Преподобномученик схиархимадрит Елеферий (Печенников)
Преподобномученик схиархимадрит Елеферий (Печенников) родился в 1870 году в деревне Припечино Чериковского уезда Могилёвской губернии в крестьянской семье. В 1892 году был призван в армию и служил рядовым. Был полковым священником. С 1896 года стал монахом смоленского Троицкого монастыря.
Позднее он был назначен наместником этой обители и возведен в сан игумена. Арестовывался по делу “смоленских церковников”, затем в декабре 1922 г. и марте 1924 г. В 1930 г. арестован по делу “Соборного братства”, приговорен к 10 годам лагерей. Был отправлен в Соловецкий лагерь особого назначения. В 1932 г. этапирован в г. Чимкент Южно-Казахстанской области.
Арестован 23 июня 1937 г. по делу митрополита Кирилла (Смирнова), архиепископа Алексия (Орлова) и других в г. Чимкенте. Обвинялся в “руководстве тайного монастыря в Манкенте, проводил пострижение в тайное монашество, держал связь с к/р элементом в Могилеве”. 26 июля 1937 года особой тройкой при УНКВД по Южно-Казахстанской области отец Елевферий (Печенников) был приговорен к расстрелу. Расстрелян 27 августа 1937 г. Реабилитирован 5 июля 1958 г.
В 2000 г. на Архиерейском Соборе Русской Православной церкви как Преподобномученик схиархимандрит Елевферий (Печенников) причислен к лику новомученников и исповедников Российских. День памяти 27 августа.
Из протокола:
7 декабря 1922 г.
Никакого нового течения православной церкви я не разделял ввиду того, что эти течения я мало знаю и как человек плохо-разбирающийся в высших церковных вопросах и малограмотный не могу всесторонне судить об этом движении.
Патриарху Тихону, как своему высшему руководителю, постольку, поскольку он является Патриархом всея Руси – я сочувствую и его смещение с патриаршества не признаю – мотивируя тем, что
1) кроме поместного Всероссийского собора сместить Тихона с патриаршего престола юридически не представляется возможным и
2) что если существующая власть обвиняет епископов контр-революционерами – то – эта – же власть вольно привлечь к его ответственности.
В отношении течения “Живой церкви” – мои взгляды на это течение как на ересь т. к. насколько я познакомился с проводимыми этим течением некоторыми взглядами – они в корне противоречат вековым укладам церкви и я повторяю – их признаю как еретические.
Вообще я только лишь признаю те новшества в церковной жизни, которые одобрит поместный собор – если они не будут противоречить как духу церкви также и оный религиозной совести. В случае же если решение поместного собора санкционирует что-либо противоречащее вековому укладу церкви которые пойдут в разрез с моей религиозной совестью – то я тогда не признаю этих постановлений и останусь “старовером”
К. р. агитации я не веду и все постановления советской власти касающиеся меня как гражданина – я с охотой выполняю. Больше показать ничего не имею. Протокол мне читан. Записано верно.
Подпись /Печенников/
Из протокола допроса Печенникова Елевферия Игнатьевича.
АУФСБ по Смоленской области. Д. №6910-с, л. 6, рукопись.
Реконструкция.
По материалам музея Мемориального комплекса “Катынь”
Материал предоставлен Председателем Епархиальной комиссии по увековечиванию памяти Новомучеников и Исповедников Церкви Русской протоиереем Михаилом Горовым