Обновления

Слово митрополита Смоленского и Дорогобужского Исидора в Великий Четверг

Главная > Новости > Слово митрополита Смоленского и Дорогобужского Исидора в Великий Четверг

Слово митрополита Смоленского и Дорогобужского Исидора в Великий Четверг

2 мая 2024 года,

г. Смоленск, Свято-Успенский кафедральный собор.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Дорогие братья и сестры! Сегодняшнее продолжительное евангельское чтение повествует нам о Страстных днях Господа нашего Иисуса Христа и о том немыслимом предательстве, которое совершил Иуда. Но наряду с этим, мы слышим с вами, что когда Спаситель наш был приведён во двор архиерейский, то многие лжесвидетели приступали к архиерею, книжникам и фарисеям, чтобы обличить Бога в неправде. Все их множественные придуманные истории были отвергнуты, поскольку вообще были не сопоставимы с тем, что знал о Спасителе народ, и что видели сами эти книжники, и архиереи, и учители иудейские.

Но вот одно лжесвидетельство было принято, поскольку оно содержало точные слова Спасителя о Самом Себе. Этот лжесвидетель сказал о том, что именно Он, Спаситель, говорил: «разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его» (Ин. 2,19), говоря не о храме Иерусалимском, а говоря о Своём страдании и Преславном Воскресении. За эти слова схватились архиереи для того, чтобы обвинить Христа Спасителя в богохульстве, хотя Сам Бог говорит о Себе, подтверждая предсказанное древними пророками.

Мы, наряду с этими ужасами человеческого предательства и проявления человеческой злобы, становимся духовными свидетелями Тайной Вечери, которую совершил Господь для Своих учеников. Но прежде преломления хлеба, и возношения вина, и произнесения Божественных слов, претворивших эти хлеб и вино в Тело и Кровь Христовы, Господь повелевает ученикам подчиниться тому обряду, который Он, Господь, установил. И разувшиеся ученики получили от Господа умовение ног. Сам Божественный Учитель, Творец мира и человека, склоняет Свою выю, преклоняется перед Своим творением – перед учениками для того, чтобы умыть им ноги и отереть полотенцем. И заповедовал тогда Господь Своим ученикам, что они, подражая Ему, их Учителю, и называя себя учителями и старшими, должны повторять традицию, заложенную Господом: «Итак, если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу. Ибо Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам» (Ин. 13, 14-15).

Ученики недоумевали: как Он, Господь и Всевышний Бог Сам умывает ноги грешным людям, Сам отирает их и называет их Своими друзьями. Высочайшее смирение показывает нам Господь и этим Своим Божественным смирением указывает нам на то, что и мы с вами должны подражать Ему, Богу, по отношению ко всем иным окружающим людям. Что и мы, какое бы высокое священническое звание или, может быть, положение в обществе, или какие-то особые Богом данные нам таланты имеющие, должны всегда смиренно относиться к своему положению и, подражая Самому Творцу мира, быть служителем для всякого человека, проявлять деятельно свою любовь таким образом, чтобы послужить всякому человеку, чтобы принести человеку духовную пользу, чтобы сделать его добрее. К доброте, дорогие братья и сестры, призваны мы.

И, умыв ноги ученикам, Господь преломляет хлеб, и возносит чашу с вином, и Своим Божественным Творческим словом нарекает эти естественные вещества Своим Телом и Своей Кровью, и повелевает ученикам в воспоминание этого события повторять. Это не просто воспоминание, о котором нам говорит Господь, это повторение того действа, которое с тех пор никогда не прекращалось в Святой Церкви. Это не просто лишь умозрение того, что Господь однажды совершил и что, к сожалению, отходя от Православной Церкви, совершают протестантские и иные так называемые христианские общества, говоря лишь о том, что это лишь всего лишь воспоминание и не более того, тем самым, совершенно пресекая ту благодатную силу, которую ученики от Самого Бога получили в этом причащающемся ими и причащаемом им от Христа естестве, которое через Творческое Слово получило не просто Божественную силу, а соединилось с Божеством. И, по благословению Божию, при особых условиях, которые бывают только в Церкви Христовой, хлеб и вино сверхъестественным образом становятся Телом и Кровью Христовой. Сам Господь указывает на сверхъестественность этого чудесного события, которое бывает в Евхаристии, благодарении. Сам Господь указывает на этот преломлённый Им, Богом, хлеб и преломляемый всяким священникам во время Божественной Литургии указывает: «Это есть Тело моё». И, указывая на Чашу, говорит: «Это есть Кровь  моя». «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную» (Ин. 6, 54).

