О покаянии…
Сегодня у нас в гостях настоятель Никольского храма Смоленской православной гимназии № 1 иерей Василий Зверев. Тема нашей беседы – исповедь. Это одно из семи таинств Церкви, на первый взгляд, кажется простым, поскольку происходит непосредственно при разговоре со священником и, можно даже сказать, “под руководством” священника. Однако у прихожан православных храмов при следовании на исповедь возникает множество вопросов об этом таинстве
– Отец Василий, давайте начнем с простого: что же такое – исповедь?
– Исповедь – это, собственно, есть очищение души от грехов, посредством их исповедания перед священником, духовником, когда совершается Таинство Покаяния.
– Когда впервые человек стал исповедоваться?
– Исповедь была известна христианам уже во времена апостолов, о чем говорит книга Деяний апостольских: “Многие же из уверовавших приходили, исповедуя и открывая дела свои” (Деян.19:18).
– Но исповедь – это не “сухое” перечисление совершенных грехов, и в любой церкви можно услышать о важности именно покаянного мотива при исповеди.
– Речь идет о внутреннем переживании по поводу своей греховности, когда совесть обличает человека в грехе и это “сокрушение сердца”, “внутренний плач” и делают исповедь исповедью. Но бывает, мы вспомним какие-то согрешения (например, когда готовимся к исповеди) – поступки, слова, мысли. Но смущения, духовной тяжести, “состояния плача” мы не ощущаем, хотя понимаем, что по всем понятиям нравственного и христианского закона – это явные грехи. Такое состояние святые отцы называли “окамененным нечувствием” – духовной комой. И это не громкие слова. Как быть? Не исповедоваться? Нет, конечно. Исповедоваться как есть.
– Что вы посоветуете кающемуся, дабы снять это самое “окамененное нечувствие”?
– Нужно будить душу от спячки (как тут не вспомнить канон прп. Андрея Критского?), молиться, чтобы Господь послал сокрушение, раскаяние. Ощущение раскаяния – это дар Божий. И обязательно причащаться. Святой Иоанн Кронштадтский говорил о действии Причастия на душу, что оно делает сердце чувствительным к согрешениям. Божья благодать – только она одна может оживить омертвевшее сердце.
– Бывает, при следовании на исповедь тебя преследует стыд за совершенные грехи. И язык словно отказывается произносить само название непотребствий. Что делать?
– Чувство стыда – естественное чувство. Ведь стыд удерживает человека от повторения греха, это обличение совести. Так называемый ложный стыд – это стыд, который мешает человеку или совсем исповедовать грех, или начинается какое-то оправдание, вуалирование греха, чтобы сообщить о нем в более мягких тонах. Стыдно как есть рассказать о мерзости, из-за этого тяжело. Мешает собственное достоинство, положение человека. Некоторые боятся, что священник будет знать “это” о них. Тут совет один: нужно стыдиться совершать грехи и не стыдиться в них каяться.
– Наверное, можно здесь привести сравнение врачевание духовное с врачеванием телесным. Как перед врачом мы не стыдимся, когда показываем больное место, так и перед священником не должно быть стыдно за больное место души…
– Совершенно верно. Церковь – врачебница, а не судилище, здесь не на муки за грехи обрекают, а освобождают от грехов. Господь прощает искренне исповеданные грехи, Он “не хочет смерти грешника, но чтобы грешник обратился от пути своего и жив был” (Иез.33:11).
Всегда радуешься за человека, который нашел в себе мужество и волю и исповедовал тяжелые согрешения. Относишься с уважением к человеку, который переступил через гордость и ложный стыд (это бывает очень тяжело). Если все же человек не решается произнести вслух на исповеди какие-то из своих согрешений, тогда он может их написать и дать прочитать священнику, но никогда не скрывать их.
– Давайте расскажем нашим читателям, как каялись люди в прежние века?
