Подвиг ради Христа
Пожалуй, никакая иная традиция Церкви не вызывает в обществе столько резонанса. О пользе и вреде поста сегодня высказываются медики, повара и спортсмены. В магазинах появились “специальные” продукты: постный майонез, постные хлебобулочные изделия и даже постное мясо из сои. Среди потребителей таких товаров распространено мнение, что пост заключается лишь в том, чтобы не есть скоромного. Об этом мы сегодня поговорим с настоятелем храма святого благоверного князя Андрея Смоленского иереем Николаем Котусевым.
– Отец Николай, когда впервые был введен пост? В чем он состоял?
– Заповедь о посте была дана Господом Богом первому человеку в Раю. “И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь” (Быт. 2, 16-17). Но человек нарушил заповедь, искусил его диавол, и с нарушением заповеди поста вошла в человека смерть.
Для Адама пост, данный Господом, являлся испытанием верности. Для нас сегодня пост – это также, главным образом, испытание нашей верности Господу.
– Пост в древности и сейчас как-то разнится в традициях?
– На Руси пост появился после Крещения в 988 году с образованием первых христианских монастырей. Если у монахов во времена христианства пост был очень строгий и состоял в отказе от пищи вообще, а иногда и от воды (разрешалось есть только немного хлеба, сушеных овощей и фруктов, и то только вечером), то, распространившись за пределами монастырей, он стал менее строгим. Поэтому и сегодня правила поста для монаха и мирянина разные. Впрочем, по Церковному уставу всем не разрешается есть мясо, молочную пищу, яйца (исключения – для больных, беременных и кормящих женщин). К тому же, на время поста как в древности, так и сейчас, следует отказываться от развлечений, хождения по гостям и интимной близости. Необходимо усердно молиться, как можно чаще причащаться и помнить евангельскую мысль о том, что в это время главное не в том, чтобы не есть мяса, а в том, чтобы не есть друг друга.
– Оправдана ли замена скоромных лакомств их постными аналогами, в изобилии представленными ныне на прилавках магазинов?
– Замена скоромной пищи постными аналогами – такими, как соевые продукты – недопустимо, так как цель поста не будет достигнута! Соевые продукты не являются скоромными, но нужно обратить внимание на главную особенность поста. Пост – это не диета. Пост – это аскетический подвиг самоограничения ради Христа. А о каком самоограничении или аскетическом подвиге может идти речь, если вы захотели молока – пожалуйста. Соскучились по мясу – вот вам искусственное мясо… Поэтому такой постный стол допустим только для тех, кто только приучается поститься.
– О том, что “надо попоститься хоть недельку” многие вспоминают лишь в преддверии или во время Великого поста. Но ведь многодневных постов у нас четыре. Обязательно ли соблюдать все посты?
– На вопрос, обязательно ли соблюдать посты, ответ однозначный – обязательно! И святые отцы отвечают, что христианин должен соблюдать посты, помня, что все в Церкви устанавливается Самим Богом ради нашего спасения. “Соблюдение поста не есть добродетель, но долг. За добродетель бывает награда, а за неисполнение долга – наказание” (преп. Макарий Оптинский).
– С какого поста лучше начинать, если ни разу не постился?
– Начинать поститься, конечно, легче с однодневных постов в среду и пятницу. Чем больше человек воцерковляется, тем больше понимает необходимость поста как части своей духовной жизни.
– Если посмотреть на церковный календарь, то можно увидеть, что половина дней в году – постные. Кроме того, перед причастием священники на приходах благословляют духовных чад на дополнительные постные дни. Выходит, если в точности соблюдать все правила, то и поесть-то как следует некогда! Как тут не впасть в уныние?
– Действительно, боле двухсот дней в году – постные. Но тяготиться этим неразумно. Так рассуждают в основном люди, которые еще не пришли к вере и не знают основ Православия. Христианин в первую очередь должен заботиться не о теле, а о своей душе и беспокоиться о ее здоровье, радуясь посту. Некоторые отказываются от поста из-за боязни ослабить свое здоровье – и ни в чем себе не отказывают, питая себя скоромной пищей. И как часто они страдают всякими заболеваниями желудка, кишечника, почек, зубов… Трудно привыкнуть поститься тому, что себе ни в чем не отказывает. А как только приучим себя к посту, сразу увидим, как станет легко. И тому, кто решил попробовать свои силы и начать поститься, не нужно отчаиваться и унывать, если не получится, а просить Господа, чтобы Он укрепил немощные силы в подвиге поста.
– От прихожан храма однажды услышал: вот, такой-то мужчина любил есть мясо, пить вино, никогда не постился, в результате заболел диабетом, потом раком, и умер: это Бог наказал его за обжорство и пьянство. Справедливы ли такие выводы?
– Господь – полнота Любви. Он никогда никого не наказывает. Любовь не может наказывать. Мы, когда грешим, сами себя наказываем. За наши грехи благодать Господня от нас отходит, и мы попадаем во власть демонов. То есть мы сами себя ставим под удар наказания. Слово “наказание” имеет следующий смысл. Родители дают наказ своим детям, чтобы те слушались и вели себя нравственно, например, не курили, не ругались, не сквернословили, не пьянствовали. Если дитя исполняет наказ родителей, то ему будет все удаваться в жизни. А сын наказ родителей не исполняет, он сам себя наказывает. Чем дальше мы отходим от Бога, тем больше себя наказываем.
– В заключение нашей беседы, давайте сформулируем основную цель поста. На что нам нужно обратить особое внимание?
– Главная цель поста заключается в том, чтобы тело и душу поставить на должные, соответствующие им места. Часто бывает так: тело – господин, а душа для тела раба послушная; а требуется как раз наоборот – чтобы тело покорялось душе. Вот пост и восстанавливает равновесие в человеке. И апостол Павел говорит: “Если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется” (2 Кор 4,16).
– Благодарю Вас, батюшка, за ответы на вопросы. Что Вы пожелаете нашим читателям в деле подвига поста?
– Скажу словами преподобного Варсонофия Великого: “Пост телесный ничего не значит без духовного поста внутреннего человека, который состоит из предохранения себя от страстей. Сей пост приятен Богу и возместит для тебя недостаток телесного поста, если ты немощен телом”.
Беседовал Владислав Благовестов