Обновления

Слово епископа Вяземского Игнатия в понедельник первой седмицы Великого поста по окончании Великого покаянного канона прп. Андрея Критского

Главная > Проповеди > Слово епископа Вяземского Игнатия в понедельник первой седмицы Великого поста по окончании Великого покаянного канона прп. Андрея Критского

Свято-Успенский кафедральный собор, г. Смоленск, 2 марта 2009 г.

Время поста – это время обновления, покаяния. Но невозможно никакое обновление, никакое духовное совершенствование без определенных знаний и определенного опыта, как невозможно без знаний прожить в обычной человеческой жизни. И поэтому каждый раз, когда маленький человек приходит в образовательное учреждение, он начинает получать знания. Потом знания приобретаются на протяжении всей жизни этого человека, тем более в жизни духовной. Без знания невозможно получать совершенство. Без знаний невозможно исправлять свое внутреннее “я”. Без знаний невозможно духовно возрастать. Эти знания чаще всего мы получаем на опыте духовных людей, подвижников, святых отцов, которые их стяжали на протяжении всей своей жизни. И этот опыт складывается не только лишь из жизненного опыта того или иного святого отца, но из опыта всей Церкви. Из этого опыта на протяжении всей христианской истории мы видим, что особое место для обновления человеческой души отводится духовному воспитанию, совершенствованию.

Тема воспитания пронизывает молитвы, которые читаются в дни Великого поста и молитвы, которые мы читаем дома вечером или утром. В такой молитве святой преподобный Ефрем Сирин излагает всю систему воспитания и совершенствования человеческой души. Эта молитва знакома каждому из нас, ибо каждый великий пост мы слышим ее и подвергаем своего внутреннего человека анализу, самокритике.

Святой преподобный Ефрем Сирин свой аскетический опыт изложил в этой прекрасной молитве. “Господи и Владыка живота моего” – так начинается сия молитва. И первое, на что преподобный обращает внимание – на четыре порока, которые присутствуют в жизни человека, пороки, которые чаще всего нам не дают видеть Бога своими внутренними очами, разрушают наш внутренний духовный мир. Вторая половина молитвы построена на особом прошении, в котором мы, обращаясь к Господу, испрашиваем, чтобы Он даровал нам четыре добродетели. Завершающая часть посвящена теме покаяния, отношению человека к человеку.

В первой части первым пороком именуется празднословие. Этот порок, этот недостаток, этот грех есть ни что иное как впустую проведенное время, время, которое человек тратит попусту, не находя себя для духовного делания, не находя себя для физического делания. Часто это в жизни человеческой присутствует. Даже тогда, когда человек занимается какой-то работой, порой также бывает празднословным, также имеет порок праздности, ибо эта работа не дает человеку духовного удовлетворения, порок расслабляет человеческую волю, и человеческие мысли свободно распространяются в человеческом сознании.

Порок празднословия сопряжен с другим более тяжким пороком, который называется ленью. Лень есть ни что иное как грех против Бога. Чаще всего человек пытается оправдать свою лень, ссылаясь на нехватку времени, сил, каких-то рабочих действий. Но лень есть ничто иное как медленная духовная смерть. И лень вместе с праздностью есть страшное оружие, которое приводит человека к духовной гибели, духовной смерти, ибо постепенно эти два порока способны разрушить и уничтожить человеческую личность. Нет, наверное, более страшных пороков, чем эти два. Вот почему святой преподобный Ефрем Сирин особое место в начале своей аскетической молитвы уделяет этим двум порокам, призывая нас к тому, чтобы во время Великого поста мы могли, осознав свою жизнь, уделить особое внимание своим недостаткам. Преподобный Ефрем Сирин своим опытом учит нас тому, что праздность и лень никогда не приведут к Богу. И лишь духовное делание, соработничество Богу способны освободить человека от этих страшных пороков, избавить от духовной и физической смерти.

Так давайте же просить и молить Господа, чтобы Он во дни Великого поста и в последующие дни, когда закончится Великий пост, мог оградить нас от этих страшных пороков. Чтобы Господь даровал нам через те высокие добродетели, которые изложил преподобный Ефрем Сирин во второй части своей молитвы, то духовное успокаивающее состояние, которое должен иметь каждый из нас в своей душе и своем сердце. И чтобы мы, имея это состояние, могли распространять его нашим близким, дабы по словам святого угодника Божия, спаслись бы и мы и те, кто нас окружает. Аминь.

Главная > Проповеди > Слово епископа Вяземского Игнатия в понедельник первой седмицы Великого поста по окончании Великого покаянного канона прп. Андрея Критского