Обновления

Верю – не верю

Главная > Беседа > Верю – не верю

Во вторую неделю по Пасхе Православная Церковь вспоминает апостола Фому, одного из двенадцати учеников, который, как мы знаем из Евангелия, требовал материального доказательства того, что Христос воскрес. В народе по этому поводу сложилась поговорка “Фома неверующий”. И сегодня в беседе со священником мы коснемся вопроса неверия и маловерия. У нас в гостях настоятель прихода церкви преподобного Авраамия Смоленского поселка Голынки Руднянского района иерей Ярослав Федоров.

2015-03-19_102– Отец Ярослав, мы понимаем, что “Фома неверующий” – это не значит “атеист”, а, скорее, недостаточно верующий, или сомневающийся. Как Вы считаете, зачем Господу было угодно, чтобы один из его учеников захотел визуально убедиться в том, что Спаситель воскрес?

– Как видно из Евангелия, характер апостола отличался косностью, переходящей в упорство, что свойственно простым людям с твердым воззрением на мир. Крестная смерть Спасителя произвела на Фому тяжелое впечатление. Он решил, что утрата Господа невозвратна. Этим можно объяснить его отсутствие в первое явление Господа ученикам, он считал, что Христос умер и все кончилось. Такое упорство и косность свойственно многим современным атеистам и малоцерковным людям, которые за исторической канвой не видят Спасительного и Животворящего Света Светлого Христова Воскресения. Именно для таких людей – простых душой, но косных сердцем, – явление Господа Фоме “сомневающемуся” для их прозрения и наставления в истине, для их веры.

– Можно ли сказать, что нынешний “Фома неверующий” – это человек, живущий двойными стандартами: в церкви молюсь, а в миру грешу?

– И да и нет. Сегодня “Фома неверующий” – часто человек, который верует в Бога, но не по учению Церкви, а по тому, как кто-то ему сказал или где-то услышал. Причем говорящие и учащие сами подчас далеки от Церкви. Это приводит к различным заблуждениям и сомнениям.

– Есть такое выражение: “Неверие – это дверь, за которой толпятся другие страсти”. То есть неверующему или сомневающемуся легче впасть в грех?

– Безусловно, ведь вера – это живое общение с Богом, помогающим человеку победить грех. Это нравственный закон Христовых заповедей, ведущий человека ко спасению и исправлению падшей природы. Есть хорошие слова: свято место пусто не бывает. Если в душе человека нет веры, нет Христа, то придет его противник со страстями и искушениями, ввергающими человека в погибель.

– При освобождении от греха, мне кажется, нужна не только вера в Бога, но и вера в свои собственные силы. Например, если человек не верит, что может исправиться, бросив вредную привычку, то вряд ли у него это получится…

– Вера в свои силы – хорошо, но не надо забывать о Первоисточнике и Подателе всех благ Боге. Без Его святого промысла и Его помощи любая уверенность обречена на провал. С другой стороны, мы знаем множество людей, потерявших себя и уверенность в себе, но пришедших ко Христу и обретших спасение и смысл жизни.

– Новообращенным порой трудно уяснить для себя духовные истины догматического типа. Например, о Пресвятой Троице, о Богочеловеке Христе, соединившем в себе две природы. Христологические споры шли несколько веков, и это притом, что в них участвовали образованнейшие духовные лица. А что же взять с простых мирян, которым непросто разобраться в догматах?

– Христологические споры установили истину, и современные люди могут ее узнать. Но главная задача современного мирянина – жить по заповедям Божиим в современном мире, принимая в свое сердце Христа Распятого и Воскресшего, наполняя свою жизнь любовью к Богу и ближнему. Ведь на суде Господь спросит с нас не о знании догматических истин, а о добрых делах нашей земной жизни.

– В советском обществе тоже пытались чего-то достичь с помощью веры: “Верь в себя, и все получится”, “Загадай желание – и оно сбудется” и так далее. Означает ли это, что атеисты все же пользуются духовной составляющей, то есть верят в какую-то силу свыше?

– Никогда не встречал абсолютных атеистов. Очень часто под коркой атеизма скрывалась несчастная душа, пораженная грехом гордыни, самомнения, страха ответа за свои земные дела. А что касается утверждения “верь в себя, и все получится”, есть для ответа слова Евангелия: “По делам их узнавайте их”. Мы видим, к чему в свое время привела русский народ борьба с Богом и Церковью.

– В поучениях святых отцов Церкви рядом с верой всегда пребывает любовь. Как, на Ваш взгляд, взаимосвязаны эти две категории?

– Вера и есть любовь – это две стороны одной медали. Из любви к людям Бог даровал Сына своего Единородного на крестную жертву. С любовь к Богу люди обрели и веру в Него. Любовь – это то, что соединяет Божественное и человеческое. Именно поэтому творения святых отцов пронизаны этими Божественными “энергиями”, составляющими основу жизненного бытия человека.

– Отец Ярослав, благодарю Вас за ответы на наши вопросы. Желаем Вам Божией помощи на нелегком пастырском поприще, а Вашим прихожанам – укрепления в вере и христианской любви!

Беседовал Владислав Благовестов

Главная > Беседа > Верю – не верю