Митрополит Исидор возглавил молебен с акафистом прп. Сергию Радонежскому
Фотогалерея
3 февраля 2021 года в храме в честь преподобного Сергия Радонежского в микрорайоне Соловьиная роща города Смоленска митрополит Смоленский и Дорогобужский Исидор в сослужении настоятеля храма иерея Льва Гарина и клириков храма совершил вечернее богослужение с акафистом преподобному Сергию.
После чтения Святого Евангелия Высокопреосвященнейший Владыка произнес проповедь, в которой продолжил рассуждение о таком важном понятии как “Отечество земное”, затронув немаловажный аспект личного отношения христианина к земному Отечеству:
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Дорогие братья и сестры! На нашей с вами предыдущей молитвенной встрече мы говорили об Отечестве Небесном и Отечестве земном. Рассуждения об Отечестве земном будут неполными, если мы не затронем немаловажный аспект, который состоит в нашем личном отношении к земному Отечеству. Этот аспект измеряется таким понятием как любовь к Отечеству, которое в науке называется словом “патриотизм”.
Мы часто задаем себе вопрос – а может ли православный христианин любить свое Отечество? Является ли это грехом или это обязанность христианина, а может это нечто иное. Как можем мы не любить то, что создал Бог? Господь создал не только Царствие Божие, но, как мы в прошлый раз с вами говорили, и земной мир, который наполнен благодатью Святого Духа. Нет такого предмета на сотворенной Богом земле, в котором бы не запечатлелся Божий замысел.
Каким образом христианин должен относиться к сотворенным Богом вещам? А наипаче как православный христианин должен относиться к образу и подобию Божию, коим является человек? Ответ ясен.
Но что такое любовь к Отечеству в самом широком и узком смыслах, которые бы вместились в наше сознание? Мы, проживая мирскую жизнь, наполненную радостями и горестями, очевидным образом привязываемся к месту нашего рождения, к дому, в котором выросли, к окружающим людям, которые сформировали нашу личность, привнесли в нашу жизнь что-то благое. К сожалению, бывают и такие люди, которые привносили в нашу жизнь что-либо не совсем доброе. Так или иначе – все это, в совокупности, и есть то пространство нашей жизни, которое мы называем малой родиной. Как не любить просторы нашего Отечества? Речку, бегущую по нашему городу. Как не любить тот город, в котором мы живем и в котором мы трудимся, полагая свои силы? Мы легко отвечаем на этот вопрос: “Да, любить!”. Но любить мы должны таким образом, чтобы приоритет наших любовей был в достодолжной последовательности. Потому что невозможно любить кого бы то ни было или что бы то ни было, какой-либо предмет, больше Бога. Если мы что-либо любим больше Бога, значит мы отрицаем Божий замысел и тем самым противоборствуем этому замыслу. Так и в нашей любви к Отечеству мы, прежде всего, должны усматривать то Божие создание, которое дано нам как училище благочестия.
Как сказал один древний святой, земные блага нам важны для того, чтобы мы навыкали к практике поста. Поэтому когда нас что-то окружает очень соблазнительное, мы к этому должны относиться по слову Божиему – как назидательной вещи, никоим образом не прикасаясь к этому соблазну, а лишь воспитывая в своей душе правильное отношение к Богу и к окружающему миру. Именно для этого, дорогие мои, нам дан пост. И весь смысл, окончательный смысл поста состоит не в бессмысленном запрещении со стороны Бога, а в том, чтобы через эти запрещения мы воспитывались в послушании к Богу. Это единственный главный смысл всякого поста. Потому что Бог не может отрицать возможность человеку употреблять молочную и мясную пищу. Это бессмысленно и неразумно, а Бог – Источник Закона. Только лишь воспитание является Божиим замыслом в отношении всяких земных благ. Наша любовь к Отечеству земному должна быть на очень высоком уровне, потому что мы видим во всяком человеке, во всякой вещи Божие благословение и мы благоговеем перед Божиими созданиями. Мы стремимся сделать так, чтобы окружающий нас мир не разрушался, а созидался. В этом смысл экологии. В этом смысл нашей с вами творческой деятельности. И никакого иного смысла, кроме смысла созидания, не может быть. Поэтому на всяком христианине лежит, в той или иной степени, ответственность за окружающий мир. На всех нас, когда все вместе мы определяем себя как народ, – лежит ответственность за наше Отечество.
Мудрейшее высказывание, которое с начала XIX века является чрезвычайно актуальным до сего дня и сохранит значимость в последующие времена, – это слова святителя Филарета (Дроздова), митрополита Московского и Коломенского, которые мы вновь и вновь вспоминаем, когда хотим выразить наше отношение к окружающему миру. Святитель сказал просто: “Гнушайтесь убо врагами Божиими…”. Причем слово “гнушаться” на церковнославянском языке имеет более глубокий смысл, нежели смысл русского синонима этого слова. Это еще раз убеждает нас в том, что церковнославянский язык, если его сравнивать с иными языками, дает глубочайшее осмысление многих явлений нашей жизни, и не только церковной.
“Гнушайтесь убо врагами Божиими, поражайте врагов отечества, любите враги ваша” – в этой краткой троякой формуле митрополит Филарет заключил отношение христианина к окружающему миру. И пусть это назидание великого святителя, так же как и образ жизни преподобного Сергия, запечатленный в его житии, в акафистном пении для каждого из нас будут тем духовным ориентиром, который поможет нам определить наше личное мировоззрение, наше отношение к Богу и окружающему миру.
Спаси, Господи!