Дорогу осилит идущий
Фотогалерея
В 60 километрах от Смоленска, у белорусской трассы, расположился поселок Гусино. Здесь находится один из самых удаленных приходов Смоленского благочиния – Гусинский, растянувшийся почти на весь Краснинский район. Территория обширная со многими деревнями и поселками, с населением около пяти тысяч человек.
В субботу перед Крестопоклонной неделей здесь состоялось знаменательное событие – освящение храма в честь Державной иконы Божией матери, праздник которой отмечался двумя днями ранее.
К 9 часам утра на торжества в Гусино прибыли епископ Смоленский и Вяземский Пантелеимон, секретарь епархиального управления иеромонах Серафим (Амельченков), благочинный Смоленского округа протоиерей Михаил Горовой, священнослужители Смоленской епархии с причтом, хор Смоленского межъепархиального духовного училища.
Правящий архиерей совершил чин освящения церкви, а затем возглавил Божественную литургию. На богослужении присутствовало около сотни прихожан. Настоятель храма Державной иконы Божией Матери иерей Андрей Меньших получил из рук епископа Пантелеимона золотой наперсный крест – в награду за труды, понесенные на поприще обустройства и благоукрашения храма. А благотворители, пожертвовавшие немало средств на его строительство, были награждены грамотами: патриаршей – депутат Смоленской областной Думы Иван Кучер, архиерейскими – доктор медицинских наук Николай Гинали, управляющий Смоленским филиалом Россельхозбанка Тимур Кучер и другие.
Тернистый путь прихода
Приход в Гусино был открыт по благословению Высокопреосвященнейшего Кирилла, Митрополита Смоленского и Калининградского (ныне Святейшего Патриарха Московского и всея Руси) 15 сентября 1998 года. Поначалу богослужения проходили в здании бывшей амбулатории, приспособленном под церковь. В течение трех лет силами местных жителей и самого отца Андрея шло обустройство молитвенного дома, но потом произошел пожар, и пришлось все начинать заново.
Временным храмом стал клуб села Гусино. Здесь были свои трудности: в этом заведении часто устраивались дискотеки, в том числе и в Великий пост, а потому вечерние богослужения стали практически не возможны. Строительство же нового храма обещало быть затяжным…
Но по промыслу Божию “клубные дни” прихода были сокращены. Вспоминает иерей Андрей Меньших: “В 2004 году на переговорах с одной фирмой, оказывающей нам помощь в строительстве храма в Гусино, выяснилось, что у генерального директора есть желание построить часовню на своей земле в 8 километрах от Гусино в деревне Бодуны. Я решил убедить его в том, что необходимо строить полноценный храм, чтобы служить в нем все необходимые богослужения и требы, хотя строительство будет и дороже. Я сделал проект небольшого очень красивого деревянного храма на 60 человек, который очень понравился генеральному директору фирмы. Было получено благословение от митрополита, освящено место строительства, и в течение полугода – с июня по декабрь 2004 года – храм был построен. Все финансирование строительства в деревне Бодуны взяли на себя генеральный директор той самой фирмы Владимир Михайлович Семкин и его компаньон исполнительный директор Михаил Романович Фокин. Первое богослужение в новом храме деревни Бодуны состоялось на Рождество 2005 года. Этой датой определяется и окончание трехлетнего совершения богослужений в клубе поселка Гусино, начатое на Рождество 2002 года”.
Храм в деревне Бодуны был освящен в честь равноапостольных царя Константина и матери его царицы Елены.
Приходская жизнь с годами набирала обороты. Появилась Воскресная школа, к великим и двунадесятым праздникам стали готовиться различные мероприятия с участием детей и взрослых. Открылись свои ежегодные рождественские чтения, которые проводятся на базе Гусинской средней школы, в нынешнем году – уже в четвертый раз. В последних приняли участие более 20 педагогов школ Краснинского района, представители епархии, районной администрации. С докладами выступили 10 человек. Обсуждались множество вопросов, в том числе преподавание основ православной этики и культуры в средних школах района, вопросы нравственного воспитания детей и важности христианских ценностей.
А теперь в приходе появился еще один освященный православный храм. Отрадно, что число прихожан год от года растет. Радует и то, что в числе верующих – люди разных возрастов – дети, юноши, взрослые мужчины и женщины и старики. Возведение сразу двух церквей в одной местности – пока еще редкость для смоленской глубинки. Но это добрый знак. Это знак того, что возвращается в село давний русский обычай “отдавать Божие – Богу”.
