Слово митрополита Исидора в понедельник первой седмицы Великого поста
Слово митрополита Смоленского и Дорогобужского Исидора в понедельник первой седмицы Великого поста
Свято-Успенский кафедральный собор,
г.Смоленск, 18 марта 2024 г.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Дорогие братья и сестры!
Преподобный Авва Дорофей в своих «Душеполезных поучениях», в 15-й главе «О Святой Четыредесятнице», предлагает нам следующее духовное размышление, говоря о том, что воздержание в пище является важной духовной мерой человека, соблюдающего Великий пост (см. Авва Дорофей. Душеполезные поучения и послания. Глава 15 «О Святой Четыредесятнице»).
Он приводит случай, когда сам посещал старцев в Египетской пустыне и увидел, как с этими старцами молодые послушники Великим постом вкушали пищу. Найдя удобный случай, он вступил в беседу с этими послушниками, которые делали то, что делали старцы, говоря и напоминая им о том, что старцы за свой многодесятилетний опыт духовного делания приобрели необходимые духовные сокровища, которые позволяли им подкреплять свои немощные силы для того, чтобы продолжить труды, в том числе, труды по духовному наставлению послушников. А послушникам, как на это обратил внимание преподобный Авва Дорофей, не всегда следует послаблять свой пост, поскольку они еще находятся в начале этого духовного пути. И в этом начале пути требуется очень много духовного трезвения. Требуется приобретение многих духовных сокровищ. Так что, никогда молодому в духовном делании не следует себя ставить на один и тот же уровень с тем, кто достиг каких-то духовных совершенств. На это обратил внимание преподобный Авва Дорофей в своей беседе с новоначальными послушниками.
Также преподобный Авва Дорофей говорит, что важно воздержании наше в пище. Важно избежать как гортанобесия, так и чревобесия. Гортанобесием называется такое употребление пищи, когда мы услаждаемся ею во рту нашем и не хотим даже проглатывать ее из-за того, что она вызывает у нас услаждение, и это отвлекает нас от главного, что нас должно беспокоить – благоугождения Господу. А чревобесие – это то духовное состояние, когда мы употребляем чрезмерное количество пищи, желая принести наслаждение своему желудку. Это тоже приносит вред.
Так что, всякий из нас, стремящийся к тому, чтобы благоугодить Господу и не навредить своей душе и своей плоти, должен приобрести такую меру потребления пищи, которая бы нас не отвлекала от Господа, которая бы не создавала дополнительных духовных и телесных проблем, особенно в дни Великого поста. Так, чтобы и рассудительное наше отношение к употреблению пищи служило нам во благо.
Ведь все это, как замечает преподобный авва Дорофей, должно послужить тому, чтобы пост действительно был приятен нам, как об этом поется в песнопениях понедельника Великого поста. Чтобы эта благоприятность духовная послужила возможности нам достичь главных Страстей Господних – духовно быть готовыми к встрече великого и славного дня – Воскресения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа.
Пусть Господь укрепляет нас в начале нашего духовного пути!