Покаяние: подвиг или образ жизни?
Великий пост называют лучшим временем для покаяния. С этим понятием знаком каждый христианин, но каждый ли способен сохранить в себе это благодатное чувство и пронести его через всю свою жизнь? На наши вопросы ответил клирик храма в честь Покрова Божией Матери, преподаватель Смоленской православной духовной семинарии иерей Андрей Волков.
Сила покаяния
– Отец Андрей, почему так важно именно с покаяния начинать свое постное делание?
– Прежде всего, мы должны понимать, что покаяние – это то, что происходит не только Великим постом. Оно связано, во-первых, с постоянным состоянием нашей души, и, во-вторых, с неким духовным поиском. Все мы знаем библейскую историю, которая произошла с Адамом и Евой в Раю: в отношении Великого поста очень актуален вопрос, который задал Бог Адаму. Он спросил: “Адам, где ты?”. В пост этот же вопрос Господь задает всему человечеству и каждому из нас в частности, и, чтобы обрести Бога, нужно покаяться, пройти некий духовный путь. Пост – это и есть путь, то, что надо преодолеть, пройти, и он немыслим без каких-то определенных вех. Первая такая веха – это прощение: именно с него начинается наше постное поприще. Покаяние – следующая веха этого пути: в первую очередь мы читаем канон преподобного Андрея Критского, который особым образом сказывается на наших покаянных чувствах. С покаянием так или иначе связаны все седмицы Великого поста. Особенно вспоминается подвиг преподобной Марии Египетской: это ярчайший пример того, какой силой может обладать покаяние.
– Насколько актуален пример преподобной Марии Египетской для современного христианина?
– Вся жизнь Марии Египетской после ее обращения к Богу связана с покаянием, поэтому этот пример никогда не потеряет актуальности, как и само покаяние. Мы все знаем ее житие, можно лишь условно обозначить периоды: первый – жизнь во грехе и незнании Бога, и второй – покаяние и приход к вере. Это настоящий подвиг: преподобная, удалившись от мирского общения, полностью превозмогла свою плоть, – далеко не каждый на такое способен. Более того, она смогла достичь такого духовного состояния, что перемещалась в пространстве не по земле, а по воздуху, как ангелы. Вот такой силой обладает покаяние: уже при жизни человек способен уподобиться ангельскому лику! Ее подвиг многих сподвигает к осмысленному участию в Великом посте, ведь пост – это не просто воздержание от пищи, хранение уст, глаз, а, в первую очередь, – сложная борьба с собой.
Искренне или механически?
– Отец Андрей, вам наверно часто приходится слышать про отсутствие искреннего покаяния. Как бороться с таким состоянием?
– Действительно, часто люди говорят на исповеди, что сердце огрубело и нет сил для покаяния. Для меня лучшим средством, которое наставляет, врачует, направляет, является Святое Евангелие. Евангелие – это не просто слова, написанные о Господе и его земной жизни, но это, как говорят Святые Отцы, Живое Слово Живого Бога. Чтобы покаяние в человеке появилось, надо, чтобы Бог коснулся сердца человеческого. Это может произойти и в храме во время богослужения, и во время Евхаристического общения. А может произойти и дома, через соприкосновение с Евангелием. При этом я не говорю – читайте Евангелие и ваша жизнь сразу изменится. Должны возникать вопросы, их нужно решать, беседовать со священником. Покаяние, так же как и правильное понимание и осознание своей жизни, приходят далеко не сразу, это долгая и трудная внутренняя работа. Зато этот процесс дорогого стоит.
– А стоит ли приступать к Таинству Исповеди, если искреннего покаяния все-таки нет?
