Пасха в нашей жизни
Со Светлым Христовым Воскресением в каждую семью приходит особая радость. Она ни с чем не сравнима, потому что во всех отношениях это победоносный праздник: в нем победа над смертью и грехом, над ушедшей зимой, наконец, над собой – ведь закончился Великий пост! И сегодня мы в беседе со священником поговорим о значении праздника Пасхи в жизни человека. У нас в гостях – настоятель церкви вмч. Георгия Победоносца поселка Пригорское Смоленского района иерей Роман Павлишов
– Трудно представить, что было бы с миром, если бы Христос не воскрес, если бы Он вообще не пришел в мир. Но Пасха праздновалась еще до Рождества Спасителя. Что обозначал этот праздник у иудеев?
– Если ответить одним словом на ваш вопрос, то ответ будет такой – “избавление”. Слово пасха (Песах) с древнееврейского означает “проходить мимо”. Читая книги Бытие и Исход, мы узнаем о том, что народ израильский, пришедший в Египет при Иосифе во времена голода, увеличился и жил свободно, но затем к власти пришел новый царь, который “не знал Иосифа”. Евреев стали притеснять и делать все для того, чтобы численно он не превышал египтян. В это время Бог дает Израилю духовного вождя – Моисея, которому заповедует вывести израильтян из земли египетской. Моисей возвещает волю Божью, но фараон не слушает пророка и Господь посылает на египтян 10 страшных казней. Египтяне изнывают под игом тяжких испытаний, но фараон не отпускает народ. И тогда последнее десятое испытание постигает египтян – смерть первенцев от человека до скота. Господь заповедует Моисею и всему еврейскому народу заколоть агнцев без порока и съесть их всем семейством в каждом доме, а кровью помазать косяки домов. “… и увижу кровь и пройду мимо вас, и не будет между вами язвы губительной…”. Это и есть ветхозаветная Пасха.
– Отец Роман, насколько нынешние прихожане церкви понимают, что Воскресение Христово – величайшее событие в истории человечества? Ведь без этого понимания, на мой взгляд, не может быть духовной радости в праздник.
– Мне кажется, что когда человек посещает Богослужения Великого поста, тогда то глобальное, о чем вы говорите, он переживает личностно. Он переживает настроение первой недели поста, где, безусловно, доминантой является Покаянный канон прп. Андрея Критского, особенную тему Креста в неделю Крестопоклонную, стояние прп. Марии Египетской, житие которой вызывает слезы в огрубевшей от греха душе и, конечно, Страстную. Проходя этот земной путь вместе со своим Богом, человек восходит с Ним на Голгофу, а вот после нее Пасха – это Победа. И потому так ликующе звучат слова святителя Иоанна Златоустого: “Смерть! где твое жало?! Ад! где твоя победа?! Воскрес Христос, и ты низвержен! Воскрес Христос, и пали демоны! Воскрес Христос, и радуются ангелы! Воскрес Христос, и торжествует жизнь!”
– По окончании долгого поста мы невольно радуемся еще и оттого, что теперь “все можно есть”. А как научиться все-таки праздновать духовно, а не телесно?
– Со времен ветхозаветных и поныне трапеза является продолжением Богослужения. Питая душу благодатью Божьей через таинства Церкви, мы должны проявить заботу и о своем теле. Духовные проблемы возникают в жизни человека тогда, когда он ставит приоритетом желания плоти и всячески потворствует своей прихоти. На то, чтобы навести порядок в жизни и привести в духовное равновесие душу и тело, Церковь предлагает нам Великопостное поприще. Именно в это время нужно постараться научиться тому, о чем говорит прп. Ефрем Сирин: “Дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми…” А когда приходит светлый день Пасхи Христовой, мы слышим слова того же святителя Иоанна Златоустого: “Трапеза обильна, насладитесь все! Телец упитанный, никто не уходи голодным! Все насладитесь пиром веры, все воспримите богатство благости!” Мне кажется, что праздновать духовно, а не телесно, нам удается тогда, когда мы начинаем понимать, что нельзя в праздник остаться без Исповеди и Причастия.
– Среди прихожан бытует мнение, что приобщение Святых Христовых Таин в Пасхальную ночь – наиболее важно, чем в обычные дни. Многие причащаются раз в год именно на Пасху и считают, что они выполнили завет Христов на год вперед. Насколько обоснованны такие суждения?
