Слово митрополита Исидора в день памяти преподобного Серафима Вырицкого
Слово митрополита Смоленского и Дорогобужского Исидора в среду 3-й седмицы Великого Поста, преподобного Серафима Вырицкого на Литургии Преждеосвященных Даров в храме Архистратига Михаила в селе Зарубинки
3 апреля 2024 года
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Дорогие братья и сестры! Сегодня – день памяти преподобного Серафима Вырицкого, святого угодника Божия наших времен – XX века.
Житие преподобного Серафима Вырицкого сообщает нам детали того подвига, который он совершал недалеко от Санкт-Петербурга. Сейчас, если ехать с нашей стороны, не доезжая Санкт-Петербурга нужно свернуть направо – в Вырицу, где стоял дом, в котором последние свои дни, по благословению священномученика Серафима (Чичагова), совершал своё монашеское делание преподобный Серафим Вырицкий.
Нам с вами хорошо известно, что в начале своего духовного пути он был светским человеком. Но обратите внимание: его светские дела не стали причиной того, что он отдалился от Церкви, как это бывает в нашей с вами жизни. Когда мы занимаемся мирскими делами, мы подчас забываем о том, что мы – Божии чада, о том, что нам необходимо прибегать к Церкви как к неиссякаемому источнику благодати. Мы забываем то место, которое является для нас жизненно необходимым, как тот колодец для животных, без которого они не смогут существовать. И душа наша бессмертная неспособна наследовать Царствие Небесное, если она не приобщается к этому Живому Источнику благодати, коим является Церковь Божия с Её Таинствами и обрядами.
Преподобный Серафим с самого малого детства, после потери отца в 10 лет, вынужден был прийти в Санкт-Петербург для того, чтобы зарабатывать деньги. С Божией помощью, с благодатью Божией он стал успешным человеком. Те богатства, которые он приобрёл как женатый человек в своей благочестивой семье, в 1920-м году он отдал братии Александро-Невской Лавры, в которую он поступил как послушник. Вначале он нёс послушание пономаря, но очень скоро, буквально через пять лет, в силу того, что он был настолько высокой духовной жизни, уже будучи взрослым человеком, братия посчитала не просто возможным, а потребовала от него, чтобы он стал духовником Александро-Невской Лавры. И в 1925 году он стал духовником этой святой обители для того, чтобы наставлять братию и всех приходящих в неё.
Обратите внимание: человек ещё совсем недавно как будто бы был светским. Но светским – это не значит бездуховным. И в нашей жизни бывает, что человек находится в миру, вне предела святой обители, или, может быть, не так часто посещает храм, но ведёт благочестивый образ жизни. Человек не забывает о том, что ему необходимо молиться, вести добродетельную жизнь, регулярно причащаться Святых Христовых Тайн и во всем уповать на Господа.
Житие преподобного Серафима, Вырицкого чудотворца, нас ясно назидает в том, что мы должны все время уповать на Промысл Божий в нашей с вами жизни, полагаться на этот Промысл Божий. Причём, эта надежда на Промысл Божий должна быть не такой, чтобы мы надеялись у Бога получить просимое нами. Нет. Мы не должны надеяться на то, что Бог даст просимое нам. Бог всегда подаст только то, что необходимо для нашего спасения. Потому что часто, и в большинстве случаев, мы просим не того, что полезно для нашей души, для нашего спасения, а мы просим чего-то, что принесло бы нам удовольствие, пусть даже и духовное удовольствие.
Поэтому, дорогие сестры во Христе, в дни Великого поста, когда мы должны вооружаться не против плоти и крови, но против миродержителя тьмы века всего, мы должны ясно осознавать, что мы должны стремиться избегать не только плотских наслаждений, но и наслаждений духовных, которые могут привести нас в прелесть, в забвение духовное, в гордыню непомерную. Поэтому Промысл Божий – в том, чтобы Господь подавал нам полезное для нашего спасения, а не то, чего мы хотим.
Будем же в нашей молитве сердечной к Богу, особенно в эти дни Великого поста, когда мы нацелены на это непрестанное молитвословие, в просьбах к Богу обращаться к Нему, чтобы Он дал нам полезное к нашему спасению. Даже те испытания, которые мы с вами должны пройти, пойдут нам на пользу. Мы не должны избегать испытаний. Мы должны в них находить Премудрость Божию, обращённую лично к нам в том, чтобы воздействовать через эти испытания на состояние нашей души, на способность нашу горячо молиться, всегда уповать на Бога и всегда возлагать на него надежду. Надежду – как доверие Богу.
Вручим себя, дорогие мои, Промыслу Божиему. Будем доверять Богу всю нашу жизнь, говоря: «Господи, ты Сам знаешь, что мне полезно. Ты Сам определяешь, какие испытания мне послать, какие духовные радости, без которых мне трудно, но никак не то, что бы приносило мне наслаждение, а только духовную радость».
Преподобный Серафим, Вырицкий чудотворец совсем недалеко от нас с вами находится: если мы отсюда поедем на север, в сторону Санкт-Петербурга, мы обязательно достигнем того места, где подвязался преподобный Серафим. Будем молиться этому великому русскому угоднику Божиему, чтобы он настаивал нас в том, как правильно совершать нам наш с вами христианский подвиг, в том числе, монашеский подвиг, который является, во многом, тем, что ждёт от нас Господь, на что уповает наш народ, поскольку монашествующие являются гвардией Божией, находясь на духовной передовой, борясь не только с теми испытаниями и искушениями, которые находят на монашествующих, но и своею горячей монашеской соборной молитвой, отвергая всякие козни диавольские, которые посылаются на народ Божий. Поэтому задача монаха – молиться не только за себя, но и за обитель свою, и за Отечество, в котором мы с вами, как монашествующие пребываем, и за целый мир. Монах призван к тому, чтобы молиться о спасении всего мира. В этом пусть поможет нам Господь, Царица Небесная, Архистратиг Божий Михаил, святитель Николай Чудотворец и все угодники Божии, в том числе и преподобный Серафим, Вырицкий чудотворец.
Храни вас всех Господь!