Для монахов свет – Ангелы, а для мирян свет – монахи
Мы продолжаем публикации тематических интервью с духовенством Смоленской епархии, посвященных актуальным вопросам развития общественного служения в Смоленской епархии, знакомим наших читателей со смоленским духовенством.
Мы побеседовали с наместником Спасо-Преображенского Авраамиева мужского монастыря игуменом Николаем (Золотовым). Зачем уходят в монастыри? От чего должен отказаться послушник? Как монашествующий помогает миру, из которого он уходит? Что мирянину мешает выйти из суеты? Об этом и о роли монастырей в общественной жизни, о духовно-просветительской миссии монашества в миру мы поговорили с игуменом Николаем.
Первые шаги в храме
– Добрый день, отец Николай!
– Добрый день.
– С 2019 года Вы – насельник Спасо-Преображенского Авраамиева мужского монастыря города Смоленска. С 2020 года – его наместник. Как бы Вы охарактеризовали свой путь к монашеству? С чего все началось?
– В данный монастырь я пришел по благословению митрополита Смоленского и Дорогобужского Исидора. Но мое духовное воспитание уходит корнями в детство. Мое воцерковление начиналось примерно с 4-го класса, а в 5-м классе я пошел в воскресную школу в городе Демидове.
– Вспомните пожалуйста свои первые шаги в храме?
– В храм меня привела бабушка. У меня не очень воцерковленная семья. Как говорится, все было как у всех: мы два раза в год ходили в храм – на Крещение за святой водой и на Пасху освящать куличи. С тех пор у меня осталось два сильных детских впечатления. Очень сильных. Первое – пасхальное освящение куличей: хорошая погода, маленькая уютная часовня, батюшка освящает на улице куличи. Второе – молебен перед началом нового учебного года. Это было именно перед 1 сентября, когда я пошел в 1 или во 2-й класс. Это было в том же маленьком храме. Было много детей. В храме на стене висело всего три иконы – в алтаре и две на боковых стенах. Особое впечатление у меня осталось не столько от красоты храма или торжественности, а от самого какого-то соприкосновения с Богом, воспоминания детской молитвы. Церковно-славянского языка я тогда не знал и не понимал, но у меня осталось визуальное восприятие, картинка: маленький храм, иконы, люди и просто ощущение того, что мне здесь хорошо.
Свеча возжигается от свечи
– Прошло время. Как Вы приняли решение идти по пути монашествующего человека?
– До этого еще далеко. Когда заканчивал школу, я решил идти в духовную семинарию. Наверное, где-то во время учебы в семинарии сложилось понимание, что мой путь – именно монашеский. Но я не сразу принял монашеский постриг. Год моего выпуска – это год избрания митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла Святейшим Патриархом. Его избрали в феврале, а уже в конце нашего учебного года в Смоленск был назначен новый Владыка – епископ Феофилакт, ныне архиепископ Пятигорский и Черкесский. Он обозначал возможные варианты моего будущего служения Церкви, в том числе и монашеский постриг. Но на тот момент я посчитал, что не готов.
В дальнейшем я нес послушания при храме святых Новомучеников и Исповедников Церкви Русской. Я был пономарем, преподавателем в воскресной школе, помощником настоятеля по миссионерской работе, помощником по катехизаторской работе. Я остался «внутри» Церкви.
Как сказано у святых отцов, «как свеча возжигается от свечи, так и верующий человек зажигается верой от другого человека». Монах так же зажигается монашеским духом от другого монаха. Поэтому, чтобы стать настоящим монахом, нужно встретить на своем жизненном пути настоящего монаха. Наверное, мне в этом плане повезло. У меня была возможность общения с братьями в нескольких монастырях, что и стало последним толчком к моему постригу.
Владыка Исидор, митрополит Смоленский и Дорогобужский, помог полностью определить дальнейший путь моей жизни. Мой постриг не был ранний. К этому моменту мне уже было 29 лет.
Христианская традиция всегда смотрит в сторону монашества
– На ваш взгляд, подвиг монашеского служения в городе, чем отличается от монашеского подвига в сельском монастыре?
