, как самый драгоценный дар, будем освящаться ею. И пусть свет Вифлеемской звезды, Сам Бог – Солнце Правды, освящает путь нашей жизни, а мы, Его дети, будем всеми силами нашей души стремиться к Божественному, согревающему наше сердце и освящающему наш ум, свету. Без этого света мы будем пребывать во тьме, без этого света мы не увидим не только себя, но и красоту Божьего мира, созданного для каждого из нас.

Пусть эта Божественная красота освящает нас, дает силы, внутреннюю красоту и ту радость, которую Господь подарил нам в Своем Преславном Рождестве, засвидетельствовав Свою бесконечную любовь к каждому из нас. Любовь, которую мы должны желать и к которой должны стремиться. Любовь, которая является подлинным источником нашего человеческого счастья. Будем стремиться к этому счастью. Пусть родившийся ныне в Вифлееме Господь каждому из нас дает свое Божественное счастье. Аминь.

 

Главная > Проповеди > Слово митрополита Исидора в Неделю 31-ю по Пятидесятнице, по Рождестве Христовом