Слово епископа Смоленского и Вяземского Исидора на Литургии Преждеосвященных Даров в Страстную Среду
Свято-Успенский кафедральный собор, г. Смоленск, 16 апреля 2014 г.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Дорогие братья и сестры, сегодня в Страстную Среду Святая Церковь вспоминает предательство Иуды. Церковь с ужасом пытается осмыслить это событие, поскольку речь идет о ближайшем ученике, одном из двенадцати, одном из тех, кто с самого начала служения Христова слышал каждое слово Его проповеди. Он слышал только лишь слова любви, только о послушании Богу… и что могло его научить тому, чтобы он в сердце свое вложил зло? Кроме того, что он слышал спасительные слова, Иуда видел все действия, которые совершал Христос, видел многочисленные исцеления, слышал глас Отца, когда Спаситель принимал Крещение от рук Иоанна, когда Господь преобразился на Фаворе, он видел воскрешение Лазаря Четверодневного. Что его могло подвигнуть на предательство, если всем было очевидно, что перед ними стоит не простой человек, а Бог? И в этом мы не можем найти никакого рационального ответа, потому что зло иррационально, оно нелогично само по себе. Но мы можем точно сказать о том, что это зло в сердце Иуды возникло не внезапно, оно тлело очень давно, и он примирялся с этим и сопрягал свою жизнь, свое настроение, свои действия с этим злом, коренящимся в его сердце.
Начало сегодняшнего Евангелия говорит нам о том, что Мария, сестра Лазаря, помазала ноги Спасителя дорогим маслом и отерла их своими власами. А ученик сказал Спасителю: зачем она это делает? это масло можно было продать и на эти деньги купить что-то для нищих… И Спаситель сказал, что нищих вы всегда будете иметь, а со Мною рядом быть не всегда. Это не есть презрение к нищим, это лишь свидетельство тому, что Бог выше нищих, и Бог и так обязательно поможет каждому нищему. И этим учеником, который так произнес, по свидетельству святых отцов, двигало не желание помочь нищим, он о них не заботился, а лишь мог завидовать тому, что происходит вокруг. И имя этому ученику Иуда. Это он упрекал Спасителя в том, что Мария потратила дорогое миро на ноги Спасителя.
Зависть, гнев – все это, как правило, сопровождает предательство. Не бывает внезапно такого состояния, что человек ни с того ни с сего предает другого человека. Этому предшествует целый ряд грехов, которые следуют один из одного, как снежный ком, набирая силу, объем. Так и смертные грехи, которые мы совершаем, не бывают внезапны. Они начинаются с мелких. Просто с не прочтения утренних или вечерних молитв, с осуждения соседа, с послабления поста… с мелочей, которые, скопившись в сотни и тысячи мелочей, превращаются в смертный грех. Мы с вами порой удивляемся, почему люди, которые знают, что такое благо, знают, как хорошо жить в мире, и благополучии, и добрососедстве, почему среди этих людей всю историю человечества происходят войны, убийства? Почему в нашем городе происходят сотни убийств, ограблений, обид, нанесенных друг другу? Все же прекрасно понимают, что лучше жить в мире, не совершая зла против другого человека?
Но многие из нас не понимаю ту закономерность, которая следует из нашего поведения. Мы часто бываем заложниками самих себя, заложниками греха, когда через череду мелких согрешений, кажущихся нам незначительными, в конечном счете, наша рука поднимается против другого человека. И мы не осознаем, почему это происходит. Мы не верим себе, что это делаем мы. Спросите любого преступника, находящегося в тюрьме: в 99% эти люди скажут, что они ни в чем не виноваты. Это внешние обстоятельства, это какие-то окружающие люди, но только не они стали виновниками преступления, явившегося причиной их помещения в тюрьму… И мы сами часто не замечаем эти мелочи в нашей жизни, которые ведут нас к тому, что мы наносим обиды ближним. Мы оскорбляем, осуждаем и много всего того, что, в крайнем случае, может привести к предательству.
Иуда, который в сердце своем носил эти мелочи грехов, в конечном счете, стал подверженным этому злу и не мог ему сопротивляться. Зло им полностью овладело. И кстати, беснование, которое встречается в нашей духовной жизни, есть крайняя степень подверженности греху, когда человек не способен уже сопротивляться, а является неким орудием в руках зла. Так и этот человек, который ходил за Христом, слушал Его проповеди, и видел чудеса, и присутствовал на Тайной Вечери, и принял Таинство Евхаристии в себя, – этот человек оказался настолько подверженным этому злу, что его ноги сами понесли к первосвященникам, чтобы сказать им, где бы они могли встретить Иисуса, чтобы арестовать Его и предать осуждению.
Дорогие мои, на опыте Иуды, которого мы вспоминаем лишь в эти дни… Вспомните слова Евангелия, которое мы только что слышали, что подвиг Марии утершей ноги Спасителя, мы запомним навсегда, как сказал Спаситель. Но Он не произнес те слова, которые я сейчас произнесу и произносит Церковь: а дело Иуды никогда не вспомнится; только тогда, когда мы вспоминаем страдания Христовы, Его предательство и смерть, только лишь несколько дней мы вспоминаем об этом человеке, а так о нем не вспомнит никто.
Сделаем, дорогие мои, вывод, глядя на этот опыт и на те надгробия, которые мы посетим на девятый день после Пасхи, и задумаемся, сколько о нас или о ближних наших будет храниться память человеческая? Как долго о нас и о наших ближних кто-нибудь будет вспоминать? Да, может быть, эти добрые или злые воспоминания будут несколько лет, а может быть, десятилетие или два, но на этом все закончится. А у Бога никто не может быть забыт. Совершая те или иные дела, мы должны, прежде всего, стремиться к тому, чтобы мы остались в памяти Божией, благодаря нашим добрым делам. Добро более рационально, оно более логично, если не сказать, что единственно логично, поскольку только добро ведет к жизни вечной, и к вечной памяти Божией, и к вечной церковной молитве. А зло всегда ждет забвение. Сделаем вывод в нашей жизни, и будем стараться совершать только добро, чтобы о нас вспомнил Господь и Его Святая Церковь. Аминь.