– Разница очень существенная. Если монастырь стоит где-то далеко от города или в небольшом поселке, то там монахи могут совершать подвиг монашеского служения в большем уединении, что ближе к монашеским идеалам – к тому, о чем мы читаем у святых отцов, древних подвижников, пустынников. Самое главное – они живут своей узкой группой, вдали от мирских людей. В городе в этом плане сложнее, потому что мы окружены шумом и суетой. Не просто внешней суетой, ведь наши прихожане – это горожане, обычные мирские люди.
Когда в удаленные монастыри приезжают группы паломников, то с ними чаще всего общаются отдельные братья, имеющие на то благословение. Это не вся братия монастыря. Основная часть братии занимается сугубо монашеским делом. Мы же все включены в приходскую жизнь. Городские монастыри всегда были довольно маленькими, и даже Авраамиев монастырь в свои самые рассветные времена имел не более 25-ти человек монахов. На сегодняшний день в постриге у нас 8 человек. Есть 3 послушника.
– Это молодые люди или люди в возрасте?
– Есть, конечно, возрастные, но больше, молодых, потому что монашеский путь должен изначально быть выбранным человеком. Когда человек, не определившись, «помотавшись», приходит как «потрепанный корабль» после бури, тогда в монастыре вместо того, чтобы совершать какой-то монашеский подвиг, он вынужден «зализывать свои раны». А хватит ли сил на служение Богу?..
Хотя есть древняя русская традиция, когда, вырастив детей, семейная пара уходит в монастырь. 11 октября мы отмечали память преподобных Кирилла и Марии, родителей преподобного Сергия Радонежского. Они вырастили детей, одним из которых был преподобный Сергий, и окончили свой земной путь в Хотьковском Покровском монастыре. Мы знаем, что многие князья постригались перед смертью, чтобы молиться за свой род и за свои личные грехи. Это не только русская традиция. Во многих христианских странах есть стремление именно к монашеству. Недаром сказано, что для монахов свет – ангелы, а для мирян свет – монахи. Поэтому христианская традиция всегда смотрит в сторону монашества.
Монашеский образ жизни – покаянный
– Много ли стремящихся на сегодняшний день?
– Нет. Их, наверное, никогда не было много. Если мы посмотрим на историю, на особые «всплески» монашества, то в первую очередь вспомним Куликовскую битву. После нее особым образом пополнились монастыри. Воспитанные в христианстве люди пошли защищать свою Родину, стали на защиту Святой Руси, им приходилось убивать. По возвращении – многие участники уходили в монастыри. Монашеский образ жизни – покаянный.
После 1812 года возникали новые монастыри, пополнялись старые. Правда, в тот период были ограничения на основе императорских указов о создании монастырей или вообще о возможности постригать в монастырь человека образованного. Очень серьезный переворот произошел во времена Петра I в отношении монашествующих…
Для монашества важна традиция, преемственность. Эта связь неким таинственным образом сохраняется так же, как и Благодать Божия в Церкви. Но в настоящее время люди, находящиеся в Церкви, мало воспитаны в духе Православия с самого детства, мало кто воспитывается частым паломничеством по монастырям. Чаще всего человек приходит в храм уже будучи взрослым.
Особенно интересны труды И.С. Шмелева, в которых он описывает свои детские воспоминания о том, как он, будучи ребенком с родителями ходил на богомолье в храм, по монастырям, о его впечатлении как родители постились, о подготовке к посту, о самом посте, о празднике Пасхи или Рождества, о разговении. Это все воспринималось им с молоком матери. Конечно, в то время было немало светских искушений. Но было ограничение в информационном пространстве. Общение сводилось к общению с близкими и с соседями, а они все были, как правило, воцерковленные. Тем более, если семья воцерковленная, то и круг друзей будет подбираться соответствующий. Сегодня – открытое информационное пространство. Хотим ли мы этого или нет, но информация сама тебя найдет.
Молодое поколение – это поколение, которое в большей степени зависит от интернета, и оно основную часть жизни живет там. Вольно или невольно так получается. Это и новости, и обучение, и общение. Человек к этому привыкает становится от этого зависим. В интернете много информации. Это и плюс, и минус. Изобилие информации забивает наш мозг, мы теряемся в ней и уже трудно воспринимать важные вещи. Святейший Патриарх Кирилл остановился на этом вопросе подробнее на Собрании игуменов и игумений монастырей Русской Православной Церкви 23 сентября этого года. В своем докладе он говорил об этом информационном пространстве – о том, что мы, монашествующие, должны быть очень аккуратны к нему. Должны быть аккуратны и миряне, иначе не хватит времени ни на что – ни на жизнь, ни на молитву, ни на чтение Священного Писания.
