Обновления

С преподобным преподобен будеши

Главная > История > С преподобным преподобен будеши

Свято-Троицкий Герасимо-Болдинский монастырь, расположенный в 15 км от города Дорогобужа, – боль и радость Смоленской земли. Пожалуй, ни одна обитель не претерпела столько поругания и уничижения от врагов православной веры. Принимая на себя удары иноземцев, находящаяся между Русью и Литвой обитель не раз подвергалась разорению и разграблению. Но каждый раз восставала из пепла.

2016-08-01_05

Фотогалерея

Хижина мала

Раннее утро у белоснежных стен монастыря. Безмятежно поют птицы. Быть может, таким же многоголосием звенели они и пять веков назад, когда в поисках молитвенного уединения в 1528 году добрался до дремучих дорогобужских лесов по Московскому тракту – ныне это Старая Смоленская дорога – смиренный инок Герасим, любимый ученик преподобного Даниила Переяславского. В глуши бродили дикие звери, а вдоль дороги рыскали разбойники, которые грабили и убивали путников. Здесь, невдалеке от большака, преподобный поставил себе “хижину малу” и начал подвижническую жизнь в тишине и безмолвии. И только пламенная молитва и крестное знамение ограждали его от ужаса одиночества, нападения хищников и лихих людей. По особому откровению свыше преподобный стал ставить у дороги кузовок для сбора милостыни. Кто из проходивших клал в него хлеб, деньги или одежду, ограждался молитвой, и путь его был мирен и благоустроен. А остававшиеся в бессердечии неминуемо терпели наказание: или грабители нападали, или лошади погибали, или странник сбивался с пути.

По прошествии двух лет во время ночной молитвы Герасим услышал невдалеке от кельи в высшей степени приятный звон как бы от множества колоколов. Наутро он обнаружил среди дремучего леса поляну, в центре которой возвышался величественный дуб (раньше эти деревья называли болдами). На ней впоследствии и был устроен монастырь. Новосделанный деревянный храм во имя Святой Троицы освятили 9 мая 1530 года. Мало-помалу умножалось братство обители. Потянулись потоки страждущих. И никто не уходил без того, чтобы горе его не утешалось, печаль не уменьшалась, сердце не размягчалось. Полились пожертвования в бедную обитель, и начала она подниматься и развиваться.

Возрождение

За тяжелыми воротами – пятиглавый Троицкий собор, Введенский храм с трапезной палатой, колокольня… Трудно представить, но совсем недавно все это лежало в руинах. При отступлении в 1943 году фашисты взорвали величественные сооружения. И только в 1962 году в Болдино приезжает комиссия во главе с выдающимся реставратором памятников древнерусского зодчества Петром Барановским (1892 – 1984). Будучи выходцем из дорогобужских крестьян, он окончил инженерный курс в Москве в 1912 году с лицензией на производство строительных работ и медалью Московского археологического общества за реставрацию Болдина монастыря.

В октябре 1963 года на руинах начались консервационно-реставрационные работы. С 1969 года на протяжении более двадцати лет в Болдино приезжают студенческие реставрационные отряды Смоленского государственного пединститута, которые трудятся под руководством ближайшего ученика Петра Дмитриевича – Александра Пономарева. В августе 1975-го завершено восстановление подклетного этажа церкви Введения во храм Пресвятой Богородицы, а осенью 1989-го в небо устремилась белоснежная колокольня.

Вес нынешней звонницы из четырнадцати колоколов, отлитых на Донецком металлургическом заводе, около двадцати тонн. Для ее установки пришлось даже рельсы монтировать. А через некоторое время монахи получили еще один подарок – 14-тонный колокол “Силы небесные”. Теперь он венчает водосвятную часовню, которую построили по проекту Александра Пономарева и освятили в 2013 году. Если звон старого семитонника был слышен на Ямщине, близ Дорогобужа, то раскаты нового еще сильнее и красивее.

Духовные лекарства

В центральной части собора полумрак – сегодня служба идет в одном из приделов. Тем не менее, взяв ароматную медовую свечу, которые изготавливают здесь же, в монастыре, подхожу к иконостасу. Лики Богородицы и Спаса Вседержителя, праздничный и пророческий ряды – все сияет живыми образами, созданными в местной иконописной мастерской. Рака с мощами преподобного Герасима, которые дубовая колода сохранила под спудом Троицкого собора. Их обретение в 2001 году теперь торжественно отмечается 20 июля. Монахи говорят, что с этого момента начался новый этап в жизни обители, как будто хозяин, преподобный Герасим, вернулся в родной дом, и дела монастыря пошли в гору. Братия приступила к возведению большого пятикупольного собора, именно такого, каким он был в XVI веке и сохранился в обмерных чертежах Петра Дмитриевича Барановского. В 2010 году Патриарх Московский и всея Руси Кирилл освятил новый храм.