Святой апостол Павел в Первом Послании к Коринфянам, которое мы сегодня слышали (см. 1 Кор. 1-23-29), предупреждает нас, что если мы недостойно это делаем, не испытывая свою совесть и не очистив себя, то мы дерзаем приступать к Чаше с недостоинством. Но при этом святой апостол Павел и иные древние святые отцы до наших дней повторяют, что это недостоинство наше, с которым мы подходим к Святой Чаше, является дерзновением любви. Конечно же, по букве Божественного закона, никто из нас не достоин быть подлинным причастником Тела и Крови Христовых. Но в силу нашей сыновней дерзновенности к Богу, в силу нашей любви к Нему, и того Божественного милосердия, которые Господь проявляет по отношению к каждому кающемуся грешнику, мы с дерзновением подходим к Чаше. Мы дерзаем нашими устами принимать Самого Христа Спасителя в наше человеческое естество.

Поэтому, дорогие братья и сестры, слыша голос Самого Бога, следует ли нам избегать возможности стать сотелесниками Христу? Следует ли нам пренебрегать этим Таинством? Нет. Мы должны с благоговением дерзать приступать к этой Святой Чаше и принимать этот святой Божественный хлеб, для того, чтобы нам через соучастие в этой Тайной Вечере получить от Бога спасение, которое возможно только в Господе нашем Иисусе Христе.

Дорогие братья и сестры, нас так мало сегодня собралось в храмах, подобно тому, что и на той первой Тайной Вечере был узкий круг учеников. Всех тех, кто шёл за своим Спасителем, полагая всего себя в руки Божии, как и тогда, когда ничего не предвозвещало тех испытаний, которые легли не только на Спасителя, но и Его учеников в жизни каждого из нас постигают испытания. Так благоразумно ли мы поступаем, если эти испытания нас настигают тогда, когда мы не готовы, подобно ученикам, которые в силу своей немощи человеческой уснули? Мы можем в таком сонном духовно состоянии прожить всю жизнь, не догадываясь и не ощущая присутствия Божия в своей жизни. А Господь, пока ученики спали, молился о том, чтобы Божественный Отец сделал едиными и укрепил учеников в их следовании за Богом, чтобы эти ученики по милости Божией обрели личное спасение и смогли через своё служение Церкви распространить святое Благовестие и приумножить число спасающихся и спасаемых.

Мы часто не замечаем того, что Господь печётся о нас так, как он это делал во время Своей Гефсиманской молитвы. Мы не замечаем того, что Господь проявляет по отношению к нам Свой Божественный Промысел, благословляя нас на жизнь, давая нам возможность к покаянию, давая нам возможность обрести в Нём спасение.

Поэтому, дорогие братья и сестры, слыша голос Спасителя, который обращён Им к Его ученикам, бодрствуйте и трезвитесь. Будем и мы, дорогие мои, на пути нашей жизни стремиться к духовному бодрствованию, к тому, чтобы через ощущение присутствия Божия в нашей жизни непременным образом быть готовым всегда к Его Божественному приходу. А это может случиться для каждого из нас в то мгновение, когда мы этого не ожидаем. Поэтому сегодня, дорогие братья и сестры, нам надлежит стать причастниками Тела и Крови Христовых. Так возблагодарим Господа за явленную им милость в том, что мы по воле Божией входим в число спасаемых Им людей. Поблагодарим Бога за то, что Господь открывает нам наши немощи и недостатки, что Он указывает путь нашего спасения. Пусть каждый из нас, из глубины своего смиренного сердца, повторяет эти слова, которые особым образом сегодня звучат на богослужении Святой Церкви в этот Великий Четверток: Вечери Твоея Тайныя днесь, Сыне Божий, причастника мя приими: не бо врагом Твоим тайну повем, ни лобзания Ти дам, яко Иуда, но яко разбойник исповедаю Тя: помяни мя, Господи, во Царствии Твоем.

Аминь.

Главная > Новости > Слово митрополита Смоленского и Дорогобужского Исидора в Великий Четверг