Плач и радость о Христе
Беседы о духовном
На середину апреля в этом году приходится Страстная неделя – самое строгое время для постящихся. Ее можно назвать итогом всех предшествующих дней говения Святой Четыредесятницы, или Великого поста. На Страстную неделю приходится воспоминание самых тяжелых дней в земной жизни Спасителя. И у многих верующих возникают глубокие и противоречивые чувства, переживания. Как же правильно с христианской точки зрения воспринимать Страсти Христовы? Об этом мы беседуем со священником Смоленского кафедрального собора, руководителем отдела по взаимодействию с казачеством протоиереем Анатолием ЕФИМЕНКОВЫМ.
– Отец Анатолий, прежде чем начать разговор о Страстях Христовых, давайте напомним читателям, что же такое собственно Страстная неделя.
– Слово “страсти” в переводе с церковнославянского языка означает “страдания”. Когда мы говорим о Страстях Христовых, мы имеем в виду великие Страдания нашего Спасителя – от предательства Его до Распятия и Крестной смерти. Страстная неделя, или седмица, наступает после Святой Четыредесятницы, называемой Великим постом. Страстная седмица предваряется великим праздником Входа Господня в Иерусалим. В этот день на трапезе разрешается вкушение рыбы (как и на Благовещение).
– Страстная неделя отличается особым богослужебным порядком, а дни среда и пятница считаются у христиан самыми скорбными. Зачастую в храме среди прихожан слышишь неверное толкование событий этих дней. Давайте разберемся, как было на самом деле?
– Главные дни Страстной седмицы – это, конечно же, среда и пятница. В среду Господь был предан Иудой, а в пятницу – распят. Что же произошло в среду? Иногда о предательстве Иуды, говорят, что он привел с собой воинов и поцеловал Христа. Но это случилось в ночь на пятницу, а не в среду. В среду же Иуда договорился с первосвященниками и получил от них деньги – те самые 30 сребренников. Именно с этого момента и началось предательство – Иуда по-прежнему был рядом с Христом и Его учениками, делал вид, что так же, как они, любит Христа и следует за Ним. Иуде еще верили – при нем находился ящик для пожертвований на общину, из которого Иуда, кстати, воровал. И лишь один Спаситель знал о замысле Иуды, но смиренно молчал. Даже когда Иисус Христос сказал Иуде: “Иди, делай свое дело”, – ученики так ничего и не поняли. Настолько спокойно и смиренно вел себя Спаситель.
А в пятницу Господь Иисус Христос был распят и похоронен – поэтому пятница, или Великий Пяток – еще один самый скорбный день и день почти полного воздержания от пищи.
– Как же развивались пятничные события 2000-летней давности? Многое для христиан остается непонятным, – например: зачем Иуде понадобилось целовать Спасителя? Как одиннадцать учеников Господа не могли помешать одному Иуде? Почему Иосифу нужно было спрашивать разрешения у Пилата о снятии Тела Иисуса с Креста?
– Чтобы до конца понять каждое событие той ночи и того дня, описанные в Святом Евангелии, необходимо окунуться в атмосферу тех давних лет, знать особенности законов иудейских. Но обо всем по порядку.
На Тайной Вечери, это было в четверг, Господь Иисус возлежал с учениками, а Иоанн, будущий евангелист, по научению Петра спросил Его о предателе. Но Спаситель прямо не указал на Иуду. Поэтому, когда Иуда с ящиком для пожертвований выбежал с трапезы, ученики подумали, что Христос его послал за покупками к столу. Но, увы, вернулся Иуда уже с вооруженными слугами первосвященников. В темноте воинам трудно было разглядеть, кто есть кто. Поэтому нужен был особый знак – этим знаком и стал поцелуй Иуды.
Расправиться с Христом иудеи очень спешили – ведь через день великая пасхальная суббота. За одну только пятницу им нужно было успеть и осудить, и казнить Иисуса. Кроме того, в еврейскую субботу, по древней традиции, тела казненных не должны были оставаться на крестах. По сложившейся практике умерших на кресте преступников либо оставляли висеть на поругание и корм птицам, либо (перед великими праздниками) их снимали с крестов и бросали в ров на съедение диким животным. Поэтому Иосифу Аримафейскому, прежде чем снять Тело Христа, необходимо было спросить разрешение у Пилата.
– В чем заключается подвиг Иосифа Аримафейского?
