Обновления

Слово митрополита Исидора в день памяти апостола и евангелиста Иоанна Богослова

Главная > Книга «Слово пастыря» > Слово митрополита Исидора в день памяти апостола и евангелиста Иоанна Богослова

Слово митрополита Смоленского и Дорогобужского Исидора в день памяти апостола и евангелиста Иоанна Богослова

Храм апостола и евангелиста Иоанна Богослова,

г.Смоленск, 9 октября 2023 г.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Завершающие Евангелие от Иоанна слова о том, что сотворенное Господом нашим Иисусом Христом невозможно вместить и во все книги мира (см. Ин. 21, 25), является свидетельством того, что невозможно написать все, но то, что написано, служит для спасения каждого из нас.

Невозможно постичь все те глубокие смыслы, которые заложены в каждом евангельском слове. Обратите внимание: более двух тысяч лет прошло с тех пор. Миллионы, сотни миллионов книг написаны о Христе. Огромное количество смыслов помещено в толкования слов Священного Писания, разобрана каждая буква, изучен каждый богословский смысл. Но остаётся ли Евангелие понятным для нас после всего этого? Понимаем ли мы все всю ту глубину смыслов, которые заложены в этой небольшой книге. Конечно же нет.

Бог – не в словах только. Он вообще не в словах. Бог – в любви. И святой апостол Иоанн Богослов через своё Евангелие и свои апостольские послания сообщает нам об этом. «Бог есть любовь и пребывающий в любви пребывает в Боге и Бог в нём» (1 Ин. 4, 16). Понимает ли наше сердце то, о чем говорит святой апостол Иоанн Богослов? Не совсем. Потому что для того, чтобы это все понимать, нужно пребывать в этой Божественной любви, нужно стать причастником её. А для того, чтобы стать причастником этой Божественной любви, необходимо потрудиться. Необходим, как слышали мы сегодня в апостольском послании, сам человеческий страх. Для того, чтобы, приобретя страх Божий, научиться самой малой Божией премудрости. А там, где нет страха, там пребывает любовь.

И опять это все для нас малопонятно. Мы интеллектуально много что понимаем: стремимся напрячь наше сердце, чтобы мускулы нашего сердца смогли изъяснить нам эти слова. Но невозможно постичь всю их глубину, потому что Сам Бог непостигаем в Своей глубине, в Своём совершенстве. Когда наш ум спрашивает себя: «А чем будет человек заниматься после смерти в Царствии Божием, что же там делать»? Сам Господь нам отвечает на это Своими смыслами: «Вечно познавать Бога». И чем больше мы будем пытаться познавать Его, тем больше нам будет открываться бездна неопознанного, потому что Бог не конечен, Он совершенно бесконечен, как сначала, так и в конце, как в высоте, так и в глубине, и в ширине. Невозможно человеческому уму объять Самого Бога, потому что мы тварны, мы – Богом созданные существа, и нам не дано познавать Сущность Бога.

Но то, что нам дано познавать, Бог вложил в нашу человеческую природу, поскольку мы созданы по образу Божию и по подобию Его. Господь дал нам способность познавать проявления Его Божественной любви. Вот, что нам открыто. И то, что нам Господь открыл, нам достаточно для вечного познания Его.

Какой совершенный образ предложен нам сегодня Евангелием! На Кресте висит Спаситель мира, по-человечески страдая, испытывая невероятные муки… Но по Своей Божественной природе Он совершенен в любви. Поэтому даже в таком чрезвычайном состоянии, о котором мы даже не можем помыслить, потому что мы сами не способны пройти весь тот круг страданий, который за нас и ради нас прошёл Христос, Он говорит Иоанну Богослову: «Это твоя Матерь» (см. Ин. 19, 27). А Матери Божией говорит: «Это Твой сын» (см. Ин.19,26) Возможно ли кому-то из нас в состоянии чрезвычайных мук и страданий таким образом относиться к рядом стоящим людям? Да мы только о себе любимых думаем в это мгновение! Когда нам тяжело, мы закрываемся от всего мира, мы не способны проявлять к окружающим людям любовь. А совершенная любовь на Кресте благословляет весь мир. Она усыновляет Самому Богу весь человеческий род. Мог ли человек, проигравший эту битву, произносить эти слова? Нет. Только победитель мог и был способен произносить те слова, которые мы слышали от Богочеловека, висящего на Кресте. Это слова Победителя, потому что Он ради этого и пришёл на землю, воплотился и произносил слова проповеди, чтобы вот так висеть на Кресте и не сойти с него, а умереть по-человечески на Кресте, чтобы Своею Божественною силою изъять самого человека из оков смерти.