Нестяжание, целомудрие и послушание
– Отец Николай, может ли, на Ваш взгляд, монашествующий вести личную страницу в сети? Или он должен только проповедовать, вести духовные беседы и нести особую миссию проповедника?
– Любой монах должен действовать с благословения Священноначалия. Он должен выполнять то, что ему благословил настоятель монастыря или архиерей. Для монаха важно послушание. Спустя века в духовной жизни не меняется принципиально ничего. Мало существует новых искушений. Добродетелей новых тоже не стало. Изменилась только их реализация. Для любого монаха очень важны его основные жизненные положения. Это исполнение монашеских обетов, которыми являются нестяжание, целомудрие и послушание. Поэтому всю свою жизнь в монастыре он строит именно исходя из этих обетов. Если монаху благословили вести «страничку» в интернете, то эта страничка скорее всего будет полезна для прихожан монастыря и для паломников. Вы сказали о личной страничке. Думаю, что его личное должно оставаться втайне. Если монах благословлен вести страницу в интернете, то это должна быть общая страница монастыря. Личное уйдет на второй план, и он будет говорить на страничке или на сайте от лица монастыря. Это позволит ему избежать многих проблем. В настоящее время есть и такие монашествующие, которые имеют свои блоги, которые проповедуют в интернете и пишут. На это должно быть благословение, потому что любой монах не живет сам по себе. В любом случае он принадлежит какому-то монастырю, у него есть духовник.
Информационное пространство очень опасное и коварное. В любом, даже в личном общении с человеком из Церкви, миряне видят представителя всей Церкви. Они слушают его как голос Церкви, и он уже не имеет права говорить что-то «от себя».
Продолжение дела преподобного Авраамия
– На протяжении ряда веков Авраамиев монастырь являлся духовно-просветительским центром города Смоленска. В чем сейчас его особенность?
– Изначально этот монастырь был построен с целью проповеди. Так исторически сложилось. Преподобный Авраамий терпел различные гонения и притеснения со стороны клеветников и завистников, которые обвиняли его в ереси. Поэтому правящий архиерей того времени – святитель Игнатий – построил в центре Смоленска монастырь, чтобы преподобный Авраамий мог вести проповедническую деятельность беспрепятственно, поскольку он был очень образованным человеком и талантливым ритором. Здесь в конце ХII – начале ХIII века была устроена библиотека, переписывались книги, совершалось ежедневное богослужение, ежедневная проповедь. Устное учение было очень важным, потому что простые люди не могли позволить себе иметь книги, а многие не знали грамоты.
Сейчас люди читают, но не всегда понимают, что читают. Учитывая огромное количество информации и различных сайтов, человек теряется и не всегда правильно может определить, что из этого множества полезно. Есть много различных сайтов и ресурсов, которые лишь называются православными, но по своей сути очень вредны. Мало воцерковленный человек не всегда с первого взгляда может определить это.
В наше время мы продолжаем дело преподобного Авраамия, совершаем ежедневные богослужения, проповедуем для людей. Проповедь должна направлять человека, подсказывать. У нас есть воскресная школа для детей, есть школа для глухих и слабослышащих людей. К сожалению, сейчас нет помещения, куда бы мы могли приглашать всех взрослых наших прихожан на беседы, поэтому мы ограничиваемся только проповедями после богослужения.
Среди братии монастыря – преподаватели Смоленской Православной Духовной семинарии. Так продолжается дело преподобного Авраамия. Изначально Смоленская семинария (XVII в.) была при нашем монастыре. Когда епископ Гедеон (Вишневский) основал семинарию, то ее территория примыкала к монастырю. Сам архимандрит, настоятель монастыря являлся и ректором Духовной семинарии, Духовного училища и Духовной гимназии. Все они располагались на территории монастыря. Преображенский храм г. Смоленска на улице Реввоенсовета был семинарским храмом. Сегодня священноархимандрит монастыря, митрополит Смоленский и Дорогобужский Исидор – ректор СПДС, игумен Тарасий (Ланге) – председатель Епархиального Церковного суда, преподаватель Догматического богословия и Канонического права в Смоленской семинарии; заведующий кафедрой богословских и церковно-исторических дисциплин в СПДС – иеромонах Рафаил (Ивочкин).