– Если говорить о формах, в которых совершалась исповедь, то изначально она была, в зависимости от обстоятельств, или тайной, или открытой – публичной. Публичное покаяние совершалось кающимся перед епископом в присутствии всей церковной общины. Тайная исповедь совершалась кающимся грешником наедине перед епископом или священником. Публичная исповедь назначалась членам христианской общины, которые совершали тяжкие грехи, унижающие достоинство Церкви и вносившие соблазны в среду верующих. Публичное покаяние служило врачевством для самих кающихся и назиданием для других.
– Когда оно исчезло?
– Публичное покаяние практиковалось в Церкви до конца IV века, когда при патриархе Константинопольском Нектарии была отменена должность пресвитера-духовника. Вслед за этим постепенно упразднились степени покаяния и обряды, которыми сопровождалось принятие в число публично кающихся. К концу IХ века публичная исповедь окончательно исчезает и заменяется тайной. Это произошло потому, что общественной исповедью, столь благотворной в древние времена, когда строгость нравов и ревность к благочестию были всеобщими, постепенно стали тяготиться христиане последующих веков. Многие стали избегать ее из-за стыда или скрывали свои грехи. Кроме того, грехи, открываемые всенародно, могли послужить соблазном для нестойких духом, и врачевство одних обратилось бы в погибельный яд для других. Во избежание этой опасности и была введена тайная исповедь, которая в основных своих формах существует и по сей день.
– Как начать говорить со священником на исповеди, если взрослый человек это делает впервые?
– Взрослому человеку, хотящему исповедоваться, но не знающему, как и с чего начать, нужно прежде объяснить священнику, что он кается в первый раз, попросить помощи.
Первая исповедь – это очень важный момент в духовной жизни, первый шаг на встречу к Богу. Видя вашу нерешительность, сам священник задаст вопросы, объяснит, учитывая уровень понимания пришедшего, направит. Затруднения всегда есть. Не все понимают, что есть грех, что в жизни моей действуют страсти и страстишки, от которых начинают появляться проблемы, хотя связи мы не чувствуем. Что-то вспомнится, что-то уже мы и сами понимаем и хотели сказать.
Если это не происходит спонтанно, то заблаговременно можно заглянуть в какое-нибудь пособие, где излагается опыт построения исповеди отцов Церкви. Это очень помогает подумать о своем.
– Стоит ли идти на исповедь, если кажется, что каяться уже не имеет смысла, потому что слишком тяжки грехи?
– Каяться нужно обязательно, другого пути нет. Нет такого греха, который не простит Господь, если человек искренне попросит прощения, раскается и изменит свою жизнь. Единственный грех, который не сможет простить Бог – это нераскаянный.
– А если человек считает, что он безгрешен или имеет незначительные грехи?
– Считать себя безгрешным – серьезное опасное заблуждение, и нужно помочь человеку увидеть, почему это так. Здесь требуется особое внимание, беседа, разъяснение. Ни в коем случае не принуждение и не поставление сразу в вину человеку его такого духовного состояния. Бывает сложно, и положительным сдвигом уже можно считать, если все же человек начал сомневаться в своей “безгрешности”.
Если имеются только незначительные грехи, тогда есть с чего начать. В таких случаях нужно помочь заглянуть “поглубже”. На самом деле – всякий грех значительный. В духовной жизни нет мелочей: любой грех отделяет нас от Бога, даже, казалось бы, самый пустяковый. На эту тему есть хороший рассказ в Древнем Патерике.
Некоего старца посетили монахи: у одного из них был один тяжкий грех, а у других было много мелких грехов. Старец сказал тому человеку, у которого был один тяжкий грех: “Пойди на берег реки, найди там большой камень и принеси его сюда”. Тот нашел большой камень и с большим трудом принес его к старцу. Потом старец сказал ему: “Теперь пойди и положи этот камень на то самое место, где он лежал”. Конечно, монаху не составило особого труда найти то место, где лежал большой камень. А тем, у кого были мелкие грехи и кто считал, что они живут как все, потому что ничего особенного не сделали, никого не убили, старец сказал: “Пойдите, наберите мелких камешков на берегу”. Когда же они принесли камешки, он сказал: “Теперь пойдите и положите каждый камешек на то место, где он лежал”. И монахи, естественно, не могли вспомнить, где лежали камешки. Так случается, что человеку, совершившему один великий грех, проще навести порядок в своем внутреннем хозяйстве, чем тому, кто совершает множество “мелких” грехов.