Можем ли мы интеллектуально это понимать? Да, примерно. Но наше сердце не способно все это вместить в себя. Наш ум не способен до конца объять всю эту силу Божией любви к человеческому роду. Но любовь изгоняет страх.

Сегодня день памяти святителя Тихона, Патриарха Московского и всея России. В кондаке песнопений, которые мы слышали, мы просим святителя Тихона научить нас всей той силе Божественной любви, чтобы и нам совершать свой подвиг, чтобы и нам быть гражданами не только Неба, но и настоящими гражданами нашего Отечества. Для того, чтобы нам по-настоящему быть гражданами нашего Отечества, мы должны усвоить себя Небесному гражданству и по-настоящему мы любим Отечество только тогда, когда понимаем, что такое любовь Божия к нам, когда мы чувствуем, что наше земное Отечество без того, чтобы нам быть гражданами Отечества Небесного не может спастись.

Поэтому так важно, дорогие мои, в нашем христианском делании, помимо молитв о прощении собственных личных грехов, помимо молитв за ближних наших, молиться и об Отечестве нашем. Это неразрывно в духовной жизни. Невозможно себе эгоистично представить, что мы молимся только лишь за себя или самых дорогих и близких, а о людях дальних не молимся. Такая молитва несовершенна. А Господь призывает нас к совершенной любви. Господь призывает нас к совершенной молитве. И эти любовь и молитва, в таком случае, обнимает весь мир. Поэтому мы с вами и в домашней молитве, и в молитве церковной молимся за весь мир. Молимся за Отечество наше, молимся за ближних и дальних, за тех, кого обидели, кого оскорбили, кому нанесли зло. За каждого человека мы возносим нашу молитву, и в этом мы приучаем себя к Божественной любви.

Святой апостол и евангелист Иоанн Богослов именуется Церковью Апостолом любви. Почему? Не потому, что он по-человечески был способен больше любить, нет. Именно Божия благодать делает нас способными любить по-настоящему. Это касается, в том числе, и отношений человеческих, и отношений семейных, и любви между мужчиной и женщиной, и любви между родителями и детьми. Совершенство этой человеческой любви создаёт благодать Божию. Поэтому, если мы по-настоящему хотим любить друг друга, мы должны обращаться к Богу. Его мы должны просить о даре этой человеческой любви. У Него мы должны находить ответы на все эти неразрешимые вопросы, которые возникают на нашем жизненном пути, особенно в семейных обстоятельствах. Очень остро, как вы знаете, стоит вопрос о взаимоотношениях между детьми и родителями, особенно если дети недополучили человеческой любви, особенно если родители наделали много ошибок, и дети запечатлели это в своём уме и в своём сердце. И тогда родителям, порою, не хватает оставшегося времени жизни, чтобы убедить ребёнка в том, что родители любят. Не хватает поступков, слов, но все может преодолеть любовь Божия. Все может преодолеть та сила благодати, которая не нашими человеческими подвигами, а своей Божественной любовью компенсирует этот недостаток человеческой любви.

Дорогие мои, будем непременно обращаться к Богу во всех наших бедах и несчастьях. Будем обращаться к образу апостола и евангелиста Иоанна Богослова, который явил нам пример этой человеческой любви в Боге и с Богом. Будем обращаться к Царице Небесной, усыновление к Которой мы получили от самого Богочеловека Христа. Будем обращать внимание на подвиги святых угодников Божиих – таких, как святитель Тихон, Патриарх Московского и всея России, память которого мы совершаем и у которого учимся любви к Богу, любви к ближним и любви к нашему российскому Отечеству.

Пусть эти примеры делают нас более совершенными. Пусть они помогают изгнать из нашего сердца страх – любой страх, который посещает нас. Пусть мы, водимые этой Божественной благодатью, будем достигать Царствия Небесного, которое непременным образом уготовано для каждого из нас.  Господь ждёт нас в Своей Небесной Обители и ждёт того, чтобы мы достойно прожили эту жизнь и достойно вошли к любящему Отцу Богу нашему.

Аминь.

Главная > Книга «Слово пастыря» > Слово митрополита Исидора в день памяти апостола и евангелиста Иоанна Богослова