В равной славе перед Богом
Святители Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст стоят среди Святых Отцов в отдельном ряду. 12 февраля Церковь вспоминает этих трех святителей: величайшие проповедники, молитвенники и богословы – святители и сегодня являются нашими повседневными наставниками и путеводителями ко Христу. О заслугах и значении этих Святых Отцов мы побеседовали с игуменом Тарасием Ланге, проректором по воспитательной работе Смоленской православной духовной семинарии.
На всю вселенную
– Отец Тарасий, расскажите немного о том, как был установлен праздник 12 февраля.
– Каждый из этих трех святителей был известнейшим и почитаемым архипастырем в Византии. И празднование каждому святителю в отдельности совершалась давно. Праздник же в честь трех святителей был установлен в XI веке. Синаксарь, помещенный в Минее, в чинопоследовании службы, повествует об установлении праздника следующим образом. Группа высокообразованных людей затеяла спор о том, кто из святителей более прославлен перед Богом, у кого больше заслуг, и, соответственно, кого следует больше почитать. Спор был решен, когда одному из епископов было дано Откровение от Бога, некое видение, свидетельствующее о равной славе и величии пред Богом всех трех иерархов. Тогда и решено было установить праздник трех Вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста, который и положил конец спорам.
– Мы называем святителей Вселенскими отцами и учителями. Что означает это определение?
– Дело в том, что в античном мире “вселенной” называлась конкретная территория, совпадавшая с границами Римской империи. Эта территория воспринималась как цивилизованный мир, все остальные районы считались варварскими. Так как христианская вера распространилась на всей территории Римской империи, то Церковь воспринималась как покорившая всю вселенную, а потому стала именоваться Вселенской. Три упомянутых нами святителя по своим заслугам и дарованиям приобрели славу не в какой-то отдельной области, а в пределах всей вселенской Церкви и поэтому их стали называть вселенскими. А почетное звание “Вселенские учители” указывает на то, что именно в творениях этих трех знаменитых отцов Церковь видит исполненных Святого Духа толкователей и учителей, послуживших разъяснению и утверждению Православной веры.
– Можно ли выделить какие-то основные заслуги этих Отцов?
– Святителей Василия Великого и Григория Богослова относят к плеяде отцов-каппадокийцев: они несли свое служение в Каппадокии, были друзьями и единомышленниками, противостояли ярко выраженному влиянию арианских партий, пытались найти способ примирить Церковь и привести всех к некой единой богословской парадигме. Святители смогли выразить смысл православного догмата о триединстве Бога в понятиях греческой философии. Разработанная в ходе полемики богословская терминология позволила прийти к единой исповедной формуле: “одна сущность – три ипостаси” и помогла, в конце концов, преодолеть церковный раскол.
При этом Василий Великий прославился не только как выдающийся богослов, но и как проповедник, как канонист: 92 правила святого вошли в свод канонов Православной Церкви. Василий Великий известен и как автор одного из древнейших иноческих уставов. Известен и как прекрасный администратор: организованная им в Кесарии благотворительная деятельность имела огромный успех.
Григорий Богослов знаменит, прежде всего, своей литературной и богословской деятельностью. Молитва, богомыслие, созерцание – это то, чем в большей степени жила его душа. Однако как выдающийся богослов и оратор он не смог остаться в стороне от кипящих в Церкви споров. Григорий Богослов был избран архиепископом Константинопольским и председательствовал на Втором Вселенском Соборе. Известны его 45 слов: в них отражены и его богословие, и этическая система взглядов, передан весь его опыт христианской жизни.
Иоанн Златоуст жил немного позже. Он знаменит, прежде всего, как экзегет и проповедник – собственно, наименование “Златоустый” он как раз и получил за свои прекрасные проповеди. Он был избран Константинопольским архиепископом, и на этой кафедре проявил себя как ревностный и требовательный архипастырь, бескомпромиссный учитель нравственности. Никто другой не оставил после себя столько обширных сочинений: бесценны его толкования на книги Священного Писания.