По сути, вся наша греховная тьма как раз и состоит из таких мелких грехов, которыми наполнена наша жизнь, – из мелкой лжи, мелкого воровства, мелкого лукавства, мелкой злобы. Иногда мы думаем, что это даже и не грехи, а лишь “отдельные недостатки”. Но исповедь – это не тот момент, когда мы должны оглядываться на других и сравнивать себя с ними: лучше ли мы их, хуже ли, или как все. Фарисей оглядывался на других и думал, что он лучше многих. А мытарь не оглядывался ни на кого – он лишь всматривался в глубины своей души и сокрушался перед Богом. Может быть, в чем-то мы и лучше других, но не об этом должна идти речь на исповеди. Мы должны говорить о том, в чем мы согрешили против правды и любви Божией, потому что именно об этом мы будем спрошены на Страшном суде.
– Насколько важна первая исповедь ребенка? Понимает ли он всю тяжесть ответственности перед Богом?
– Детская исповедь, особенно первая, – несомненно важный момент. От отношения детей к их первой исповеди часто зависит их последующее отношение к Таинству Покаяния. Установленный в Церкви возраст, с которого исповедуются дети – это 7 лет. Но он условен. Кто-то в силу своего развития уже многое понимает и в 5 и 6, а кто-то только к 10 годам. Хорошо, если первый навык духовной борьбы в человека вкладывают родители.
– Как правильно подготовить ребенка к первой исповеди?
– Перед первой исповедью я бы посоветовал доверительно поговорить с ребенком, рассказать, что такое Покаяние в Церкви, что Бог любит человека. Не нужно пугать наказанием Божиим за грехи, и напоминать ребенку, какие его грехи он должен не забыть сказать. “Господь – наш любящий Отец”–- так должен думать ребенок о Боге.
Сейчас, особенно на больших приходах, на исповеди бывает много людей, тут же исповедуются и маленькие дети. И если это первая исповедь, то лучше попросить священника найти специальное время для ребенка, не исповедовать его в спешке.
– Что такое епитимия? При каких грехах ее накладывают?
– Епитимия – это духовно-исправительная мера, помогающая освободиться человеку от греховных навыков. Это может быть усиление поста, молитвы, совершение примирения и так далее. Епитимия назначается исходя из духовного уровня, состояния человека. Способности им понести епитимию. Действие ее должно быть целесообразным, предохраняющим человека, его сердце, от совершения греха. Чтобы ее действие было спасительным. Например, это может быть при повторно совершающихся грехах. При тяжелых грехах. Но все это решается очень индивидуально. Епитимию налагает духовник, который хорошо и давно знает человека, его состояние.
– Часто ли приходится вам прибегать к наложению епитимии?
– Я не могу сказать, что я духовник и у меня есть соответствующие опыт, мудрость, знание. Поэтому такую ответственность – наложение епитимий – на себя не беру.
– А если грех постоянно повторяется, несмотря на покаяние, епитимию?…
– Грех – это болезнь. Мы иногда долго лечимся от недугов телесных, так и с душой. Скажем, ложь, или гнев или злоба и ряд других грехов, с которыми можно вести брань всю жизнь. Повторяющиеся грехи все равно нужно исповедовать. Просить у Бога помощи, максимально прилагать и собственные усилия, чтобы грех не повторялся. Здесь все важно – молитва, пост, подумайте над тем, что провоцирует в вас этот грех. Нужно заниматься своей душой постоянно, всегда.
При искреннем намерении оставить грех, в покаянии человек получает благодатную помощь от Бога, у нас появляются духовные силы, которых нам часто не хватает.
Главное – не опускать руки, не отчаиваться. Совершил падение – встань, покайся и иди дальше! Главное – не сходи с пути христианского спасительного. В этом уже твоя победа!
– Отец Василий, благодарю вас за интересную беседу!
Беседовал Владислав Благовестов