– Со сложностями нужно бороться: даже если у нас внутри, кажется, ничего не предрасположено к тому, чтобы исповедоваться, благоговейно стоять на службе, даже с этим все равно нужно приходить к Богу и попытаться сделать все для того, чтобы это духовное состояние переродилось в другое, покаянное. Такое часто бывает: люди приходят на исповедь, механически перечисляют содеянные грехи, они знают, что грешны, но в полной мере этого не ощущают. Церковь призывает нас более серьезно приступать нас к Таинству. Но как это сделать в таком состоянии, как должным образом углубиться? Конечно, нужно приходить в храм: там мы получаем возможность отстраниться от суеты житейской и взглянуть на себя изнутри. Я это называю “поставить себя на паузу” и понять, что реально со мной происходит. Только после такого осознания можно прочувствовать свою греховность. Конечно, все мы заражены грехом гордости и есть соблазн как-то себя оправдать, найти других виновных, ведь, в большинстве случаев, именно гордость мешает нам каяться. Настоящая исповедь позволяет почувствовать не только какое-то облегчение, но и радость прощения. Без нее нет духовной жизни: другое дело, что эта радость бывает кратковременной, но она укрепляет нас и дает силу идти дальше.
– И, конечно, многих интересует вопрос: стоит ли в таком состоянии приступать к Святым Тайнам?
– Так сложилось, что Таинства Покаяния и Евхаристии в нашей Церкви связаны очень тесно. С одной стороны, это правильно, потому что к Святым Тайнам мы должны подходить с испытанием совести, но, с другой стороны, часто люди ищут отговорку: я не приступаю к Святым Тайнам, потому что слишком грешен. Конечно, среди нас нет ни одного по-настоящему достойного, но мы должны себя превозмогать, когда приходим к Таинству. Когда человек превозмогает сам себя, пытается достичь покаянного состояния, дерзает приступить к Тайнам, Богу ценно это дерзновение, ценна эта борьба со своим непомерным гнетом грехов. Я считаю, что недостаточное покаяние – не повод, чтобы постоянно себя отговаривать от участия в Святой Евхаристии, иначе мы совсем зайдем в духовный тупик. Переступая порог храма, человек начинает доверять Богу. Приступая к Таинству Исповеди, он начинает доверять Богу еще больше. Участие в Евхаристии – это высшая степень доверия. Человек приносит Богу свою греховную изнанку, как жертву, и после этого настолько начинает доверять Богу, что дозволяет Ему что-то в своей жизни изменить. Поэтому особенно важно подходить к Причастию в Великий пост чаще.
Не проспать!
– Отец Андрей, всегда ли признаком покаяния являются слезы?
– Безусловно, нельзя думать, что главный признак покаяния – это слезы. Слезы могут быть и сердечные, внутри нас. Когда мы видим греховное состояние своего сердца, наш плач чаще бывает не внешним. У одних это, действительно, выражается слезами, у других – каким-то внутренним состоянием напряжения – духовного и эмоционального. Но это всегда некое потрясение. Кроме того, слезы не всегда вызваны какими-то духовными процессами: обычно сразу видно, искренне человек кается или нет.
– Случается и такое, что человек, долго находящийся в ограде Церкви, впадает в тяжкий грех…
– В таких ситуациях важно, как говорится, “не проспать”. Здесь важна роль священника, к которому придет такой человек, и, возможно, наиболее действенным средством будет какая-то посильная епитимья. Понятно, что она дается не для того, чтобы как-то унизить человека или указать ему на слабые места, но труд, который человек предпримет к исправлению, будет ему для спасения и позволит выровнять свои жизненные пути. Если человек уже разбирается в вопросах духовных, то он понимает, что епитимья – это благо для него. Но, опять же, она должна быть посильной и необременительной: это может быть выражено, например, в увеличении молитвенного правила, либо в выполнении каких-то аскетических деланий, связанных, опять же, с молитвой или поклонами, также это может быть как-то связано с делами милосердия. Ведь, когда человек начинает заботиться о другом, у него меняется отношение и к самому себе. Всегда это процесс индивидуальный.
Беседовала Виктория Самуйленкова