Дом, где всегда поймут и поддержат
Региональный центр защиты семьи, материнства и детства “Смоленский дом для мамы” уже шесть лет помогает беременным женщинам и мамам с детьми, которые попали в трудную жизненную ситуацию. За это время приют здесь нашли около 500 мам и детей. О том, как сотрудники “Дома для мамы” помогают своим подопечным и чем живёт центр в настоящее время, “Смоленской газете” рассказала его директор Татьяна Степанова.
Фотогалерея
У всех свои задачи
– Татьяна, как вы помогаете своим подопечным?
– В основном у нас идёт работа со случаем – то есть в зависимости от того, с какими проблемами сталкивается женщина с детками, строится индивидуальный маршрут сопровождения семьи. Вместе с мамой мы проговариваем, какие задачи перед ней стоят, заполняем карту социальной реабилитации и потом помогаем, сопровождаем на каждом этапе решения этих задач. Девчонки, наши благополучатели, у которых мы собирали обратную связь в этом году на день рождения “Дома для мамы”, отметили, что самая главная помощь для них помимо помощи материальной, социальной – это помощь психологическая. Они знают, что, придя в центр, всегда получат как минимум внимание и тепло – без оценок, без осуждения, в какой бы ситуации ни оказались. Приходят к нам женщины, которые нуждаются в убежище, скрываются от семейного насилия. Им и их деткам нужно именно безопасное жильё, психологически и физически безопасное. И в этом мы сотрудничаем с ПДН, с полицией. Есть у нас мамочки из числа сирот, которые ожидают жилья, в том числе и несовершеннолетние. Перед ними стоят сейчас задачи по обучению, приобретению профессии. У всех свои задачи. Также есть мамы, которые получают помощь без проживания, в том числе приходят на дневной стационар вместе с детками, работают с психологом, а дети в это время занимаются с педагогом лепкой из глины, музыкальными занятиями или чем-то ещё. После того как они получают помощь сами, по желанию могут оказать помощь тем, кто в ней тоже нуждается. Например, присмотреть за детьми в центре. И есть семьи, которые нуждаются в разовой помощи – такую мы тоже оказываем.
– Ты сказала о том, что психологическая помощь очень важна. Но мне кажется, что наше общество недостаточно развито в этом плане – ещё очень много мыслей о том, что здоровым людям психологи не нужны. Как чаще происходит: люди приходят решать какие-то другие проблемы и попутно получают психологическую помощь или всё-таки обращаются целенаправленно за психологическими консультациями?
– По-разному бывает. Я в своё время со студентами-психологами проводила опрос на тему того, кто такой психолог, каков его портрет. Ребята выполняли такое творческое домашнее задание: ходили по улице, спрашивали людей, кто такой психолог, и предлагали несколько вариантов ответа. Один из вариантов был: человек в белом халате со шприцем, который назначит вам лекарства. Оказалось, что очень многие смоляне представляют себе психолога именно так. В действительности психолог – это человек без медицинского образования, который без медикаментозных каких-то вмешательств помогает человеку разрешить его сложности, психологические проблемы, оказывает психологическую поддержку. Ни в коем случае не даёт советов, но помогает человеку определить, как выйти из сложной жизненной ситуации, увидеть ситуацию немножко со стороны, систематизировать. Часто ко мне приходят люди на консультацию и говорят: “Вот всё понимаю в голове, а сделать ничего не могу. Как мне быть?” И вместе, беседуя, или рисуя, или работая с песком на специальном планшете, приходим к нужным выводам. И эта помощь оказывается нужной, потому что люди реально меняют себя, свою судьбу так, как сами этого хотят. Не как хочет от них кто-то: психолог, добрая тётя или любимые близкие, – а именно как они сами хотят и чувствуют.
– А с какими запросами чаще всего обращаются?
