О войне и 6-й заповеди…
Одним из наиболее ярких и самоотверженных подвигов в деле служения своему Отечеству у нас признается смерть на поле брани. И сегодня мы поговорим о духовном смысле подвига солдат во имя родины – на примере Отечественной войны 1812 года, 200-летие которой мы только что отметили. У нас в гостях настоятель храма св. мч. Меркурия Смоленского протоиерей Владимир Дмитриев, который духовно воспитывает будущих защитников Отечества – курсантов Военной академии войсковой противовоздушной обороны.
Фотогалерея
– Отец Владимир, давайте вначале поговорим о таком явлении, как война. Для чего Господь попускает нашествие врагов и массовую гибель соотечественников?
– Война есть великое общественное зло, но в то же время война – бедствие, попускаемое Господом для исправления, вразумления и испытания народа, как Он допускает эпидемии, голод, пожары, землетрясения, наводнения и другие несчастия. Таким массовым наказанием Бог врачует массовые беззакония.
– Если вспомнить историю и литературу, то в преддверии войны с Наполеоном вся русская знать и интеллигенция были повально увлечены западными традициями, в дворянских семьях дети лучше говорили по-французски, чем по-русски. Получается, хотели хлебнуть французского – нате вам?
– Духовная причина любой войны, в том числе и 1812 года – богоборство. Наши предки не только говорили по-французски и читали Вольтера, но и считали модным быть атеистами. В России действовали различные философские кружки типа “Северной звезды” – их учения были антицерковными. Все это проникло к нам с Запада после петровского “окна в Европу”. До Петра I у нас не было атеистов. И неслучайно безбожники-коммунисты в ХХ веке ни к кому из царствующих особ не относились уважительно, кроме Петра I.
– Что изменяется с наступлением войны? Верно ли, на ваш взгляд, утверждение, что на войне не бывает атеистов?
– С войной приходит отрезвление. И, конечно же, возвращается вера. Войны того времени были более религиозными. Солдаты перед боем постились и молились. На поле брани запрещалась перебранка даже с неприятелем – бой велся благородно, воинами руководил дух любви к Отечеству. Тут уместно вспомнить слова Александра Васильевича Суворова: “Молись Богу – от Него победа”. Атеизм сам собой исчезает, когда солдат видит рядом грань, за которой прекращается эта, временная жизнь. Известно много случаев, когда убежденные атеисты в первом же бою становились верующими.
– Отец Владимир, я встречал людей, которым не совсем понятно сочетание слов “воин-христианин”. Мол, христианство учит миру, смирению, а воин – это тот, кто воюет, убивает… Но ведь защита Отечества – это выполнение христианского долга?
– Несомненно. Война есть зло. Но войну оборонительную следует признать как меньшее зло в сравнении с допущением неприятеля на территорию своей страны. Христианин-воин, защитник родины и ее святынь идет на поле брани и исполняет заповедь Христову: “нет больше той любви, если кто душу свою положит за друзей своих”. Среди воинов существуют и святые, прославленные чудесами: святой великомученик Георгий, святой благоверный князь Александр Невский, святые Феодор Тирон, Феодор Стратилат, покровитель смоленского воинства – святой мученик Меркурий и другие. Кто из русских не знает пример преподобного Сергия Радонежского, который благословил на войну князя Димитрия Донского и двух монахов – Осляблю и Пересвета, молился об успехе русского оружия и поминал воинов, погибших на поле брани?..
– А как быть с шестой заповедью Бога “Не убий”? В чем Евангельский смысл этой заповеди?
– Человек бывает виновен в убийстве тогда, когда он по злому умыслу, в гневе или по неосторожности лишил другого человека жизни, и тогда, когда он, хотя сам лично и не убивает, но способствует убийству своим приказанием, советом, помощью, поддержкой, согласием. Убийством считается и умерщвление ребенка в утробе матери. Церковь не приравнивает к преступному убийству сражение на войне. Это не частный грех того или иного человека, тем более, что каждый воин-христианин, защищая веру и Отечество, должен быть готов, по заповеди Христовой, “положить душу свою (отдать жизнь) за друзей своих”. Однако и на войне могут совершаться преступные убийства: например, убийство беззащитного противника, сдающегося в плен.
– Вы работаете с курсантами военной академии. Удается ли у них воспитать былой дух любви к Отечеству? Как на практике будущие воины Российской армии усваивают духовные принципы Православия?
– Наших курсантов стараюсь воспитывать как на ярких исторических примерах, так и на примерах современности. Вспомним, как 28 марта нынешнего года майор Солнечников буквально исполнил заповедь Христову, закрыв собою неумело брошенную гранату, и тем самым спас взвод молодых солдат. Точно так же 10 лет назад, 28 марта 2002 года, поступил русский воин – сержант Бурнаев в бою с чеченской группировкой боевиков. И таких примеров очень много. От священника требуется укрепить дух и усилить веру военнослужащих. Им я всегда говорю, что воинское служение по природе христианское, потому что требует пожертвовать собой ради спасения других. И я вижу, что дух любви к родине есть у наших воинов и по сей день. В рамках недавно прошедших торжеств по случаю 200-летия победы в Отечественной войне курсанты академии участвовали в крестном ходе с иконой Божией Матери “Одигитрия” от Смоленска до Вязьмы. Следующим большим мероприятием у нас станет принятие присяги первокурсниками и их благословение на постижение военной науки.
– Отец Владимир, благодарю вас за беседу! Успехов вам в духовном окормлении защитников Отечества!
Беседовал Владислав Благовестов