– Важно ли монашествующим жить в монастыре?
– Для монаха важнее всего быть в монастыре. Постриг должен совершаться тоже при монастыре. Во-первых, когда человек живет один, у него нет возможности тесно общаться с духовником. Почему у нас в Русской Церкви сложилась в большей степени традиция общежительного монастыря? Потому что в общежитии мы можем друг друга поправить, помогать видеть и исправлять ошибки. Для монаха это очень важно, иначе он может повредиться духовно. Старшая, более опытная братия всегда имеет попечение о младших.
Жизнь в миру для монаха очень опасна. Чаще всего это будет так, что человек будет проживать с родственниками в квартире и подчиняться их мирским правилам, а не монастырскому укладу, да и попасть к духовнику сможет крайне редко. Это очень тяжело для монаха и для его духовной жизни не полезно. Такое монашество в миру – это отголоски советского времени. Когда закрывали монастыри, старые монахи разъехались жить по квартирам и домам, по духовным чадам или родственникам. Была практика тайных постригов – когда человека постригали, а он не имел возможности носить монашескую одежду, был вынужден работать на мирской работе и никто не знал, что он монах. Таких много примеров. Слава Богу, время изменилось. Монастыри открыты, есть возможность жить в монастыре беспрепятственно.
Вдохновение на дальнейшее служение
– С Вашего позволения, отец Николай, остановимся подробнее на Собрании игуменов и игумений монастырей Русской Православной Церкви, которое состоялось 23 сентября 2022 года. Вы принимали в этом форуме участие. Что дала Вам эта встреча?
– Во-первых, всегда очень полезно человеку встречаться со «своими». Когда мы живем и «варимся в своем соку», нам нужен глоток свежего воздуха, нам надо смотреть на других, как они живут, что у них есть полезного, как они справляются с проблемами, как решают вопросы. Это обмен опытом. Во-вторых, для меня это – вдохновение на дальнейшее служение. Важно то, что говорил Святейший Патриарх. Всегда важно слушать Священноначалие и всегда важен взгляд со стороны, потому что он дает направление твоей деятельности, корректирует тебя. В своей речи Святейший Патриарх Кирилл высказал много интересных и полезных мыслей для монашеской жизни и служения.
– Какие самые страшные соблазны могут стоять на пути монашествующего? Это соблазны мира сего или какие-то внутренние проявления характера?
– У монаха – это мир. Внутренние качества подчиняются устроению человека, то есть, его призванию. Если у человека есть призвание, он будет стремиться и стараться ему соответствовать, будет менять свой характер. Монах призван к тому, чтобы работать над собой. Любой христианин призван измениться. Приходя в Церковь, мы не можем оставаться прежними людьми. Монах – это человек из церковной среды. Конечно, бывают разные случаи. Но в послушники или трудники чаще всего идет человек из храма, из среды прихожан. Он уже воцерковлен и имеет какие-то азы аскетической духовной жизни. Затем, следуя духовному призванию, он идет на более серьезные труды по внутреннему деланию. Послушник – это человек, который еще не дал монашеских обетов, но живет уже монашеской жизнью. Он еще может от нее отказаться. Он «примеряет шкуру монаха», еще не давая обетов. Постриг совершается только над тем послушником, который полностью проверил себя, который понял, что это его жизнь, не думая, что «меня постригут и у меня все изменится само собой». Некоторые так и думают, что «совершиться постриг и все страсти отойдут, а я сразу стану святым». Так не будет. Так же старшая братия наблюдает за послушником и соборно принимается решение о постриге того или иного брата.
Монах – это человек своего времени, своей страны, своего общества. Он воспитан теми же самыми родителями, как у всех. Будучи школьником и студентом, он также общался с теми же светскими ребятами. Здесь важно не принести в себе в монастырь «бомбу замедленного действия», которая есть «моя мирская жизнь и я не хочу от нее отказываться». Монах должен всецело отказываться от прошлой жизни.