– Достаточно часто женщины обращаются с проблемой эмоциональной несдержанности по отношению к детям. Когда женщина находится в кризисе, ей нужно решить проблему собственной жизни, как-то стабилизировать себя, и в это время есть маленький ребёнок, с которым она должна справляться одна – нет помощи от мужа, от семьи по разным причинам, и женщина начинает выплёскивать агрессию на ребёнка. Мы помогаем маме разобраться с собственным чувством вины и с агрессией по отношению к ребёнку. Часто бывают запросы, связанные с невозможностью получения помощи от своего мужа. Когда женщина в гневе, в слезах, в обидах приходит. В общем-то, она находится на грани развода. И себя считает ничтожеством, и мужа ненавидит. В процессе работы приходим к тому, чего она хочет на самом деле: развода или сохранения семьи, но с какими-то изменениями. Это что касается психологических проблем. А если говорить о социальных причинах, то к нам обращаются в связи с проблемами с жильём. Чаще всего они возникают у выпускниц интернатов, у девочек из неблагополучных семей и у женщин, которые разводятся. У них есть дети, а жилья собственного нет. Какое-то время, пока женщина найдёт работу и сможет снимать жильё, она находится у нас в “Доме для мамы”. Настоятель храма Архангела Михаила отец Павел Петровский выделил помещение, где наши подопечные могут заниматься какой-то работой – допустим, удалённой с помощью компьютера – и решать задачи, связанные с финансовым обеспечением себя и своего ребёнка. В это время за детками присматривают в “Доме для мамы”, или они посещают муниципальные детские садики.
Куда пойти работать?
– А вообще задача помощи в трудоустройстве насколько у вас решена?
– Это наша зона роста. Это очень важно. Если помочь женщине найти хорошую работу за хорошую зарплату, половина её проблем сама собой разрешится. Взаимодействуем в этом вопросе с центром занятости, но оказывается, что маме на несколько часов найти работу не так-то просто. Не все ведь могут работать на удалёнке, кому-то надо присутствовать в организации для того, чтобы выполнять свои обязанности. Кроме того, очень часто оказывается, что у мамы нет должного образования. То есть ей нужна работа, не требующая специального образования. В принципе, имея руки, голову и желание, можно заработать, можно маме самой прокормить ребёнка и стать более или менее финансово обеспеченной, но для этого нужно какое-то время. Есть у нас выпускницы, которые хорошо социализировались и работают, но им понадобилось время для того, чтобы они смогли как-то стабилизироваться в рабочем плане. Есть девочка, которая приобрела себе оборудование и занимается изделиями из кожи. Она растит двоих сыновей. Очень работящая, творческая, изумительная личность, но на какое-то время ей понадобилась поддержка “Дома для мамы”. Есть женщина, которая занимается перетяжкой мебели. Опять же собственное оборудование, своё маленькое дело, ребёнок и квартира, которую она снимает. Ещё одна совершенно прекрасная наша мама – весёлая, оптимистичная, с отличным чувством юмора и очень здравым взглядом на жизнь. Она понимала, что не может изменить в жизни всё, но кое-что сделать всё-таки может. Она устроилась работать в частный детский сад помощником повара. Была готова приезжать к пяти утра, таскать огромные кастрюли и работала весело, быстро и ловко. В итоге её взяли поваром. Она привела свою дочку в этот садик. Наблюдая за тем, как она общается с детьми – спокойно, грамотно, выдержанно, очень корректно, – руководитель этого детского сада предложил ей попробовать себя в роли помощника воспитателя. И наша мамочка, начав с должности, не относящейся ко взаимоотношениям с детьми, потихоньку стала воспитателем. Прошла стажировку, испытательный срок, и её взяли на постоянную работу в хорошую организацию на хорошую должность. Естественно, она уехала от нас, стала снимать собственное жильё. Потом встретила молодого человека, который был совершенно очарован её жизнелюбием, тонким умом и готовностью трудиться, принял её ребенка. Они поженились и уехали жить в Подмосковье.