Еще одна святыня – чудотворный образ Богородицы в великолепном окладе. Это список той самой иконы, которую в 1579 году Дева Мария повелела откопать в Казани девушке Матроне. В 1812 году иеродьякон Владимир, клирик Ново-Иерусалимского монастыря, увидел образ в опустошенной французами Москве – никем не поддерживаемый, он стоял на камне возле одного разоренного храма. Через некоторое время Казанская пришла в Болдино. В XIX веке она помогла остановить эпидемию холеры в Дорогобужском уезде. После революции икона пропала. А накануне визита Патриарха была обретена в ризнице Смоленского Свято-Успенского кафедрального собора и возвращена в обитель.

Многих, кто заходит в храм, удивляют чугунные плиты, вделанные в пол. Это захоронение ветви княжеского рода Долгоруких. Много захоронений и на территории монастыря: Вистицких, Засецких, Звенигородских. Наши предки знали, как правильно позаботиться о душе, чтобы снарядить ее в вечность: благотворили, помогали, жертвовали. Будучи погребенными в храме, их души каждую литургию слышат святую ектению “за зде лежащих и повсюду православных”. По этим молитвам Господь дает усопшим вечную память, покой и прощение грехов.

В 1920 году у раки святого сохранилось написанное в XVIII веке удивительно художественное изображение молящегося монаха на фоне Болдинского монастыря с надписью: “Преподобный Герасим”. Большие ясные очи, орлиный нос, скуластое, с впалыми щеками молитвенника лицо, небольшая круглая борода. Изображенный здесь человек – большой силы воли, созидательного ума. Именно такой подвижник мог жить бок о бок с разбойниками, терпеть от них поношения и поругания. Преподобный не раз являлся во сне нуждающимся исцеления души и тела. Житие сохранило следующий факт. Некто Егор Плешивцев впал в тяжкую болезнь. На день Святой Троицы в Болдину обитель отовсюду направились богомольцы, с ними кое-как пошел и больной, но на пути изнемог, отстал от своих спутников и, упав на землю, горько сожалел о своем несчастье и невозможности быть на празднике в монастыре. От усталости и недуга сами собою сомкнулись его глаза, и вдруг он увидел подошедшего к нему старца, держащего в руке жезл. Толкнув его этим жезлом в ребра, старец сказал: “Почему лежишь? Встань и иди в мой монастырь, соверши молитвы Живоначальной Троице, а придя к гробу моему, исцеление получишь: я – Герасим, начальник той обители”. Ободренный этим видением, больной почувствовал подъем сил и, встав, пошел в Болдину обитель, вознес моление Пресвятой Троице, поклонился гробу святого угодника и сделался совершенно здоровым. Рассказав об этом чуде игумену и братии, он возвратился в дом свой, славя Господа Бога и его святого угодника Герасима.

Чудесный сон приснился и нынешнему настоятелю Болдинского монастыря, архимандриту Антонию. Он рассказывает: “В 1988 году я стал служить в городе Сафоново. Дали мне квартиру в пятиэтажном доме. Я знал, что где-то в Дорогобужском районе был Болдинский монастырь. Но где именно, никто не знал, даже местные. И вот раз снится, что идет крестный ход по улице и через коридор заходит ко мне. Говорят, что несут мощи преподобного Герасима. Заносят гроб, прямо ко мне в комнату. Вдруг из него поднялся преподобный и строго-строго на меня посмотрел. Мне так страшно стало, что я даже проснулся. А на следующий день взял такси и поехал искать его монастырь”.

Когда отец Антоний приехал в Болдино, кроме колокольни и остатков стен, там ничего не было. Вскоре Владыка Кирилл назначил батюшку восстанавливать обитель, где поначалу и жить-то было негде. 2 мая 1990 года на территории организован первый православный субботник для подготовки богослужения. А уже 14 мая, в день памяти преподобного, проведено первое богослужение. В мае 1994-го Болдин монастырь освящен митрополитом Смоленским и Калининградским Кириллом. Настоятелем прихода решением Священного Синода поставлен игумен Антоний (Мезенцев).

Тот не унывает, кто на Бога уповает

Между тем, литургия идет своим чередом. Со времен преподобного Герасима до середины XX века численность болдинских насельников уменьшилась в 14 раз. После октябрьского переворота оставалось всего семеро монахов. В 1920 году монастырь был упразднен и превращен в музей. Его заведующий был человеком верующим, разрешал монахам совершать богослужения, передал им в пользование часть монастырских построек, земельные угодья. В 1929 году музей перевели в Дорогобуж. Двести подвод монастырских ценностей вывезли тогда. Монахам запретили находиться на территории, а вскоре всех монашествующих вместе с заведующим музеем арестовали. Слава Богу, в наши дни, кроме братии – а это около двадцати человек – на богослужении всегда есть паломники, трудники, местные жители.

…Строгие иноки вычитывают часы. Вслед за ними полились возгласы ектении. Здесь, в Болдине, по-особому звучит даже “Господи, помилуй”. В киевском распеве монашеского хора слышится что-то болгарское, греческое, торжественное и вместе с тем гармонически простое.

