Слово митрополита Исидора в Неделю 3-ю по Пасхе, святых жен-мироносиц
Слово митрополита Смоленского и Дорогобужского Исидора
в Неделю 3-ю по Пасхе, святых жен-мироносицСвято-Успенский кафедральный собор,
г. Смоленск, 19 мая 2024 г.Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Дорогие братья и сестры, Христос Воскресе! В третье воскресенье по Пасхе Святая Церковь предлагает нам евангельское чтение от Марка, конец 15, начало 16 главы, где повествуется о подвиге жен-мироносиц (см. Мк. 15, 43 – 16, 8). И апостол Марк перечисляет некоторых из них – это Мария Магдалина, Марфа и Мария, сестры воскрешённого Господом Лазаря, это Саломия и иные жены. Евангелисты намеренно не выделяют имя Преблагословенной Владычицы Богородицы, которая, конечно же, возглавляла весь этот чин жен-мироносиц.
Мы слышим слова этих смелых женщин, которые первыми пришли ко гробу, а все иные ученики в Сионской горнице сидели за затворенными дверями. А женщины пришли ко гробу не боясь ни ночи – когда они подступали, еще только теплился рассвет, ни стражей, ни первосвященников и старейшин иудейских. Они шли, влекомые своим женским сердцем, и недоуменно задавались вопросом: «кто отвалит нам камень от двери гроба?» (Мк. 16, 3), так как знали, что власти вместе с первосвященниками запечатали крепко гроб, поставив очень тяжёлый камень и приставив к нему стражу ко гробу. И они смело шли на гроб, зная, что невозможно туда проникнуть, но всё равно шли и надеялись, наверное, где-то на чудо. Может быть, женская интуиция подсказывала, что всё равно нужно идти в любых обстоятельствах, быть рядом со своим Учителем и Господом. И вот эти слова «кто отвалит нам камень от двери гроба» – это слова надежды, растворённые в любви человеческой.
Святитель Игнатий Брянчанинов в своей проповеди на Неделю жен-мироносиц под названием «О мертвости духа человеческого», богословски разъясняя эти слова жен-мироносиц, сравнивая этот гроб с состоянием нашей души. И пока в этой душе нет Христа, говорит святитель Игнатий Брянчанинов, это – мрачное пространство без света, без возможности туда достичь воздуху свежему, то есть это, современным языком говоря, мёртвая зона. Но тогда, когда в него положили Христа, то это не просто гроб, это уже Царствие Небесное.
Поэтому, дорогие мои, так важно нам, чтобы в пространстве нашей жизни этот духовный гроб, который завален камнем нашего духовного безразличия и духовной слепоты, духовного бессилия, чтобы этот камень был отвален от пространства нашего сердца. Чтобы в него был помещён, в этот гроб нашей души, Христос, и если так произойдёт, то это будет пространство Рая.
Святитель Игнатий Брянчанинов сетует, богословски размышляя над этими духовными образами, что это гробное состояние нашей души, приваленное камнем нашего духовного бессилия, является причиной того, что мы чего-то в нашей жизни, в том числе духовной, хотим и даже пытаемся понуждать себя, но являемся неспособными это совершить. И точно понимаем, что в сегодняшнее утро воскресного дня точно нужно себя поднять с постели для того, чтобы приготовиться и пойти в храм Господень. Или: вот сегодня я должен совершенно заново пересмотреть весь образ своей жизни и перестать совершать мелкий, а может быть даже не мелкий грех. И заново обратившись к Богу, начать регулярно совершать молитвы, работать над своей совестью, совершать добрые дела – так говорит голос нашего духовного разума. А поскольку к нашему сердцу, как это отмечает святитель Игнатий Брянчанинов, привален тяжёлый камень наших духовных болезней и нашей духовной неспособности противостоять греху, то и гроб нашего сердца остаётся темным, непросвещённым Божественным светом, а значит неспособным к тому, чтобы изменить свой образ жизни. Поэтому так много катастрофических неудач на путях нашего духовного делания из-за того, что не отвален этот тяжёлый камень от гроба нашего сердца, из-за того, что все мы глубоко больны нашим духовным бессилием, неспособностью противостоять собственным греховным инстинктам, неспособностью противостоять злу, а иногда и трусостью в противостоянии злу, нежеланиием бороться со злом в этом мире, а желанием отсидеться, проводить более комфортно дни нашей жизни, обеспечить себя тем благополучием, как нам представляется, которое бы искусственно создало пространство нашего счастья. Но при этом мы каждый раз огорчаемся, потому что не достигаем счастья без Бога и невозможно, сидя в этом тёмном гробу нашей жизни, достигать счастья. Нужно непременно отвалить этот камень от гроба нашего сердца.
