Слово епископа Вяземского Игнатия во вторник первой седмицы Великого поста по окончании Великого покаянного канона прп. Андрея Критского
Свято-Успенский кафедральный собор, г. Смоленск, 3 марта 2009 г.
Дни Великого поста – это путь, который мы начинаем от Прощеного Воскресенья и идем своими духовными стопами к встрече с Тем, Кто предлагает нам спасение. И как странник в своем пути опирается на посох, так и мы в своем странствовании в дни Великого поста не только опираемся, не только берем с собой в эту дорогу посох материальный, но самое главное, мы берем с собой посох духовный – молитву. Молитву, которую мы читаем и в храме и в доме. В Великий пост Церковь предлагает нам молитву св. преп. Ефрема Сирина, а вместе с молитвой и чтение канона Андрея Критского, который в прекрасных богословских песнопениях напоминает каждому из нас о том пути, который был в истории человечества – пути грешном и неправедном, и предлагает примеры доброго жития, доброго делания, дабы опираясь на эти примеры, быть способными преодолеть путь, который мы начали совершать в дни Великого поста.
Преп. Ефрем Сирин нам предлагает размышление о нашей жизни, о тех пороках, которые чаще встречаются в жизни человека. И о первых пороках, первых недостатках мы уже слышали – это праздность и лень. Эти страшные пороки расслабляют человеческую волю, человеческие чувствования и чаще всего ведут человека к погибели. И следующим пороком, о котором нам напоминает преп. Ефрем Сирин, является порок уныния. Уныние или разочарование в каких-то своих житейских делах. Уныние является следствием праздности и лени. Если мы не находим себе дело, в котором мы могли бы совершенствоваться, которое мы могли бы совершать, мы впадаем в такой страшный порок, как уныние. Уныние – это есть нечто иное как противопоставление себя Самому Господу. Человек возлагает свои надежды не на Бога, а чаще всего на самого себя. И когда эти надежды не исполняются, когда эти надежды претыкаются о камень непонимания, когда гордость человеческая не дает места смирению, то человеческое сердце, человеческий разум впадают в уныние. И уныние, ведя по пути погибели, приводит некоторых к тому, что человек решается восстать окончательно против Бога и покончить жизнь самоубийством, кто-то впадает в пьянство, в разврат, говоря простым языком, человек теряет нравственные ориентиры и уже выбирает путь, по которому идет сам.
Самым действенным лекарством в этой болезни является, конечно, молитва Богу, чтение Священного Писания, размышления о путях Божьих. Лишь благой промысел Божий ведет нас по пути спасения, и если Господь не дает того или иного, то, значит, этого нам в жизни и не надо. Для нас избран другой путь, который мы должны увидеть, постичь и пойти по этому пути. И лишь только с молитвой в своем сердце и на устах мы сможем преодолеть порок уныния, дабы этот порок и эта непревзойденная ступень не стали последними и не отделили нас окончательно от любви Божьей.
Преп. Ефрем Сирин напоминает нам об этом пороке, но и вместе с тем дает возможность через молитвенное общение, через аскетический опыт святых отцов бороться с этим недугом. И молитва, приходящая на память, дает возможность просить у Господа, чтобы Он не оставил нас в нашей жизни, и чтобы этот порок уныния был преодолен нами. Святые отцы предлагают в борьбе с пороком уныния труд, размышления, которые мы способны своим умом приводить на память, и все это помогает нам справляться с нашими недугами, с нашими слабостями, с нашим скорбями. И в дни Великого поста особенно мы вспоминаем об этих пороках, ибо всякий порок есть грех, а грех есть нечто иное как средство, которое способно разлучить человека с Богом, разрушить ту связь, которая существует между Богом и человеком, расстроив не только эту связь, но и расстроив самого человека. И да поможет нам Господь по молитвам преп. Ефрема Сирина совершить тот путь, на который мы взошли в надежде увидеть в конце этого пути радостную встречу с Самим Господом, пройти со смирением, дабы те таланты, которые Господь некогда даровал на заре человеческой истории первому человеку, приумножить и этими талантами, этими благами делиться с ближними.