Слово митрополита Исидора в Неделю 36-ю по Пятидесятнице, Перенесение мощей сщмч. Игнатия Богоносца
Слово митрополита Смоленского и Дорогобужского Исидора
в Неделю 36-ю по Пятидесятнице, Перенесение мощей сщмч. Игнатия БогоносцаСвято-Успенский кафедральный собор,
г. Смоленск, 11 февраля 2024 г.Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Дорогие братья и сестры! Святая Церковь сегодня нам предлагает евангельское чтение от Матфея, в котором повествуется о том, что Господь после того, когда внушал ученикам бояться не того, что входит в человека, а то, что исходит из него, потому что именно это может осквернять человека, а не еда немытыми руками (см. Мф. 15, 17-20), переходит из пределов иудейских в пределы языческие. Как нам повествует евангелист Матфей, пределы Тира и Сидона – это языческая страна со своей системой ценностей, со своим мировоззрением и иным менталитетом. (см. Мф. 15, 21-28).
И вот Господь, может быть ради того, чтобы получить небольшое отдохновение от того народа, который всё время теснил его и остаться наедине с учениками, переходит в эти языческие пределы. Здесь Его встречает женщина, которая громко кричит через людей, окружавших Спасителя с просьбой, чтобы Он исцелил её дочь, а Господь, как будто бы делает вид, что не слышит её. Тогда она, как об этом повествует евангелист, приступила к Нему и дерзновенно, из глубины всей материнской души, воззвала: «Господи! помоги мне» (Мф. 15, 25). И тогда Господь обращает внимание Своих учеников на веру этой женщины. Он говорит ей и им обычные для иудея слова, поскольку было принято среди иудейского народа заботиться только о себе и отвергаться всячески язычников, ни в чем не соучаствуя им. Поэтому Господь говорит обычную фразу, может быть звучавшую провокационно для Бога, но очень спасительно и назидательно для учеников: «Я послан только к погибшим овцам дома Израилева (Мф. 15, 24)… нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам» (Мф. 15, 26). И эта женщина, как мы только что слышали, проявила чрезвычайную мудрость, будучи охвачена горем, она все равно нашла силы сказать Господу о том, что и псы имеют возможность питаться крохами от той пищи, которая падает со столов господ. Тем самым в этой мудрости прозвучала её дерзновенная вера в Бога.
Удивительным не только для учеников, но и для нас является то, что эта женщина, не имея возможности доступа к информации, которую мы имеем сейчас, когда каждый из нас может мгновенно посмотреть в интернет и узнать, что именно сейчас произошло в мире и как это событие повлияло на судьбы людей, узнала в Нём Спасителя мира, Бога, взывая к Нему прямым образом: «Господи, исцели мою дочь». Это оставляет чрезвычайное удивление. Но то, что бывает, иногда закрыто нашим глазам и ушам, а это про нас с вами, то бывает открыто чистому сердцу.
Да, дорогие мои, так бывает в нашей жизни, что люди, далёкие от Церкви, бывают намного чище сердцем, чем мы с вами, когда мы, являясь много лет православными христианами и прихожанами того или иного храма, не отказываемся от действия страстей в своём сердце. И это те люди, которые, может быть, не знают молитв, которые знаем мы, но они своими словами обращаются к Богу, со своими скорбями, со своими бедами, несчастьями, взывают к Нему. И, может быть, краткая молитва «Господи, помилуй» человека далёкого от Церкви, даже не крещённого, будет услышана Богом сильнее, чем наши многие молитвы, произносимые в состоянии, которое называется Церковью фарисейским. Когда мы упиваемся тем, что хорошо знаем жизнь Церкви, мы знакомы со священниками в нашем приходе, мы более менее знаем порядок богослужения, мы знаем, что нам формально нужно подойти на исповедь, произнести те грехи, которые мы совершили, но в тоже время затем после завершения богослужения мы возвращаемся в то пространство жизни, которое мы вели. И оно может быть далеко не совсем благочестивым вне пределов храмов. А люди некоторые, кто не входит в храм, могут быть более благочестивы, чем мы. И, может быть, Бог им открыт в большей степени, чем нам с вами, находящимся сейчас в храме. В этом уникальность духовной жизни, в этом её парадоксальность, поскольку Бог открывается не тем, кто носит высокие звания и имеет высокий стаж церковной жизни, а тем, кто из глубины сердца взывает к Нему.
Это, в том числе, дорогие мои, относится к тем нашим неверующим сынам и дочерям, которые сейчас на передовой защищают наше Отечество. Да, может быть, они нецерковные люди, однажды, будучи крещёнными, может быть и не приходили после этого в храм, но, исполняя свой гражданский и воинский долг, они там произносят простые слова: «Господи, помилуй». И Господь слышит эти слова. Поэтому, дорогие мои, этот библейский евангельский случай с женщиной, которая умолила Бога исцелить её дочь, для нас с вами чрезвычайно назидателен в том, чтобы мы не обольщались своей церковной жизнью, чтобы мы не складывали, как говорится, руки в том, что мы уже спасены с Богом, а там какие-то люди ничего не знают о Евангелии, ничего не знают о богослужении и о церковных традициях, но они Богом больше любимы. И так бывает.
Поэтому будем ясно осознавать ту притчу, которую Господь нам предлагает о званных на пир (см. Мф. 22, 1-14). И тогда, когда мы бываем недостойными быть участниками пира Божия, то Господь призывает вместо достойных тех, кто далеко от него стоит и тех, которые более достойны: хромых, сухих, несчастных, но более искренних сердцем, более способных любить Бога и ближних, вот кого призывает Господь. Степень нашей любви легко проверяется в нашей жизни. Как мы относимся к нашим домочадцам? Вот это первый показатель того, любим ли мы Бога и ближних. Если что-то не в порядке в наших личных отношениях с самыми близкими нам людьми, это касается наших родителей, наших детей и внуков, то мы, к сожалению, далеко стоим от Бога, не должным образом проявляем эту любовь к ближним, бываем немудрыми, неспособными попросить первыми прощения.
Поэтому, дорогие мои, если мы желаем быть точно любимыми чадами Божиими, постараемся наладить наши личные взаимоотношения с самыми близкими людьми, со всеми окружающими людьми. Постараемся преодолевать свою гордость, свои греховные пожелания. Будем слышать призыв Господа, как об этом читали сегодня во втором послании к Коринфянам святого апостола Павла: «…не прикасайтесь к нечистому; и Я прииму вас. И буду вам Отцем, и вы будете Моими сынами и дщерями» (2 Кор. 6, 17-18).
Аминь.