– Иосиф происходил из знатного рода, являлся иудейским старейшиной. Он был богат – на это указывает тот факт, что у него был высечен в скале новый гроб, или усыпальница. Гроб был просторным – Иосиф его заказал для себя и потомков. Очевидно, работа по дроблению скалы занимала многие месяцы и даже годы. Понятно, что заказать такую усыпальницу могли лишь весьма состоятельные люди, тем более, что гроб этот находился близко к городу, где сама земля (скала) была очень дорогая. Теперь представьте, что, изрядно потратившись, Иосиф, солидный, уважаемый в обществе человек, решает отдать свою усыпальницу Тому, Кто казнен самой позорной казнью… Вот какой подвиг ради Христа совершил Иосиф Аримафейский, о котором повествуют все четыре евангелиста. По учению отцов Церкви, погребением Христа в гробнице Иосифа Аримафейского было исполнено мессианское пророчество Исаии: “Ему назначили гроб со злодеями, но Он погребен у богатого” (Ис. 53:9).
– Раньше у православных существовала традиция не вкушать еды до приложения к Святой Плащанице Господа Иисуса Христа, которую выносят в пятницу. Сейчас, возможно, такой обычай соблюдается не всеми. Но христиане по-прежнему идут к Плащанице. Что же такое – Святая Плащаница?
– Плащаница выносится для поклонения верующим на вечерне Великой пятницы. Для нее в центре храма устанавливается возвышение — “гроб”. Из года в год работники собора украшают Святую Плащаницу с изображением Спасителя во Гробе. Тысячи верующих людей приходят приложиться к ней. Плащаницу уносят в алтарь перед началом Пасхальной службы в субботу вечером. Она символизирует ту самую Плащаницу Господа нашего Иисуса Христа, или полотно из ткани, в которое Он был обернут после снятия с Креста Иосифом Аримафейским и Никодимом. На Плащанице сохранились видимые изображения Господа со следами от ран. Плащаница имеет ширину 110 см и длину 486 см. Находится она в городе Турине в Италии (отсюда ее название – Туринская). Многочисленные фотокопии Плащаницы в натуральную величину сделаны, в том числе, и на ткани.
– По учению Церкви, крестная смерть Спасителя символизирует древнееврейский обычай приносить в жертву агнцев. Что это был за обычай?
– Действительно, был такой обычай – ежегодно готовить пасхальных агнцев. В каждой еврейской семье на Пасху ели молодых ягнят. Причем, по закону Моисееву, нельзя было дробить кости. Этот обычай Бог повелел выполнить Моисею во время исхода еврейского народа из Египта. Кровью жертвенного животного мазали пороги домов. По учению Церкви, пасхальный агнец был прообразом Иисуса Христа, Который добровольно принял крестные страдания и смерть. Если кровь ягненка избавила от смерти первенца в одной семье, то Кровь Спасителя избавила от смерти весь человеческий род. Только уже не от временной, а от вечной смерти. Для христиан ветхозаветная Пасха является лишь прообразом Пасхи новозаветной. Чтобы различить две эти Пасхи, мы называем новозаветную Пасху Пасхой Христовой. В текстах праздничного богослужения мы слышим такие слова: “Христос – Новая Пасха”.
И подобно тому, как у пасхальных агнцев не дробили кости, так и при распятии Христа Его кость не сокрушилась. Если вы помните из Евангелия, у двух разбойников, распятых с Господом, воины перебили голени, чтобы те быстрее умерли. Потому что все спешили – перед Великой субботой нельзя было оставлять тел на крестах. А у Иисуса не перебили голеней, так как нашли Его уже умершим. Один воин пронзил копьем ребра Его – это символизирует заклание агнца.
– Следующий день в Страстной седмице – Великая суббота. В это время Иисус находится во Гробе. Люди печалятся о Христе, о Его участи. Но, вместе с тем, мы уже стоим на пороге Его Воскресения. Как правильно тут вести себя христианину? Плакать о Страданиях Христовых или радоваться о грядущей Победе над смертью? Из Священного Писания мы знаем, что при погребении Христа было очень много плача…
– Плач о Распятом Господе был очень велик. Его любили женщины, апостолы, те, кто был рядом с Ним. К их скорби примешивался страх. Апостолы считали, что теперь все кончено: не будет больше чудес, не будет дней, которые они проводили с Христом. Глаза у апостолов были “закрыты” – они не понимали что возможно телесное Воскресение Христа из мертвых. Фома не поверил даже живым свидетелям этого Чуда. В евангелие описана общая скорбь – двое шли понурые, опустив голову, и не узнали Христа, когда Он явился им на дороге и шел с ними, и пересказал им тексты ветхозаветных пророчеств о Нем…
Существует два вида плача. Один – это когда люди не осознают величие жертвы Христовой и склонны только предаваться печали. Особенно слезливыми бывают женщины. Они плачут о Христе – им его жалко. Такой вид плача – небогоугодный. Эти эмоции напоминают плач жен, шедших за Крестом Господним. До них не доходило, что на распятие ведут Сына Божия – Его считали просто великим пророком. Христос специально остановился, обернулся и сказал им примерно так: “Что вы плачете обо Мне? Плачьте о себе и о детях ваших…” То есть Он обратил внимание на грех человеческий, из-за которого, собственно, и состоялись эти Страдания.