Зачем уходят люди в монастырь? Во-первых, по призванию, а во-вторых, чтобы послужить Богу с большим усердием, которого не возможно приложить в миру. Об этом подробно говорит преподобный авва Дорофей, приводя в пример своего послушника Досифея. Он говорил: «Этот брат меньше всего прожил в монастыре, но достиг большего, чем вы. Некоторые здесь пребывают по 20 лет, а он пробыл здесь всего лишь 5 лет, но достиг большего через отсечение своей воли». Он никогда ничего не делал по своей воле, но только по послушанию даже в самых маленьких вещах. Мирской человек не может так жить. Он не может каждый день общаться с духовником, спрашивать благословения. Монах не только может, но и должен это делать: в монастыре помимо основных постоянных послушаний есть послушание на каждый день, на которые человек получает благословение. Есть долгосрочные послушания на кухне, на огороде, в алтаре. Это делается не от своеволия, а по благословению.
Выйти из этого мира, чтобы помочь этому миру
– Приведу цитату из доклада Святейшего Патриарха: «Казалось бы, для чего нужны миру монахи, которые удаляются от него и видимым образом никак на мир не влияют»? Как бы вы ответили на эти вопросы для простого человека?
– Монах удаляется от мирской жизни, от мира, который лежит во зле. Но монах не выходит из мира, как такового. Он остается жить в миру и имеет возможность влиять на этот мир через молитву, и быть примером своей жизни для мирян. Монах не забывает мир. Монах продолжает молиться за мир, общаться с теми же мирскими людьми, но для этого он должен выйти из мира, он не должен быть привязан к этому миру. Монах должен быть неподвластен этому миру, и его страстям. Мир уже не обладает им, он свободен от мира. Таким образом, монах, выйдя из мира, может больше влиять на него, лучше помочь этому миру.
Мы все взаимосвязаны, поэтому любой человек выбирает свой путь жизни, служения Богу, а через это и человеку. Неспроста Господь в первой заповеди говорит: «Возлюби Господа Бога», а во второй: «Возлюби ближнего, как самого себя». Монах не переступает эти заповеди. Он продолжает любить Бога, продолжает любить и человека, но со своей позиции. Есть такой момент в медицине: если врач оказался в положении больного, он не должен ставить себе диагноз самостоятельно. Ему должен ставить диагноз другой врач, который наблюдает пациента со стороны. Так же и монах должен выйти из этого мира, чтобы помочь этому миру. То есть, посмотреть на мир со стороны.
– Святейший Патриарх отметил, что сегодня «речь идет не о таких деяниях, которые находятся за гранью сил и возможностей… Требуется малое, но на это малое необходимо направлять, как известно, огромные усилия, и тогда это малое становится великим». Есть ли у современного монаха пространство, т.н. «поле» для подвига? Нужно ли его специально искать?
– Нет, нигде у святых отцов не сказано о том, что мы должны искать какого-то особого подвига. Любой подвиг монаху дается по благословению. Он ничего не делает своевольно. Иначе возникнет гибель души как следствие гордыни человека. Мы говорим о малых подвигах, потому что во многом мы ослабли, но «сила Божия в немощи совершается» (2 Кор. 12, 9). Поэтому если мы смиримся перед милостью Божией и будем выполнять послушания, которые на нас возлагаются, то мы выполним цель своей жизни и принесем пользу. То, что приносит пользу, оно велико. То, что замахнулся высоко и не смог сделать? Никакой пользы. Вред. А если малое сделал, то принес пользу в любом случае.
“Десант, высаженный и рассредоточенный на вражеской территории”
– Люди сегодня настолько заняты и пребывают в суете, что для них бывает большой проблемой задержаться в храме даже на малое время после службы. Отпуст на Литургии воспринимается как команда «Фас!»: служба закончилась и нужно срочно бежать к следующему этапу жизни, на который нет и пяти минут, чтобы даже задержаться здесь, в храме. Очень мало, кто задерживается. Я часто говорю и даже ругаю наших прихожан: «Не тратьте время службы на разговоры. Если хотите с кем-то пообщаться, останьтесь после службы, вас не гонят».
– Вы можете сделать замечание во время богослужения или во время проповеди?
– Во время проповеди. Слава Богу, в настоящее время прихожане стараются вести себя спокойно во время богослужения, в храме нет хождения во время Литургии. Но я помню, как в 90-х годах, когда я был еще маленьким, в храме прямо во время службы все здоровались, ходили, шумели, а ведь это очень мешает тому, кто старается молиться и внимательно слушать богослужебные тексты. Иногда священники даже останавливали службы и делали замечания. Сейчас ситуация в целом исправилась.
