Обновления

Слово митрополита Исидора в Неделю сыропустную, день воспоминания Адамова изгнания, в Прощеное воскресенье

Главная > Книга «Слово пастыря» > Слово митрополита Исидора в Неделю сыропустную, день воспоминания Адамова изгнания, в Прощеное воскресенье

Слово митрополита Смоленского и Дорогобужского Исидора
в Неделю сыропустную, день воспоминания Адамова изгнания, в Прощеное воскресенье

Свято-Успенский кафедральный собор,
г. Смоленск, 26 февраля 2023 г.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Дорогие братья и сестры! Неужели Тот, Который произнес слова, слышанные нами сегодня из 6 главы Евангелия от Матфея о том, что «…если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Мф. 6, 14-15), это Тот, Кто изгнал Адама из Рая? Да, это именно Тот Господь, Который совершенно любит всякого человека, а уж тем более, если мы говорим об Адаме и Еве, которых Господь продолжал любить и тогда, когда они согрешили.

Прощает ли им Господь согрешения? Прощает, как прощает всякому человеку согрешение, кто жаждет этого прощения, кто стремится деятельно исправить себя. Конечно же, в нашем восприятии смыслов не совсем точно слово, относящееся к пониманию изгнания, поскольку со стороны Бога это не было свидетельством Его непринятия Адама, подобно тому, как любящий родитель больного своего чада направляет в больницу. Если родители направляют больного дитя в больницу, является ли это наказанием? Нет. Так и родители отправляют своих детей направляют в образовательные учреждения, в школу без их желания. Через «не хочу» родители убеждают детей своих в том, что это нужно потерпеть, в этом нужно будет потрудиться. Тем же самым для Адама и Евы явилось изгнание из Рая. Господь обещает им никогда не оставлять их, даже в этом состоянии изгнания из Рая. Он свидетельствует им, что в таком греховном состоянии, в которое они ввергли в себя, невозможно находиться в Раю, потому что ничто греховное не может находиться в Раю. Поэтому это не изгнание в нашем человеческом понимании смысла этого слова.

Для Адама и Евы отчуждение от Рая стало благом, потому что они не могли бы продолжить пребывание там. Ведь пребывание в Раю – это не наслаждение, пребывание в Раю Адама и Евы изначально было Божиим заданием к творческим усилиям, которые они должны были предпринять для того, чтобы совершенствовать свое духовное состояние. Возделывание Небесного Рая было ничто иное, как задание со стороны Бога трудиться над самим собой, ведь всякий добрый труд, приносящий плоды, делает нас лучше.

Заповедь не вкушения от древа познания добра и зла была той мерой поста, которую Господь предложил Адаму и Еве, как и нам с вами, дорогие мои, Господь предлагает в предстоящие дни святой Четыредесятницы пост, подобный тому, который Он заповедовал Адаму и Еве. Никакое само по себе вкушение плодов, даже райских, не делает человека ближе или дальше от Бога. Это был обман со стороны диавола по отношению к Адаму и Еве, обман, который он, диавол, сеет и в наше с вами сознание. Думая и отвечая на эти предложения диавольские, мы бываем уловляемы в его злые сети. А на самом деле, как об этом нам возвещает святой апостол Павел в сегодняшнем послании к Римлянам, как и в прошлый воскресный день, пища не удаляет и не приближает человека к Богу – не в пище дело, а в послушании (см. Рим. 14, 1-4).

Поэтому, дорогие мои, весь смысл того Великого поста, в который мы вступаем, не в употреблении или в не употреблении той или иной пищи, а в послушании Богу. Так Господь повелевает нам воздержаться от скоромной пищи и нет никакого иного смысла гастрономического, кроме того глубочайшего смысла, который относится к доверию Богу, к нашему смирению перед Ним, послушанию, подобно тому, когда родители запрещают что-либо делать своим чадам и даже самое простое запрещают ради того, чтобы воспитать в них послушание, а не потому, что это вообще им не позволено.

Поэтому отнесемся к Богу как дети Его, со всем детским доверием, со всей трепетной любовью к Нему и вступим в эти предстоящие дни Великого поста с тем, чтобы подвергнуть себя Божественному воспитанию – тому воспитанию, которое Господь ожидал от Адама и Евы, обещая им обожение по благодати.

Мы с вами, дорогие мои, обожеваемся благодатью Божией тогда, когда смирение входит в сердце наше, когда преодолеваем свои греховные страсти, упреждаем гордость, стремящуюся властвовать в сердце нашем, находим Божии силы в своем сердце прощать согрешения ближним нашим, как мы слышали сегодня из уст Самого Господа, когда мы не осуждаем окружающих людей. Как нам тяжко не осуждать друг друга. Если мы будем внимательно всматриваться в свое сознание, в свои чувства, то почти и минуты не проходит без того, чтобы нам не осудить даже на какое-то мгновение мысли окружающих людей – в этом наша страстность. Но Господь, как чадолюбивый Отец, знает нашу страстность, знает наши немощи и недостатки. Но Он при этом предлагает нам Свою Божественную благодать и не смотрит нисколько на эти немощи и недостатки – Он смотрит на достоинство наше, на наше с вами Божественное достоинство, которое есть у всякого человека, ведь мы – чада Божии. Если мы об этом не забываем, то точно осознаем свою ответственность перед Богом.