Другой вид плача – это даже не плач, а болезнование о Страстях Христовых: люди, которые любят Иисуса Христа, исполнены великих благодарных чувств за то, что Он претерпел ради спасения всех. Такие верующие обычно рассудительны, и первое место отдают не эмоциям, а мыслям – если бы не было Христа, не умер бы Он за нас, то смерть была бы горькой, за ней не открывались бы врата Рая. И хотя после Христова Воскресения смерть физическая осталась, но она не страшна. Иисус Христос не только умер за наши грехи, но и воскрес. Воскресение Христово является сутью нашей новозаветной Пасхи. Именно поэтому вместо слова Пасха мы часто употребляем другое название праздника: Воскресение Христово.
– Страдания Христовы, по учению Церкви, считаются самыми тяжкими из всех, что испытывали люди на земле. Но нам кажется, что были муки и пострашнее – вспомним мучеников-христиан первых веков…
– Безусловно, язычники мучили первых христиан более изощренно – только от перечисления орудий казни может охватить ужас. Но, как Вы правильно сказали, Христовы Страдания – самые тяжкие. Почему? Потому, что к физическим страданиям Иисуса Христа прибавились муки душевные – за грехи человеческие, которые были совершены и которым еще предстоит совершиться! А сам-то Он оставался безгрешным… И эти муки невозможно выразить словами. А кто после Христа страдал тяжелее всех? Конечно же, Матерь Божия. Хотя Богородица не терпела телесных мук, Ее душевные страдания при виде Распинаемого Сына трудно описать. Эти страдания Ей предрек Симеон Богоприимец, когда сказал: “Тебе Самой оружие пройдет душу” (см. Лк 2, 35). Оружие – это терновый венец, бич, палка, заушение, оплевание, гвозди, копие. Да и само зрелище позорной казни… Но Крест Христов из орудия казни превратился в жертвенник, позорище же стало видимым Искуплением.
– Как меняется характер переживаний о Христе во время Пасхального богослужения? Радость человека о Воскресении Христа – она примерно такая, как от победы над врагом? Грех ведь – это враг… Или эту радость можно сравнить с радостью человека, чудом избежавшего смерти?
– Да, прежде всего, уходит скорбь о грехах. Главной и единственной темой всех церковных молитв становится радость о том, что Христос воскрес. Эта радость переполняет сердца верующих. Она побуждает делиться радостью о восстании Христа из гроба с другими людьми. Во время пасхальных служб священники часто входят в алтарь, а затем, выйдя из него, восклицают: “Христос воскресе!” Этим они уподобляются ученикам Спасителя, которые пришли к пещере, где было похоронено тело Христово. Но войдя внутрь, они не нашли тела Господа. Поэтому, выходя из алтаря, священнослужители радостно возвещают, что Христос воскрес из мертвых!
Для людей, не понимающих суть Искупления, радость христиан может показаться безосновательной. Если, как Вы говорите, представить человека, который чудом избежал смерти, то радости его не будет предела. Человек переживает свое второе рождение. Но это радость лишь о том, что временная жизнь будет продолжаться чуть дольше. Однако она все равно закончится – рано или поздно. Рано или поздно, смерть настигнет каждого из нас. Пасхальная радость христиан гораздо глубже, чем радость о продлении нашей временной жизни. Радость о Воскресении Христовом означает окончательное преодоление смерти от грехопадения. Смерти больше нет, она побеждена!
– И последний вопрос. Отец Анатолий, насколько основательны опасения, что ежегодное “прохождение” человека через переживания Крестной смерти и Воскресение Господа нашего Иисуса Христа станет привычкой, чем-то обыденным, в результате чего душа охладеет?
– Думаю, так не может случиться, если человек подходит к этому отрезку церковной жизни подобающим образом: во-первых, начнет искреннее покаяние, испросит у Бога и у ближнего прощения за грехи – душой, а не формально, следуя традиции. Даже не столько умом, сколько – душой. Умом мы можем просто знать свои грехи, уметь их перечислять. А вот покаяние и испрашивание прощения – тут уже не может быть никакой формальности, привычки.
Во-вторых, вслед за покаянием должно следовать благодарение. Чувство благодарности за отпущение грехов, за очищение души, за перспективу жизни вечной!..
– Отец Анатолий, благодарю Вас за беседу!
Беседовал Владислав Благовестов