Слово епископа Смоленского и Вяземского Исидора на Литургии Преждеосвященных Даров в Страстной Вторник
Свято-Успенский кафедральный собор, г. Смоленск, 15 апреля 2014 г.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Дорогие братья и сестры, после входа во Иерусалим Господь учит во Иерусалиме Своих учеников и обличает фарисеев и саддукеев. В понедельник мы слышали о том, как Господь на вопрос фарисеев отвечал, что кесарю необходимо отдавать кесарево, а Божие – Богу. Во вторник Господь пророчествует о том, что Ветхозаветный храм будет разрушен, и никто из живущих в Иерусалиме не верит в это. Но менее чем через сорок лет, этот храм будет разрушен. А примерно через сто лет вообще весь Иерусалим будет настолько разрушен, что не останется камня на камне.
Кроме этого пророчества Господь предлагает Свое Божественное откровение о Втором и Славном пришествии. Он говорит о лжепророках и о лжехристах, которым надлежит прийти, и Он также говорит о Своем Преславном пришествии, которым завершится бытие земного мира, и наступит иное бытие.
И в сегодняшних причтах, произнесенных Господом, мы улавливаем общую тему о том, что невозможно теоретическое христианство, возможно только деятельное жертвенное служение Богу. Возможно только христианство, которое подтверждается добрыми делами. Мы слышали притчу о винограднике, о десяти девах – пяти разумных, у которых горели лампады их деятельной веры, и пяти неразумных, у которых закончилось масло, и они опоздали на встречу Жениха. Мы слышали притчу о талантах: о том, что невозможно, имея таланты, не использовать их, зарыв в землю… Все это свидетельствует о том, что Господь ждет от нас плодов нашей веры.
А плодами веры, как мы слышали сегодня в Евангелии, являются наши добрые дела, и Он спросит нас на Втором и Страшном Судилище: помогли ли мы ближнему, посетили ли темницу, накормили ли голодного? В этом состоит христианство. И в этом наше призвание. А то, что мы часто приходим в храм, что нам нравится богослужение и мы встречаем здесь знакомых людей – это всего лишь средство, но не цель нашей жизни. А вот когда мы способны отдать свою жизнь за жизнь другого, когда мы способны жертвовать свою любовь не только друзьям, но и врагам нашим – в этом состоит христианство.
Услышим призыв Божий и в оставшиеся дни постараемся переосмыслить ход своей жизни: если в ней нет добрых дел, а только лишь заявления об этих добрых делах, то постараемся изменить свою жизнь так, чтобы она была наполнена добрыми делами, которые будут для нас свидетельством нашей любви к Богу. Аминь.