Слово митрополита Исидора в субботу 4-й седмицы, день поминовения усопших
Слово митрополита Смоленского и Дорогобужского Исидора
в субботу 4-й седмицы, день поминовения усопшихСпасо-Преображенский Авраамиев мужской монастырь,
г. Смоленск, 13 апреля 2024 г.Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Дорогие братья и сестры! Сегодня вновь родительская суббота, и Святая Церковь обращает наше внимание на необходимость того, чтобы мы несли духовные подвиги не только в отношении самих себя, не только проявляли деятельное послушание Богу, спасаясь благодатью Святого Духа, но и проявили нашу деятельную любовь по отношению к ближнему. И вот, собственно, родительская суббота – это явное проявление той любви, которую мы с вами призваны совершать ради ближних, молясь о них, сердечно переживая, дерзновенно прося Бога о том, чтобы Господь упокоил наших родных и близких, членов Церкви, всех тех окружающих нас людей, которые ушли из этой жизни в мир иной, вечный, где Господь неприкрыто показывает все условия духовной жизни.
И для кого-то эти условия духовной жизни служат к благоприятию тогда, когда человек искал этой духовной жизни, когда он стремился к ней, совершая то, к чему призывает его Господь. А кто-то, к сожалению, совершенно не соизмерял свою личную жизнь с тем, к чему призывал и призывает каждого из нас Господь. И вот премудрый Сирах в 7 главе ещё в самые древние времена сказал нам из Ветхого завета: «Во всех делах твоих помни о конце твоем, и вовек не согрешишь» (Сир. 7, 39).
Что является последним в нашей жизни? Речь идёт, конечно же, не о тех славных делах, которые мы иногда совершаем, это далеко не последнее. А последнее в нашей земной жизни – это то мгновение, когда наша душа разлучается с телом, когда она предпринимает последние земные усилия, которые могут служить к покаянию. Это мгновение может быть и свидетельством её растерянности, того, что душа не ожидала увидеть это пространство духовной жизни. Она увидела, что совершенно не готова к тому, чтобы перейти в эту вечную жизнь, и она, к сожалению, не искала Бога. Это является самой величайшей трагедией в вечной судьбе человека, когда душа этого человека не ищет Бога.
Поэтому об этом последнем говорит премудрый Сирах. И помнить о нём, об этом последнем, нужно для того, чтобы быть готовым к этому главному экзамену нашей жизни. К этому экзамену необходимо готовиться нам, необходимо с самых ранних лет нашей с вами взрослой жизни к этому приучать детей, напоминать о том, что помимо этой жизни есть жизнь вечная, в отношении которой всякий человек, даже самого малого возраста, должен быть приготовленным.
Поэтому сколько школьных и иных экзаменов бы ни было в жизни, сколько бы жизненных испытаний каждый из нас не пережил – всё это лишь те испытания, которые Господь направляет ради того, чтобы мы научились благочестию. Чтобы через это испытание, даже самое несправедливое с человеческой точки зрения, мы применили себя во благо, чтобы мы извлекли из даже самого тяжкого испытания невероятную пользу для себя, пользу духовную, обращаясь к Богу и отвергая всё временное и не способное нас приготовить к этой вечной жизни.
Святой апостол Павел в Послании к Евреям в 14 стихе 13 главы говорит, что мы не живём духовно в граде настоящем, мы ищем, взыскуем града грядущего (Евр. 13, 14). Наша с вами жизнь, особенно взрослых людей, должна быть направлена на то, чтобы нам искать грядущего града, гражданами которого мы призваны быть Самим Богом. Ведь Господь даровал для каждого из нас место в Своём Небесном царстве. Он призывает нас к тому, чтобы мы достойно восприняли это Небесное гражданство, готовясь к нему, приспосабливая и понуждая себя к тому, чтобы это достоинство получить от Бога. Но не бывает всё так просто, необходимо потрудиться, необходимо приложить усилия к тому, чтобы получить этот Божий дар.
Великопостные молитвы, Крестопоклонная неделя, которую мы переступили и уже перешли во вторую половину Великого поста – чтобы все эти наши усилия служили нам на духовную пользу. Чтобы и наши молитвы к Богу за самих себя, чтобы наше молитвословие в отношении наших почивших сродников – всё это укрепляло нас духовно, способствовало тому, чтобы не только мы, но и близкие родственники наши были помилованы Богом и все бы мы встретились в этом нашем настоящем, подлинном духовном Отечестве, название которому Царствие Небесное. И какие бы комфортные условия ни были бы в том или ином государстве земном, ничто не способно заменить достойным образом Царствия Небесного, в котором каждому человеку предлагаются все те необходимые условия, которые делают его счастливым. И самим гарантом этого счастья, источником его и содержательной частью является Сама Личность Господа нашего Иисуса Христа, без Которого не может быть счастья ни в этой жизни, ни в будущей. Вот, к чему должны мы с вами стремиться – искать этого грядущего Небесного града в нашей жизни, отвергать все те глупости, которыми мы окружаем себя в нашей с вами житейской суете, в этом коротком, мгновенном нашем пребывании по сравнению с той вечностью, к которой призывает нас Господь.
Поэтому, дорогие братья и сестры, потрудимся, услышим голос Божий, услышим призыв преподобного Авраамия Смоленского, который всегда, всю свою продолжительную пастырскую деятельность призывал верных чад Церкви к покаянию, рассказывал в своих проповедях и ярко живописал образ будущего грядущего Суда и наказания для грешников. Он во многом всегда в земной своей жизни был обличителем греха, обличителем неправды человеческой ради того, чтобы люди возлюбили правду Божию. Поэтому и мы, дорогие мои, нашей соборной молитвой помолимся друг за друга, за почивших сродников, за тех людей, которые потрудились, в том числе, и в этой святой обители, за преосвященных архиереев, за высокопреподобных настоятелей и наместников, братию святой обители, всех тех прихожан, которые воспринимали как Дом Божий этот старинный храм в честь преподобного Авраамия. За всех них помолимся, а также помолимся за наших родных и близких, за всех тех людей, которые без покаяния перешли в жизнь вечную, которые так искренне нуждаются в нашей поддержке. Не в виде поддержки тех яств и приношений, которые в мирской языческой практике бывают в нашем обиходе, а чтобы мы приносили тот величайший дар, которым является молитва, которая охлаждает для некоторых из нас те мучения, в которых пребывают люди. Молитва возводит человека на небо даже из самих глубин ада.
Поэтому будем искренне, соборно молиться друг за друга, будем сердечно просить Бога о том, чтобы он упокоил нас в Своём Небесном Царстве молитвами преподобных отцов наших Авраамия, Ефрема, всех Смоленских чудотворцев и нашим дерзновенным гласом любви и послушания Богу.
Аминь.