Слово митрополита Исидора после Литургии Преждеосвященных Даров в Страстную Среду
Слово митрополита Смоленского и Рославльского Исидора после Литургии Преждеосвященных Даров в Страстную Среду
Свято-Успенский кафедральный собор, г. Смоленск, 27 апреля 2016 г.
Дорогие отцы, братья и сестры, сегодня, в Страстную Среду, мы переживаем вместе со Святой Церковью страшное событие – предательство человеком Господа нашего Иисуса Христа. Мы слышали сегодня у евангелиста Матфея, как произошло это предательство. И поводом к нему послужило событие, которое тоже не вписывается в умозрение даже ближайших учеников Христовых. После того как Господь поведал ученикам Своим притчами о Страшном Суде, к Господу подошла женщина, которая вылила на ноги Его драгоценное миро, и слезами растворяя это миро, отерла ноги Спасителя своими волосами. И ближайшие ученики Христовы, видя, как эта женщина, неизвестно откуда пришедшая, выливает очень дорогостоящую жидкость, возмутились. Они возмутились, как будто бы под благовидным предлогом, говоря мысленно, про себя, но от Господа невозможно укрыть даже мысль, они говорили в себе: как эта женщина тратит такое драгоценное миро на ноги Христа, а ведь на эти же средства можно было пойти и купить что-то для нищих, пожертвовать нищим.
Видите, какой благовидный аргумент мысленно предлагают ученики Господа? Но Господь-Сердцеведец, зная об этих их мыслях, говорит, что нищих вы всегда будете иметь, а эта женщина Меня помазала на погребение, указывая, что учениками двигало не столько, и вообще нисколько даже не желание помочь ближним, а лишь двигала их мыслями жажда денег.
Так и нами, дорогие мои, часто движут те же мотивы, когда мы видим, как золотят купола или что-то делают для общей славы народной или церковной, мы возмущаемся и говорим о том, что пусть лучше эти средства были бы направлены куда-то. Но при этом нами движет не желание помочь ближнему, мы вообще не привыкли помогать ближним, а лишь корыстолюбие.
Но если на учеников это корыстолюбие подействовало только на поверхности их мысли, то в одного ученика этот грех проник как злое семя в “благодатную” почву, достигнув самого сердца. Речь идет об Иуде Искариотском. И вот это корыстолюбие, сребролюбие стало мотивом к тому, чтобы он пошел и предал Его в руки первосвященников, которые искали любого повода, чтобы уничтожить Христа, обличавшего их в неправдах.
Трудно нам проникнуть в сознание Иуды сейчас, потому что трудно помыслить о любом предательстве, которое совершается в истории человечества. Нам с вами известно о предательстве Родины, о предательстве ближних. Мы даже часто не отслеживаем, что измена мужа жене и наоборот, разрушение семьи, – это прямое предательство схожее с предательством Иуды. Мы часто не понимаем, что воровство государственных средств, которые бывают в наших руках в силу нашей должности, является тоже предательством Отечества, наподобие того как во время Великой Отечественной войны слабые люди предавали Отечество, разглашая тайны его. Это то же самое.
Мы часто предаем сами Господа, потому что идем на исповедь и обещаем Богу, что мы не будем повторять грехов, но мы совершаем это малое предательство, даже не замечая этого. Мы проявляем непослушание руководству нашему, а то, что касается церковно-, священнослужителей, мы часто не слышим свое священноначалие, проявляем непослушание и тем проявляем предательство.
Наша жизнь во многом преисполнена этой лжи. Переполнена даже этой ложью. И мы уже в этом омуте лжи вообще не замечаем себя, окружающих людей, не отслеживаем ни себя, ни свое поведение. Так что предательство для нас является нормой нашей жизни, к сожалению. И сегодня мы переживаем то событие, которое было более чем две тысячи лет назад. Как мы его воспринимаем? Что мы думаем о том предательстве? Ведь речь идет о прямом предательстве человеком Бога. И мы видим последствия этого предательства.
Те тридцать сребренников, которые первосвященники в соответствии с библейской иудейской традицией дали Иуде, это по закону древнему была цена раба. То есть они расплатились, соблюдя еврейский закон, дав всего лишь цену за раба. А ведь Иуда был свидетелем всех чудес Спасителя. Он был свидетелем, в том числе, и воскрешения Лазаря четверодневного, и претворения воды в вино в Канне Галилейской, и воскрешения дочери Иаира, и воскрешения юноши, и многого-многого был свидетель. Он видел абсолютную доброту Господа, абсолютное совершенство Человека, а точнее – Богочеловека, стоявшего перед ним все эти три с половиной года.
Обратим внимание на себя, дорогие мои, ведь и мы, особенно люди церковные, десятилетиями ходим перед лицом Божиим и можем в завершение этих многих лет пребывания в Церкви так же легко совершить предательство, как Иуда, который ежедневно разделял пищу и сон со Спасителем. И взирая на образ Иуды сегодня, убоимся себя, потому что мы сами часто уподобляемся Иуде. И когда мы получаем от мира и дьявола эти тридцать сребренников, мы подобно Иуде не бываем удовлетворены, потому что всякий грех – то, что мы жадно ждем и делаем в своей жизни, но получив это, мы мечтаем избавиться от этого. Вот что такое грех. Грех – то желаемое, что, когда мы получаем, ненавидим всем сердцем и всей душой полученное. Это результат действия на нас греха. Поэтому, когда мы согрешаем, мы бываем несчастнейшими людьми, подобно Иуде, который осознавал всю бессмысленность своего предательства.
Но если ученики, которые также мыслями предали Господа, видя женщину, отирающую ноги Спасителя, не поступили так, как Иуда, а затем в Сионской горнице, являясь мужчинами крепкими телом и духом, скрывались страха ради иудейского, стыдясь своего предательства Господа, но потом покаялись, изменились, проливая до конца жизни слезы покаяния, то Иуда, в которого грех вошел так глубоко как в “благодатную” почву, не смог этого сделать, и грех отчаяния и бессмысленности привел его к самоубийству.
Это очень хороший урок, дорогие мои, для всех нас, чтобы мы не доводили грех нашего ума до поступков. Это хороший пример того, что нельзя углубляться в греховной жизни, потому что это приведет нас к смерти, нужно при первой возможности стремиться к покаянию. Невозможно насладиться грехом, он обманет и оставит пустоту в нашей жизни и нашей душе.
Глядя на страшные события, которые все мы переживаем сегодня, постараемся всеми силами нашей души прибегать к покаянию, прибегать к молитве Богу о том, чтобы Господь дал нам сил справиться с грехами, чтобы грехи не привели нас к вечной погибели, к дополнительным предательствам Господа, чтобы наша жизнь изменилась, чтобы мы постарались быть, хотя может быть и маленькими предателями, но не до конца ими быть.
Я всех вас приветствую в эту Страстную Среду и желаю всем нам искреннего глубокого покаяния.
Сегодня мы также совершили краткую литию по рабу Божию Александру, нашему смоленскому герою, который учился в нашей Военной академии, женился здесь и супруга его живет в Смоленске. Офицер совершил героический подвиг в Пальмире, взяв удар врага на себя, и по праву ему присвоено звание Героя России. И мы в этот сороковой день, который приходится на сегодня, молимся о упокоении его души, потому что он, этот на фотографиях хрупкий молодой человек, еще не видевший жизни, не допустил в своей жизни предательства, он нашел мужество не предать свое Отечество, а значит, не предать Господа. Аминь.