Есть другая проблема – нехватка времени. Наша суета заставляет человека приходить к службе в 9.00 и ни минутой раньше. Приходите на 15 минут раньше – спокойно поставите свечки, со всеми поздороваетесь. Это будет хорошо. Люди настолько бояться пожертвовать своим временем, хотя на самом деле его достаточно.
– Как найти это время?
– Правильно расставлять приоритеты. На первом месте – Господь, общение с Ним во время молитвы и богослужений, во время чтения Священного Писания. Это должно быть превыше всего. На втором месте –семья. Это общение внутри семьи, мужа и жены, с детьми, с родителями, с бабушками и дедушками. На это не нужно жалеть время. На третьем месте – друзья, знакомые, определенные дела, которые можно либо вплести в эту канву и сделать совместно, либо отложить на потом.
– На каком месте должна быть работа?
– Безусловно, работа должна идти по расписанию. Ее никто не отменял. Но работа не должна быть выше семьи. Даже для отца или для мужа. Есть время работе, есть время семье, есть время Богу. Если, например, работа становится важнее, и семья подстраивается под работу, то на Бога скорее всего вообще времени не остается. Подготовиться к работе – это хорошо, но это не самое главное. В семье проблемы начинаются тогда, когда ломается эта основа. Если мы с вами правильно расставим акценты в своей жизни, то все будет выстраиваться правильно; и работа, и семья, но главное Бог. Бог – это центр нашей жизни. По крайней мере, для верующего. Для неверующего, который верит в то, что что-то где-то есть, это, может, и нормально, но это ищущий человек и ему не за что зацепиться. Здесь должны помочь мы, священники, монахи и миряне. А кто такие миряне? Это «десант, высаженный и рассредоточенный на вражеской территории».
Сколько в вашем подъезде верующих людей?
– Один-два.
– Поверьте, что все соседи в вашем доме точно знают, что в этой квартире живут верующие люди. Не удивляйтесь, если к вам постучат и спросят: «Когда Дмитриевская поминальная суббота? Можно ли записочку вам передать?». Поэтому, если миряне не будут показывать какой-то пример христианской жизни, то другим не за что будет зацепиться. Каждый верующий человек призван быть равноапостольным, проповедником именно своею жизнью. Мирянин, может быть, и не должен быть особо образован в духовном плане, но он должен стараться жить правильно, показывать пример своей жизнью. Проповедник словом – это епископ или священник, который с амвона или с кафедры говорит о духовном. А мирянин – проповедник своей жизнью. Задача такая и на вас, и на ваших детях, на которых в классе тоже смотрят со стороны. И то, что вы сегодня вложите в духовное воспитание ребенка – не пропадет. В той или иной степени, будет трясти каждого, но потом он выстроит свои отношения с Богом.
Будьте настоящими христианами
– В завершение нашей с вами беседы – Ваши советы нашим читателям.
– Самый главный совет – будьте настоящими христианами. У нас сейчас есть такая тенденция – разделять жизнь на духовную и светскую. Тут я верующий, а тут я обычный человек. Нет. Христианин не может быть, как и все. Христианин должен быть христианином всегда. Он не может быть обычным мирским человеком, как неверующий. Неверующий человек может себе позволить в силу своего нравственного кодекса все, что угодно. Христианин никогда не может позволить себе то, что будет против Заповедей Божиих.
Если мы будем достойными чадами своего Небесного Отца, исполнять Его Заповеди, то это будет самое главное. Лицемерие, которое вошло в нашу жизнь разделять духовное и светское – это проблема, которая началась не сегодня и не вчера, даже не в XX веке, а где-то там, еще в веке XVIII-м, когда появилось понятие мирского, секулярного и отдельно церковного, духовного.
Если ты верующий – не разделяйся. Важна цельность человека. Когда человек разделяется – он ничего не добьется и будет как расколотая чашка. Конечно, человек может ошибаться, в чем-то быть неправым. Надо исправляться, каяться. Как пишет игумен Никон Воробьев в своих письмах к духовным чадам, «даже если в чем-то согрешили – старайтесь тут же это заметить, покаяться, попросить прощения». Не откладывайте все до исповеди. Будьте христианами всегда и везде.
– Спасибо, отец Николай, за полезную беседу!
Беседовала Марина Княжинская,
Фото из архива Пресс-службы Смоленской епархии