Но труды отца Андрея на этом не заканчиваются. Батюшка приобщил прихожан к паломнической жизни. За время существования прихода местные жители побывали 4 раза в Оптиной пустыни, в Шамординской обители Амвросия Оптинского. Дважды были в Троице-Сергиевой лавре. Посещали также Псково-Печерский монастырь, город Изборск, 12 источников, могилку старца Николая на острове Залита. Ездили несколько раз к мощам блаженной Матроны Московской, к Державной иконе Божией Матери в Коломенское, в монастырь Хотьково, где покоятся родители святого преподобного Сергия Радонежского. Еще были поездки в Боголюбово – в монастырь, где был убит Андрей Боголюбский, в Дивеевскую обитель к мощам Серафима Саровского и святых сестер Обители, по святым местам Украины. Даже сподобились приложиться к нетленным мощам святого Иоанна Крестителя, когда святыню привозили на несколько дней в Москву из Черногории…
Забытая история
Из воспоминаний отца Андрея Меньших: “Только через несколько лет службы на приходе я узнал, что до войны на берегу Днепра, рядом с поселком Гусино был деревянный храм в честь пророка Илии. В этом храме, по словам одной прихожанки, служил священник Александр. Матушку его звали Мария, а сына – Анатолий. Батюшка был репрессирован, а матушка долгое время жила на приходе, ожидая хоть какой-то весточки от него, но заболела и вскоре умерла.
В безбожное время храм вначале использовался под школу, но так как за ним перестали смотреть, быстро пришел в негодность.
Во время Великой Отечественной войны храм был уничтожен немцами, так как являлся ориентиром для наводки орудий. Однажды меня попросили пособоровать больную, умирающую женщину. Она оказалась певчей храма пророка Илии и рассказала много интересного. Оказалось, что при храме была большая община, хор из 8, а иногда из 10 человек. Отец Александр был очень добрым человеком, внимательным, любящим свою паству. Часто батюшка устраивал скромные трапезы и чаепития, обычно на двунадесятые и великие праздники. На трапезы все приносили, что у кого есть. Народ очень любил своего пастыря и всячески ему помогал…
Еще один пожилой человек говорил, что возле храма было небольшое кладбище, где хоронили всех настоятелей и выдающихся людей прихода. Но при советской власти оно было снесено таким образом, что бы его нельзя было обнаружить. Какие иконы и святыни находились в храме и куда исчезли – не известно. Возможно, кто-то из прихожан что-то сохранил, но прошло слишком много времени, и наши поиски не принесли результата…”
Икона Божией Матери “Державная”
Этот образ Пресвятой Богородицы явил себя русскому народу 2 марта 1917 года в селе Коломенском под Москвой, в день отречения царя-мученика Николая II от престола. Крестьянке Евдокии Андриановой, жившей недалеко от села Коломенского, в сновидении таинственный голос сказал: “Есть в селе Коломенском большая черная икона. Ее нужно взять, сделать красной, и пусть молятся”. Через некоторое время крестьянка вновь во сне увидела белую церковь и величественно восседавшую в ней Женщину. Сновидения были настолько ясны и впечатляющи, что Евдокия решила идти в село Коломенское в Вознесенскую церковь.
Настоятель церкви отец Николай Лихачев, выслушав рассказ Евдокии, показал все старинные иконы Богородицы в иконостасе, но ни в одной из них не нашла крестьянка сходства с увиденной во сне Женщиной. После долгих поисков в подвале, среди старых досок, нашли большую старую черную икону Божией Матери. Когда ее отмыли от многолетней пыли, то всем присутствующим представилось изображение Божией Матери как Царицы Небесной, величественно восседающей на царском троне в красной царской порфире, с короной на голове, скипетром и державой в руках. На коленях Она держала благословляющего Богомладенца Иисуса.
В этом образе Евдокия Андрианова узнала тот, что видела во сне. Впоследствии было установлено, что в Коломенское икону привезли в 1812 году на хранение при эвакуации Вознесенского монастыря Московского Кремля, но затем о ней забыли.
Многие стали считать, что символ явления этой иконы в том, что отныне в России не будет законной земной власти, что Царица Небесная приняла на Себя преемство власти державы Российской в момент величайшего падения православного народа. Списки (копии) иконы разошлись по всей стране, появились служба иконе Божией Матери и дивный акафист, составленный с участием патриарха Тихона.
Но вскоре на почитателей Державной иконы Божией Матери обрушились жесточайшие гонения. Списки иконы были изъяты из всех церквей, арестованы тысячи верующих, а составители службы и канона расстреляны.
В настоящее время икона Богородицы возвращена в храм в честь Казанской иконы Божией Матери в Коломенском.
Пред иконой Пресвятой Богородицы “Державная” молятся о правде, сердечной радости, нелицемерной любви друг к другу, о мире в стране, о спасении и сохранении России, о покровительстве трона и государства, об избавлении от иноплеменных и о даровании исцелений телесных и душевных.
Владислав Благовестов