– “Смоленский дом для мамы” осуществляет всю свою деятельность за счёт пожертвований неравнодушных людей и грантовых средств. Чем можно вам помочь?
– Грантовые средства действительно выделяются, но это целевые средства, направленные на приобретение оборудования и оплату труда специалистов, которые работают непосредственно с мамами над разрешением их жизненной ситуации. А всё, что касается содержания приюта, осуществляется за счёт пожертвований. У нас мамы с детками живут на полном обеспечении: и продукты, и одежда, и памперсы для детей, и средства гигиены – это всё для них бесплатно. К тому же у нас более 2 000 человек в год получают помощь, а на постоянном патронате 135 семей – это те, кто регулярно обращается в “Дом для мамы” за продуктами и одеждой или за консультативной помощью. Естественно, всегда нужны продукты, нужны средства гигиены. К сожалению, у нас сейчас на Смоленщине прожиточный минимум есть далеко не у всех семей. Если мама растит ребёнка одна, получает детское пособие и других источников дохода у неё нет, то, конечно, ей нужна помощь со стороны. Потому если кто-то придёт и принесёт нам продукты, детское питание, памперсы и другие средства гигиены, мы с удовольствием поделимся этим с нуждающимися. Также нам очень нужны добровольцы, которые готовы сидеть с детками, пока с мамами работают специалисты.
– Если кто-то хочет сделать пожертвование, как вас найти?
– Мы находимся на территории храма Архангела Михаила. Наш точный адрес: ул. Парковая, д. 2a. К нам ходят маршрутки № 4 и 6 от Колхозной площади и № 8 с площади Победы. В любом случае, можно нам позвонить, и мы скоординируем, как можно к нам добраться. Либо можно перевести средства на счёт “Смоленского дома для мамы” – все реквизиты есть на нашем сайте дом-для-мам.рф. Обо всех новостях, о текущей деятельности и текущих потребностях можно узнать в нашей официальной группе “Смоленский дом для мамы” в социальной сети “ВКонтакте”.
Работа по запросу
– Грантовая поддержка какую роль играет в деятельности “Дома для мамы”?
– При помощи грантов мы можем увеличить количество и характер помощи, которую оказываем. Наши гранты – это возможность помочь семьям именно с решением тех проблемам, с которыми они обращаются. Например, многодетной маме, у которой материальные средства ограничены, трудно вывезти детей куда-то к морю, а оздоровиться, находясь летом с детьми в Смоленске, практически невозможно. Мы можем предоставить такой маме возможность проживания на социальном подворье “Дома для мамы” в посёлке Каспля. Подворье было отремонтировано и открыто на средства президентского гранта в 2016 году. Или, например, некоторые мамы хотят научиться изготовлению каких-либо изделий ручного труда, с тем чтобы, пока она находится в декретном отпуске, в свободные часы, пока ребёнок спит, делать что-то и реализовывать через социальные сети или на выставках-ярмарках. У нас был грант, поддержанный фондом “Соработничество”, – “Мастерская Дома для мамы”. Мамы учились изготавливать мыло и сами его реализовывали. У нас есть две женщины, обе из числа сирот, у которых потрясающие способности к этому, очень тонкое чутьё. Изначально мы закупали материалы, приглашали мастеров, и они работали в “Доме для мамы”. Потом постепенно наши девочки стали трудиться самостоятельно. И у них получается настолько красивое мыло, что они заслуживают того, чтобы за это платили хорошие деньги. Что касается грантовых проектов, мы исходим из тех потребностей, которые есть у наших благополучателей, и думаем, каким образом мы можем выстроить систему помощи.
– Есть ли у вас сейчас какие-то действующие грантовые проекты?