Поэтому вот эти слова святых жен-мироносиц звучат очень обнадёживающе, торжественно, поскольку они касаются не столько гроба Господня, а сколько личных сомнений этих хрупких женщин, которые надеялись на Божие чудо и при этом крепко верили, что всё равно что-то должно произойти доброе, всё равно так или иначе должны были они проникнуть в гроб для того, чтобы совершить помазание Тела Учителя и Бога. И Господь – это тот самый Учитель, Который возвещал ученикам, что Он воскреснет, но они не верили в это, и, может быть, даже и ученицы Христовы не могли этому поверить. Но опять же женская интуиция – это пространство человеческого чувства, коим является женская природа Богом учреждённая, ожидала всё равно нечто большего, чем то, что рисовала человеческая логика. И это произошло: Господь воскрес и посрамил ум и намерение злопыхателей Своих, Он воскрес для того, чтобы привести ко спасению всякого человека, для того, чтобы убедить людей в том, что Он, Господь, не только Учитель, Он и Первосвященник, приносящий Себя в жертву, Он и жертва Своей же Божественной любви ради рода человеческого.
Поэтому женщины, эти святые мироносицы, проявлявшие свою деятельную любовь ко Христу, не могли не стать участниками этого события, они непременно, при любых обстоятельствах, стали бы этими участницами. Поэтому Господь восхваляет этот подвиг так же, как и мы, дорогие мои, восхваляем подвиг жен-мироносиц, который мы сегодня особым образом прославляем в третье воскресенье по Пасхе.
Мы прославляем наших бабушек и посмотрите, как в русском языке звучит слово «бабушка», как оно ласково звучит. В православных приходах Америки носители английского языка очень любят это русское слово «бабушка»: они произносят его по-русски, а не так, как это звучит на английском языке. Поскольку слово «бабушка» имеет очень глубокий духовный смысл и вмещает в себя всю ту материнскую любовь, которая способна вместить духовно опытная женщина. Так что и всякая бабушка в нашей жизни, та, которая проявляла свою деятельную любовь к внукам, а прежде всего к детям, она является безусловным авторитетом в наших семьях, она является лучшим представителем нашего общества.
И вот теперь подумаем, а соответствуют ли эти определения тому, что есть в нашей жизни, в реальности? Все ли наши бабушки являют этот пример, все ли наши бабушки сейчас возносят свои молитвы о внуках, которые защищают наше Отечество на передовой? Не греховно, сидя перед телевизором и глядя прямую трансляцию, наложить на себя крестное знамение и помолиться о внучке своём. Но это не значит, что наши бабушки не должны знать, что такое Церковь Божия, это не значит, что наши бабушки должны избегать возможности соборной молитвы, участия в богослужениях. Ведь они, наши бабушки, во многом являются примером для своих детей, внуков, правнуков, они духовно возглавляют весь образ жизни семьи. Ну и, соответственно, от того, как наши драгоценные бабушки осознают своё духовное призвание и своё человеческое призвание, правильно воспитывая сначала детей, потом внуков, правнуков своих, зависит то, какие дети вырастают в наших семьях. Если наши бабушки ленятся молиться, то и дети их не знают, что такое молитва, они не знают, что такое покаяние, что такое голос совести, что такое грех.