Бесценные наставники
– Каждый из Отцов знаменит также своей литургической деятельностью. Как это отражается на жизни современных христиан?
– Каждый христианин знаком с литургическим наследием святителей: мы все читаем их молитвы в своем утреннем, вечернем правилах, а также в правиле к Святому Причащению. В этом смысле святители являлись и до сих пор являются наставниками каждого христианина, и каждого учат, как возносить свое сердце и ум к Богу. В Священном Писании сказано, что мы не знали бы, как и помолиться Богу, если бы Дух Святой не наставил нас. А Дух Святой наставляет нас через таких учителей. Кроме того, с именами святителей связаны чинопоследования Божественной литургии, а именно Литургии Иоанна Златоуста и Литургии Василия Великого, которые и сегодня служатся во всей Вселенской Церкви.
– Чем различаются Литургия Василия Великого и Литургия Иоанна Златоуста?
– Литургиям святителей Иоанна Златоуста и Василия Великого в церковном календаре мудро определено свое место и время. Чаще всего в Церкви служится литургия Святителя Иоанна Златоуста. Лаконичная, наполненная динамикой и красотой, она совершается в Церкви постоянно, являясь основой евхаристического общения верующих. Литургия Василия Великого служится всего 10 раз в году: в воскресные дни Великого поста, Великий четверг, в Великую субботу, в навечерие Рождества Христова и Крещенский сочельник и на праздник самого святителя. Чинопоследование этой литургии более продолжительное и отличается от литургии Иоанна Златоуста текстами молитв. Смысловая канва обеих литургий максимально близка, но в литургии Василия Великого тайные молитвы, которые читает священник, гораздо больше по объему, торжественнее, являются высочайшим образцом молитвенного богословия. В них ясно излагаются глубочайшие истины веры. Особая торжественность литургии Василия Великого подчеркивается и песнопениями, звучащими на этой службе. Так единая в своем эсхатологическом значении Евхаристия, облекаясь в разные формы, создает разнообразие молитвенного строя богослужения, дающего время радости и время покаянию, время краткости и повседневности, и время напряженному и вдохновенному предстоянию Богу.
Высокие истины
– Отец Тарасий, насколько актуально и полезно современному христианину читать Творения этих святителей?
– Каждое из произведений святителей, безусловно, имеет непреходящее значение, потому что вера Церкви не меняется, а потому и творения отцов, разъясняющих церковные догматы, никогда не потеряют свою актуальность. Но у святителей есть такие глубочайшие богословские трактаты, которые могут оказаться просто не понятыми, если христианин недостаточно знаком с историей Церкви и основополагающими идеями христианства. Поэтому, читая творения отцов, необходимо соблюдать определенную последовательность.
– С чего бы Вы посоветовали начать изучение Творений святителей?
– В свое время меня глубоко потрясли “Беседы на псалмы” Василия Великого, глубина его веры, любви к Богу, понимание духовных истин. Бесспорно, стоит почитать слова-проповеди Василия Великого: это то, в чем можно найти духовное укрепление и поддержку. Ведь иногда нам кажется, что то, что происходит с нами, ни с кем раньше не происходило, что все наши трудности – это что-то совершенно новое. Но, когда читаешь проповеди Святых Отцов, видишь, что все не так: во все времена были одни и те же трудности, одна и та же боль, духовные проблемы и стремление найти свой путь к Богу. Знакомство с творениями святителя Иоанна Златоуста я бы советовал начать с “Бесед на Евангелие от Матфея” – очень доступная, высокодуховная книга. Впрочем, любая книга святых Отцов заключает в себе высокие богословские и нравственные истины, может человеку очень много дать. Главное – чтобы информация была правильно усвоена, чтобы она была соотнесена со знаниями читателя и его духовным опытом.
Владислав Благовестов