Слово митрополита Смоленского и Дорогобужского Исидора на первой Литургии Преждеосвященных Даров
Слово митрополита Смоленского и Дорогобужского Исидора на первой Литургии Преждеосвященных Даров,
Свято-Успенский кафедральный собор,
город Смоленск, 20 марта 2024 года
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Дорогие причастники Святых Христовых Таин! Примите от нас, духовенства, поздравление с причащением на первой в этом году Литургии Преждеосвященных Даров!
Сегодня нашему вниманию предлагается осмысление «Душеполезных поучений» преподобного Аввы Дорофея. В третьей главе его «Душеполезных поучений» «О совести» (см. Авва Дорофей. Душеполезные поучения и послания. Глава 3 «О совести») преподобный отец обращает внимание на евангельские слова из 25 стиха 5-й главы Евангелия от Матфея, где Господь говорит притчи. Господь говорит о вещах, которые обывателю непонятны, Он произносит такие слова: «Мирись с соперником твоим скорее, пока ты еще на пути с ним, чтобы соперник не отдал тебя судье, а судья не отдал бы тебя слуге, и не ввергли бы тебя в темницу» (см. Мф. 5, 25).
По согласному мнению святых отцов, эти слова Господа говорят о том важном спутнике нашем, который сопровождает на путях нашей жизни. Как об этом говорит святитель Василий Великий, этим спутником является наша с вами совесть. Так почему же с этим спутником нужно быть в согласии? Да потому что он обличает нас. Он указывает нам на то, что то, что мы хотим делать, как об этом говорит святой апостол Павел, то не делаем, а то, что не хотим и чего отвергаемся в нашей жизни, то, к сожалению, и творим в нашей жизни (см. Рим. 7, 18-20). Вот такие духовные парадоксы бывают на наших путях жизни.
Поэтому нам очень важно быть в согласии со своей совестью. Как об этом говорит Священное Писание, ещё прежде Закона наши праотцы были в согласии с совестью и тем спаслись до пришествия самого Закона. А мы с вами водимся Законом Христовым. Мы с вами сопрягаем свою жизнь с тем Евангельским словом, которое есть Само Божие слово. И Господь пришёл в мир для того, чтобы усовестить нас, для того, чтобы засвидетельствовать нам о том, что голос нашей совести настолько потемнен грехом, что его не слышно, и нужен непременно Сам голос Божий. Этот голос нам звучит из Святого Благовестия – святого Евангелия. Дорогие мои, чтобы нам с вами иметь возможность согласовать свою совесть с волей Божией, мы должны слышать слово Божие. А для этого мы должны обращаться к Священному Писанию.
Так будем же в эти дни Святой Четыредесятницы особым образом, чаще, обращаться к чтению Священного Писания, особенно Священного Писания Нового Завета, Святого Четвероевангелия и святых Посланий апостольских.
А что касается совести, то преподобный Авва Дорофей говорит о том, что необходимо, чтобы мы с этим самым малым голосом в нашей душе, кажущимся совершенно неприметным и незначащим, были в ладу. Каждый из нас знает это, но все равно думает: «Ну, разве совесть меня осудит? А если даже осудит, то ничего страшного, если я подумаю или скажу против человека что-то греховное. Или, может быть я в тайне от других что-то сладкое съем, что будет для меня являться греховным ощущением. Или, может быть, я что-то совершу такое, что будет незаметно другим людям, а совесть подождёт». Так вот, как об этом говорит преподобный Авва Дорофей, совесть, как малое в нашей душе, может быть причиной большего. И если мы не будем замечать это малое (совесть), то это может привести нас к духовной слепоте, к небрежению и к совершению тяжких необратимых поступков.
Поэтому, дорогие мои, будем внимательно вглядываться в свою совесть. Будем каждый раз её спрашивать: «Чем я против себя согрешил? Чем я согрешил против окружающих людей? Чем я Богу досадил?». И совесть нам на этот вопрос обязательно ответит. И мы будем всегда помнить эти слова Господни: «верному в малом дам многое». (См. Лк. 16,10).
Будем же, дорогие братья и сестры, в дни Великого поста внимательны каждым своим шагам, каждым чувствам и мыслям, к движениям души, для того чтобы нам через постижение этого малого быть достойными от Бога большего.
Храни вас всех Господь!