Поэтому, дорогие мои, так много бабушек находится в этих мрачных пещерах, которыми мы называем наши квартиры, они находятся там как в запечатанных гробах, не желая видеть Божественный свет Божией правды и Божией любви. Это катастрофа нашего общества. Поэтому и дети наши во многом ошибаются, не понимая, где правильный путь их жизни, к чему нужно стремиться в жизни, какое целеполагание должно быть в ней, что главное, что второстепенное, где и как правильно проявить эту человеческую любовь, можно ли допускать те жизненные ошибки, которые в таком множестве, к сожалению, допускает наша современная молодёжь. Так что и к 40, к 50 годам это уже духовно истрёпанные люди, неспособные, к сожалению, к большим подвигам. И только лишь остаётся покаяние как возможность духовного врачевства и возможного залечивания этих духовных ран.
Поэтому, дорогие мои, не так всё легко в нашей жизни и как мы все нуждаемся в том, чтобы бабушки, мамы наши были глубоко любящими Бога и ближних людей. Так важно, чтобы в этом пространстве мы очень глубоко ценили такое понятие, как сестра, ведь сестра это, в том числе, сестра милосердия, помощница братьям своим, верная помощница матери, помощница бабушки. Как важно, чтобы в этом семейном кругу каждый осознавал свою меру ответственности, чтобы весь женский род точно представлял, что ему делать в этой жизни, как правильно её построить, как правильно создавать свою семейную жизнь, как правильно выстраивать приоритеты тогда, когда нужно учиться, когда нужно заботиться о себе, а когда нужно позаботиться о маме, о бабушке своей. Сколько брошенных стариков в нашей жизни, потому что мамы, дочери и внучки не приучены к заботе о наших бабушках.
Обратим внимание на образ святых жен-мироносиц, которые для каждого из нас являются безусловным примером преданности Христу, безусловным примером преданности своему Учителю, своим родным и близким. Это верные помощницы во всех смыслах этой жизни. Да, святое Евангелие, Деяния Апостольские почти ничего не содержат о подвиге служения жен-мироносиц. А этот подвиг был настолько тяжек, ведь они, сопровождая Христа Спасителя, своих родных и близких, дальних людей, во многом обеспечивали эти тысячи паломников за Христом Спасителем. Это женщины, которые поддерживали всю христианскую общину со всеми её тяготами, и бытовыми потребностями, которые сопровождали ту общность, следовавшую за Христом. Это тяжкий труд и всякая женщина знает, что значит быть добросовестной домохозяйкой – это значит почти круглые сутки отдавать себя на служение мужу, детям на обеспечение быта, быть хранительницей очага. Это самый тяжкий труд.
Поэтому сегодня, прославляя святых жен-мироносиц, вспомним молитвенно о тех святых женщинах, которые есть и в нашей личной жизни, о тех мироносицах в лице бабушек, мамочек наших, сестёр родных и близких, женщинах и подружках, которые, во многом, являли пример деятельной любви не только к нам, но и окружающим людям. Помолимся с благодарностью в сердце за то, что в нашей жизни встречались добрые женщины разных возрастов. И, конечно же, воздохнём о тех, кто, к сожалению, проявлял и проявляет к нам зло, кто не видит всю красоту Божиего призвания женского сердца послужить Богу и ближнему, ведь в этом же призвание каждой женщины – послужить Богу и ближним, в этом её назначение. И в этом вся красота, недостижимая для мужчин красота женского служения.
Поэтому пусть святые жены-мироносицы, пусть те святые великие угодницы Божии, в том числе великая бабушка, святая равноапостольная княгиня Ольга, воспитавшая своего внука святого равноапостольного великого князя Владимира, преподобная Ефросиния Полоцкая, преподобная Ефросиния Московская и иные великие русские угодницы Божии, чтобы все они для нас стали защитницами, молитвенницами, предстательницами за жизнь нашу. Поэтому, дорогие бабушки, мамы, женщины и сестры, знайте своих небесных покровительниц, почитайте их особым образом, чествуя не только в день своего ангела, но и каждый день в ежедневной молитве к своему небесному предстателю. Любите святых жен-мироносиц, любите своих небесных покровительниц. И тогда по вашим молитвам, материнским молитвам, молитвам женским, Господь преобразит и жизнь мужского общества, Господь вашими материнскими, женскими молитвами погасит пламень войны, пламень человеческих раздоров. Пусть сегодняшний праздник для каждого из нас станет праздником совершенства любви человека к Богу, которое проявляла Царица Небесная и все Жены-мироносицы.
Христос Воскресе!