Слово Высокопреосвященнейшего Исидора в 13-ю годовщину интронизации Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла
Слово Высокопреосвященнейшего Исидора, митрополита Смоленского и Дорогобужского, в седмицу 33-ю по Пятидесятнице, в 13-ю годовщину интронизации Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла
Свято-Успенский кафедральный собор,
г. Смоленск, 1 февраля 2022 г.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Дорогие братья и сестры! Евангельским чтением от Марка Святая Церковь обращает наше внимание на образ неплодной смоковницы (см. Мк. 11, 11-21). Господь, подойдя к дереву, на котором были обильные листья и внешне оно было красивым, обращает внимание учеников на то, что эта красота не несет никакой естественной пользы для человека. Да, эстетическая польза очень важна, но каждый из нас помимо внешнего должен являть собой внутреннее подтверждение этому внешнему.
Смоковница была очень красива, но бесплодна. Господь через этот образ неплодного древа обличает нас с вами в неплодстве духовном, в несоответствии внешней красоты внутреннему содержанию. Это принципиальный подход в нашей духовной жизни, поскольку если внешнее не соответствует внутреннему и наоборот, то происходит диссонанс в человеческой природе, подмена и подлог в духовной жизни. Поэтому наша с вами внешняя красота должна соответствовать красоте душевной. Если нет красоты душевной, то бывает напрасна красота телесная.
Так же бывает и в духовной жизни, если в ней только лишь соответствие внешнему, лицемерие, желание понравиться окружающим людям, явить собою пример благочестия, но при этом отсутствует внутреннее благочестие. Как об этом пишет святитель Феофан Затворник в толковании на отрывок из Евангелия, который мы сегодня слышали, говоря, что на людях мы любим давать милостыню, но, если эту милостыню нас попросит человек, когда мы будем с ним наедине, без окружающих людей, мы и обругать этого человека можем. Поэтому наше лицемерие часто превосходит всякие грани, и наша неискренность, прежде всего перед Богом и самим собой, создает дополнительную опасность нашему психическому здоровью, ведет к шизофрении. В таком духовном несоответствии внутреннего и внешнего, когда болезнь тела и души проникает в нас и поражает наш человеческий дух, мы не являем собой пример образа Божия. Поэтому, дорогие мои, будем обличать себя в нашем несоответствии духовном, будем видеть в ошибках друг друга лишь ошибки и не более того.
Сегодня, дорогие мои, милостью Божией для Русской Православной Церкви великий праздник. В этот день, 13 лет назад, митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл был возведен на Патриарший Престол. Для нас, смолян, это, конечно, явилось определенной грустью, поскольку мы потеряли и великого духовного вождя, и великого Смоленского пастыря. Но при этом мы в нем обрели Первосвятителя Престола Московского, духовного руководителя всей Русской Православной Церкви. И Святейший Патриарх Кирилл своим духовным образом являет для нас подлинный пример соответствия внутреннего и внешнего: его внутренняя духовная работа соответствует тем духовным достижениям, которыми так славна древняя Смоленская земля.
В сегодняшнем апостольском чтении (Иак.3, 1-10) мы слышали также, что святой апостол Иаков предупреждает нас: “немногие делайтесь учителями” (Иак.3, 1). И объясняет почему: потому что наш язык, к сожалению, не только благословляет, но и проклинает и желает зла другому человеку, оскверняет собой все жизненное пространство и является злом для человека произносящего злое и для всех окружающих людей.
Какое оружие нам дано, дорогие мои, – способность произносить слова! Это является предметом образа и подобия Божия в нас, ведь Господь создал нас творчески способными, и мы из ничего рождаем такую сущность, как слово и смысл. Слово, как явление нами не понимаемое и неизученное, трудное нашему постижению, является для нас и спасительным, и одновременно может для нас быть губительным. Поэтому быть учителем – это значит нести ответственность за каждое произнесенное слово, являть словом и делом пример.
И в этом смысле для нас подает ясный пример Святейший Патриарх Кирилл. Пусть его Первосвятительскими молитвами, предстательством угодников Божиих – преподобного Макария Великого, память которого мы сегодня отмечаем, и всех смоленских чудотворцев – Господь помилует нас и дарует нам ответственное отношение к своему христианскому подвигу. Пусть Господь дарует нам мудрость произносить каждое слово с ответственностью и любовью к Богу и ближним, являть собой пример подлинного христианского подвига. Чтобы мы не только внешним образом перед лицом окружающих людей, но и прежде всего перед Богом и собой, являли добрый пример христианского духовного плодоношения, как об этом свидетельствует читанное нами евангельское событие. Пусть Господь наш Иисус Христос даст нам силы для нашего христианского делания. Аминь.