Подходим ко кресту. Потом получаем просфоры. Обычно к воскресной литургии монахи выпекают 700 просфор, но в праздничный день вдвое больше. Их также отправляют на подворья в Дорогобуж и Сафоново. Почему эти святые хлебцы здесь такие вкусные? Наверное, потому, что при замешивании теста мука, святая вода, соль и дрожжи обильно сдабриваются братской молитвой: “Преподобный отче наш, Герасиме, моли Бога о нас”.

На завтрак отправляемся в Трапезную палату. Пришло время рассказать поподробнее и о ней, в очередной раз добрым словом помянув имя Петра Барановского.

Трапезный храм – это сооружение, совмещающее функции хозяйственного назначения, трапезной и храма. Это первое кирпичное сооружение, появившееся в XVI веке на территории монастыря. Однако XVII-XIX веках оно начало разрушаться. Дошло до того, что в 1905 году епархиальным архитектором было запрещено подниматься на второй этаж, и чтобы прекратить доступ в аварийное здание, было разобрано каменное крыльцо. А два года спустя Смоленская духовная консистория издала указ: снять иконостас в монастырской Введенской церкви и поставить его в монастырской часовне, строящейся в Дорогобуже, а над святым престолом устроить досчатый шатер. В 1919 году под руководством Петра Дмитриевича Барановского начались противоаварийные и реставрационные работы. Много позже, в 1969 году, реставрация тоже начнется с возведения консервационного шатра над руинами многострадальной Введенской церкви. В 1997 году митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл освятит воссозданный храм с трапезной палатой. В 1999 году бригада иконописцев выполнит роспись свода и стен Введенской церкви, а через год – примыкающей к ней одностолпной палаты. Сейчас богослужение в Введенской церкви совершается только в престольный праздник 4 декабря. А в подклетном этаже действуют две трапезных – справа мужская, слева женская. Туда мы и направляемся. Насельники признаются, что послушание на кухне – самое тяжелое. Оно дает возможность проверить свои силы, чего ты стоишь. Но горячая молитва делает даже самые простые кушанья необычайно вкусными, будь то постные сухарики или квас.

Обновится яко орля юность твоя

После завтрака обращаюсь к благочинному – отцу Герасиму – с просьбой дать послушание. В свое время преподобный Герасим не гнушался никакой работы: рубил дрова, молол муку на ручных жерновах, шил одежду, изготавливал обувь, за что назывался “кожешвец”. Даже в дубовой колоде рядом с мощами сохранились изготовленные его рукой тапочки. Когда в 1990-е годы пришло время восстанавливать обитель, здесь во главе с отцом настоятелем трудилось много молодежи. Многие из них потом здесь же дали монашеские обеты и приняли постриг.

Получаю тяпку и ведро и иду к клумбе с цветочной рассадой. Легко рыхлить землю под сводами Троицкого собора. Завязываю разговор с молодой мамой. Оказалось, из Игнаткова. Говорит, что в Болдине особая духовная атмосфера, поэтому год назад крестила здесь годовалую дочку. Дашенька хоть и непоседа, но во время таинства вела себя очень спокойно. Да и первое причастие приняла с каким-то благоговением и умиротворением. Теперь мама с дочкой приехали поддержать друзей из Сафонова, выбравших эту обитель для крещения младенца Кирилла – как раз в день памяти преподобного Кирилла Белоезерского, основателя и игумена монастыря на Белом озере, за свою святую жизнь удостоенного дара чудотворения и прозорливости.

Время к полудню. Припекает солнце. А я вспоминаю, как в числе трудников приезжала сюда морозным январем 2010 года в заиндевевшей “Газельке” – натирать полы в сверкающем новизной Троицком соборе, смывать следы побелки, наводить последний лоск перед освящением храма. Помню, как все удивлялись свечному освещению храма, чугунным плитам гробниц, витой кованой лестнице на хоры, галереям, ведущим в приделы Сергия Радонежского и страстотерпцев Бориса и Глеба.

Незаметно подходит к концу работа. Колокол созывает на Всенощное бдение. Натрудившись, присаживаюсь на лавочку и прикасаюсь к прохладной стене. Почему-то после дня, проведенного в святом месте, совсем по-иному отдаются в сознании слова шестопсалмия: “Милости же Господни на боящихся Его: и правда Его на сынех сынов, хранящих завет Его, и помнящих заповеди Его творити я”. По молитвам преподобного не оставляет Господь его скромной обители, прошедшей вековые испытания и белоснежной птицей в который уже раз восставшей из руин. Этой врачебницы душ и телес, тихой пристани мира и безмятежного единения с Богом.

Марина Хотулёва
Фото: Сергея Марченкова, Александра Пономарева

При подготовке статьи использованы материалы документального фильма “Белый монастырь”, автор и режиссер Г. Дурасов

Главная > История > С преподобным преподобен будеши