– У нас сейчас три действующих проекта. Первый – проект “Взлётная полоса. Активизация внутренних ресурсов семей с использованием внешней помощи” при поддержке фонда Тимченко. Этот проект мы реализуем уже третий год. Он направлен на помощь мамам из числа сирот и выпускниц интернатных учреждений, а также кризисным кровным семьям по сохранению ребёнка в семье. Это достаточно длительная работа. В этом проекте новым и очень сложным для нас, но вместе с тем интересным было выстраивание системы мониторинга качества и количества помощи, которую мы можем оказать семьям в разных направлениях. Система мониторинга и оценки в социальных организациях, как правило, не является выстроенной – для этого нужно специальное образование, которого ни у кого из наших сотрудников не было. Но, участвуя в программе фонда Тимченко и в программах “ПИОН-регион” и “Слушай с пользой” АНО “Эволюция и филантропия”, которая помогает некоммерческому сектору в налаживании стабильной работы с чёткими показателями, мы этому научились. Второй наш проект – “Мама рядом” – поддержан грантами сразу двух организаций: Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви и фондом целевого капитала “Истоки”. Мы работаем с несовершеннолетними мамами, в том числе с мамами из числа сирот, по формированию у них родительских компетенций. Если говорить проще – умений ухаживать за ребёнком, развивать его, понимать его потребности. И самое главное – мы поддерживаем ближайшее окружение этих мам, с тем чтобы они чувствовали не осуждение со стороны (этого они получили с лихвой и от самих себя, и от своих родных, и от знакомых), а именно грамотную поддержку, которая поможет им стать хорошими, настоящими мамами. У нас есть совершенно замечательные несовершеннолетние мамы, которые изначально пережили очень большое давление со стороны близких, очень большое сомнение внутри, смогут ли они воспитать этого ребёнка, смогут ли они дать ребёнку то, что ему необходимо, чтобы он был счастливым малышом. Из этих девочек получаются прекрасные, совершенно изумительные, добрые, чуткие, заботливые мамы. Главное – помочь им поверить в себя и раскрыть свой родительский потенциал.
Один проект – несколько направлений
И третий грантовый проект – проект “Буду чудом”, поддержанный Фондом президентских грантов. Его реализацию мы начали с августа 2019 года, и продолжаться он будет до конца 2020-го. То есть на полтора года мы начинаем работу по созданию ясельной группы краткосрочного пребывания. Мы начали разговор с того, что одна из самых важных потребностей мам в сложной жизненной ситуации – это потребность в работе, стабильном заработке. И решить эту проблему мы можем, с одной стороны, предоставив им рабочие места, с другой – обеспечив присмотр и уход за детками, которые ещё не получили место в муниципальном детском саду, чтобы мама имела возможность устроиться на какую-то другую работу. У нас в сентябре прошло обучение мам основам возрастной психологии, основам педагогики, гигиены и здорового образа жизни. В течение месяца они изучали теоретический материал и практические приёмы по работе с детками. Три наиболее успешные слушательницы этих курсов будут работать помощниками воспитателя до конца этого года с официальным трудоустройством. А в январе пройдёт обучение следующая группа девчонок. Знаю также, что есть вакансии помощников воспитателей в частных и муниципальных садах. Те знания, которые мамы получают у нас, они могут использовать и при трудоустройстве в другие организации. И ещё они в первую очередь получают знания по уходу за своими собственными детьми. Это опять же к вопросу о том, что маме иногда бывает очень трудно найти контакт со своим ребёнком. Взять тот же кризис трёх лет: ребёнок становится капризным, упрямым, кричит, истерит. Сказать толком, что ему нужно, не может, а нужно каким-то образом с ним контактировать, его понимать. Как это сделать, мы научим, покажем, расскажем.
– Насколько я знаю, у вас уже был опыт с ясельной группой. Что он показал?