Очень важно в наших детях, в подрастающем поколении, воспитывать высокое человеческое достоинство – то достоинство, к которому призван всякий человек. Во многом от родителей, от отношений между папой и мамой зависит то, возможно ли в детях воспитать это достоинство, возможно ли детям привить благородные навыки отношения к родителям, к близким, к родным, к Отечеству, в котором мы живем – это большой труд, который подобен Райскому труду со стороны Бога и во многом, дорогие родители, вы уподобляетесь Богу, стремясь воспитывать своих детей в послушании.

Сегодняшний день – Неделя воспоминания Адамова изгнания, для нас с вами является назидательной в том, что если мы предаем то, что нам повелевают наши родители, если мы не слушаем их, то сами себя отдаляем от них, подобно тому, как Адам и Ева, не слушая Бога, сами отдалили себя и стали причиной того, что на них были надеты «кожаные ризы». Этот богословский термин означает дебелость нашей природы, которая не восприимчива к миру духовному. Благодаря этому духовному панцирю, мы с вами сейчас не видим духовный мир, который присутствует между нами, а значит, мы во многом бываем спокойны. Ведь если бы мы только осознавали, что наши греховные чувства, греховные мысли, поступки привлекают к нам личное зло. Это личное зло измеряется не только состоянием нашей души, помраченной грехом, но и теми личностями, ангелами сатанинскими, которые стремятся приблизиться к нам особенно тогда, когда злые мысли, чувства, поступки, касаются нашего сердца. Если бы мы видели это сейчас нашими духовными очами, то помрачились бы нашим умом. Но Господь, милостивый Отец, дает нам эти кожаные ризы, чтобы мы сосредоточились на более важном – спасении нашей души, покаянии, смирении, на том, чтобы мы могли сосредоточиться на исполнении заповеди Божией.

Как просто, на самом деле, исполнять заповеди Божии, ведь они в простых Божиих вещах – люби Бога и люби ближних. Но как это сложно нам исполнить, потому что нужно преодолевать самих себя, нужно действовать через собственное «не хочу», нужно жертвовать собой ради ближнего. И Господь Своим личным примером, видя однажды исход Адама и Евы из Рая, стыдившихся пребывания с Богом и стыдившихся самих себя, именно Тот Господь приходит на землю, чтобы став человеком, понести все те немощи и тяготы, которые нес Адам в изгнании из Рая. И не просто понес Господь наш Иисус Христос немощи и недостатки – Он проявил Свою совершенную Божественную любовь, умерев за всякого человека, жившего, живущего и будущего жить на этой земле.

Через Свою Богочеловеческую смерть Господь засвидетельствовал Свою совершенную любовь к человеку, и эта любовь, с тех пор, проявляется в действиях самой Церкви, поскольку Церковь основана здесь Самим Богом. И мы имеем возможность спасаться в Господе нашем воскресшем тридневно, давшего нам Свою Честную Кровь и Свое Честное Тело ради того, чтобы мы побеждали грех, ради того, чтобы мы восходили в Царствие Небесное, ради того, чтобы мы, проявляли покаяние, подобно тому покаянию, которое несколько тысячелетий назад проявлял Адам с Евой, каясь на земле и ожидая искупления, которое совершил Сам Господь Своей Честной Кровью.

Мы, подобно этим первым людям, должны в предстоящие дни Великого поста прилагать покаяние, слезы для того, чтобы просить Бога вернуть нас в Царствие Небесное, в котором Он уготовил для каждого из нас Небесные обители. Да, дорогие мои, мы, родившись на этой земле, получаем от Бога паспорт на жительство в Царствии Небесном, и для каждого из нас Господь устроил Свой дом. И эти небесные обители, предназначены для каждого из нас без исключения, лишь бы мы хотели войти в Рай, лишь бы мы прилагали усилия к тому, чтобы войти в него.

Пусть предстоящий Великий пост станет тем нашим решительным шагом, который позволит нам войти в Царствие Небесное. Войти ещё при этой жизни, уже ощущая себя там небесным гражданином. Пусть святые угодники Божии, пусть Смоленские чудотворцы наши помогут нам в нашем шествии в Небесный Рай. Пусть Царица Небесная, пребывающая здесь, у нас с вами, Своей чудотворной иконой «Одигитрия», указывает нам верный путь. И пусть все мы сегодня попросим друг у друга прощения, потому что, как об этом говорит Господь в сегодняшнем Евангелии: «Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный».

Пусть никто из нас не осуждает друг друга даже за ту пищу скоромную или иную, которую кто-то будет вкушать по немощи – не в этом дело, а дело в том, где сердце наше, как об этом сегодня говорит Господь: «…ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (Мф. 6, 21).

Поэтому будем сокровище наше полагать на Небе, у Бога, и тогда с достоинством, с любовью, когда наступит тот час, когда Господь призовет нас в иную, вечную жизнь, мы с радостью, без всякого смущения, с любовью к Богу и ближним, войдем в Царствие Небесное.

Аминь

Главная > Книга «Слово пастыря» > Слово митрополита Исидора в Неделю сыропустную, день воспоминания Адамова изгнания, в Прощеное воскресенье