– Если ответить на данный вопрос антиномией, то нужно вспомнить практику древней Церкви, в которой верующие причащались святых Даров на каждой вечери Любви. “Христос вчера и сегодня и во веки Тот же” (Евр. 13, 8), а это означает в данном конкретном вопросе, что Христос Тот же и в Великий Четверг – день воспоминания Тайной Вечери, и в Пасхальную ночь, и на каждой Божественной литургии. А если все же перевернуть вопрос прямо противоположно, то мы встретимся с другим болезненным явлением, когда распространяется мнение, что в Пасхальную ночь вообще нельзя причащаться потому, что “мы не достойны”.
– И тем не менее, на Пасху очень много причастников. Как правильно подготовиться к принятию Святых Даров в праздничную ночь? Со скольких часов нельзя вкушать пищу? Когда нужно исповедаться? Можно ли причащаться тем, кто отступал от поста или не постился вовсе?
– Существует такое понятие, как Евхаристический пост, его продолжительность составляет 6 часов. Отсюда и практика, сложившаяся в церковном обиходе – не вкушать пищу после 18-00 накануне Пасхи. Что же касается подготовки к таинствам Исповеди и Причастия, то это вопросы, на которые, наверное, не может быть единого ответа. Потому как вопросы своей духовной жизни, на мой взгляд, христианину необходимо обсуждать и решать со своим духовником или священником, у которого он постоянно исповедуется. И вот от того, есть ли таковой священник в жизни верующего или нет, исповедуется ли он сегодня у одного, а завтра у другого, и зависит ответ на данные вопросы.
– Святые отцы Церкви учат, что каждое воскресенье – это маленькая Пасха. Как сохранить пасхальную радость на долгие недели?
– Пасхальная радость – это состояние торжествующей победы Правды Божией над злом, Жизни над смертью и поэтому правильно было бы сказать, что нужно стремиться не допустить никакого греха, никакого деяния, которое могло бы разорвать наше единство с воскресшим Господом. Но мы прекрасно понимаем, что человек слаб, и даже имея самые высокие мысли и желания, часто совершает скверное и греховное. И поэтому очень важно, понимая слабость и ограниченность своей человеческой природы, прибегать к благодатной помощи Божией в молитве. Участвуя в Божественной Литургии, нужно просить, чтобы Христос вошел в нашу жизнь через святую чашу Евхаристии и Сам укрепил слабую волю, даруя Пасхальную радость.
– Отец Роман, вспомните, пожалуйста, свое первое празднование Пасхи в детстве. Какое впечатление произвел на Вас этот праздник?
– В Церковь я пришел, когда мне было 15 лет. Тогда состоялась моя первая исповедь в храме Покрова Пресвятой Богородицы в Демидове. Это было вечером в Великий пост. Очень ярко помню эти мгновения. А потом я пришел на Пасхальные богослужения в субботу вечером, и дивный батюшка – иеромонах Сергий (ныне архимандрит, настоятель Преображенского монастыря в городе Рославль) – позвал меня в алтарь. Затем был крестный ход, на котором мне поручили нести крест. А далее было первое Причастие. Вот это и была моя первая Пасха. И она перевернула мое сознание. Поэтому я остался в Церкви, поэтому совершенно не колебался, когда получил благословение поступать в семинарию. И сегодня, совершая священническое служение с пониманием своего недостоинства, благодарю Бога за опыт переживания ликующей Пасхальной радости.
– Ваши пожелания смолянам в преддверии Светлого Христова Воскресения…
– Знаете, говорят, что лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Это правда. Сегодня есть возможность узнать о праздновании Пасхи из СМИ, увидеть с экрана телевизора Пасхальное богослужение, но попробуйте сами ощутить, что это такое. Попробуйте прийти на ночную службу и ответить с большим количеством людей “Воистину Воскресе!” Встаньте где-нибудь в храме перед образом и воззовите к Богу, чтобы Он прикоснулся к Вашей жизни в эту необыкновенную ночь, и это непременно произойдет. И тогда вы поймете, что такое “Ваша Пасхальная радость”.
Беседовал Владислав Благовестов