– У нас был опыт пилотной работы по проекту ясельной группы в 2014 году. Благодаря этой работе мы увидели, что очень много благополучателей, очень много запросов. Проект реализовывался в течение года, и по окончании грантового финансирования мы ещё полгода существовали за счёт целевых пожертвований. Нам люди просто приносили средства и говорили: “Для вашей ясельной группы”, – потому что важность этой работы увидели не только мы. А звонки по поводу того, что нужно место в ясельной группе, не прекращались с 2014 года по настоящее время. Это один из наиболее востребованных видов помощи для семьи с маленьким ребёнком. Привести ребёнка в нашу ясельную группу может и полная семья, если она находится в сложной жизненной ситуации и маме необходимо выйти на работу. Нынешний наш проект отличается тем, что мы привлекаем узких специалистов, которые будут работать с детками. Дети будут получать услуги не только по присмотру, уходу за ними, но и будут обучаться основам слушанья музыки, с ними будет проводить занятия психолог по развитию эмоциональной сферы. То есть всё то, что необходимо для ребёнка раннего возраста. Кроме того, у нас сейчас есть оборудованная детская площадка на территории “Дома для мамы” – значит, у нас ещё будут оздоровительные мероприятия, игры на свежем воздухе с использованием этой площадки.
А в следующем году мы планируем мероприятия по выезду вместе с нашей ясельной группой на территорию подворья “Дома для мамы” в посёлке Каспля.
Планы, идеи, задумки
– Сейчас ещё, наверное, рановато об этом говорить, но всё-таки спрошу: каких результатов ждёте от реализации этого проекта?
– Есть, конечно, количественные показатели: планируем, что за полтора года не меньше 62 деток смогут побывать в нашей группе, получить помощь, и, соответственно, не менее 62 мам получат услугу высвобождения для решения вопросов трудовой занятости, не менее 12 мам будут заняты в качестве помощников воспитателя. Но это всё цифры, для читателей это, наверное, скучно. По большому счёту, мы хотим помочь мамам обрести почву под ногами, понять, что они могут сделать в профессиональном самоопределении, в обучении и в работе, и помочь деткам социализироваться, потому что мы знаем, что в определённом возрасте ребёночку обязательно нужен коллектив, в котором он сможет развиваться, в том числе развивать коммуникативные навыки. Это очень хорошо, когда малыш с мамой, когда у него формируется привязанность к маме и через неё восприятие всего мира как спокойного, стабильного, надёжного, принимающего. Но следующие задачи возрастные – это умение налаживать контакты с миром, и это как раз развитие эмоциональной, коммуникативной сферы, развитие социального интеллекта.
– Есть ли ещё какие-то планы, может быть, идеи по дальнейшему развитию деятельности “Дома для мамы”?
– Конечно. Идей, как всегда, много. И одна из них – это помощь мамам в трудозанятости, связанной с сельским хозяйством. Но это по запросу, по желанию самой мамы. Я знаю, что сейчас многие семьи настроены на экологичный образ жизни, связанный со спокойным, здоровым, хорошим трудом на свежем воздухе, а не в душном офисе, в четырёх стенах с телефоном. И мы сейчас налаживаем контакты с фермерскими хозяйствами и частными подворьями, которые готовы принять таких мам. Есть ещё одно направление работы, в котором хотим развиваться, – это семейные консультации, семейные тренинги. Очень нужное направление, потому что, конечно же, лучше работать с супругами до того, как они разошлись, чем потом всё это расхлёбывать, собирать по кусочкам разобранную маму, приводить в стабильное эмоциональное состояние ребёнка. Конечно, лучше работать с семейной парой, которая хочет сохранить семью, на том этапе, когда это ещё можно сделать.
– Таня, что напоследок пожелаешь нашим читателям?
– Счастья, веры в то, что обязательно получатся все задумки и обязательно для каждого человека есть его собственное место в жизни, потому что Господь, когда даёт нам жизнь, Он же для чего-то это делает – как я это чувствую, как я это понимаю. Если человек сможет вспомнить об этом месте, реализоваться, принести пользу этому миру, это будет настоящее счастье.
Материал подготовлен при грантовой поддержке фонда “Православная инициатива”
Татьяна Борисова, smolgazeta.ru