База Черноморского флота на месте античных поселений
Фотогалерея
Радиостанция “Смоленская весна” продолжает реализацию проекта-победителя международного грантового конкурса “Православная инициатива” – “Место притяжения”, направленного на содействие развитию православного туризма и паломничеств.
В рамках проекта слушатели радиостанции узнают о городах с богатым культурным и духовным наследием, о важных православных святынях. 12 сентября в эфир вышла программа “Добро пожаловать”. Её героем стал протоиерей Павел Ильинский, который служит в Покровском соборе Севастополя. Наш собеседник рассказал о городе, где живёт и осуществляет своё служение.
– Отец Павел, чем интересен город Севастополь, почему стоит его посетить?
– О Севастополе я расскажу с большим удовольствием, потому что очень люблю этот город. Чем же он замечателен? Конечно, своей историей. Это город славы, город, который изначально являлся базой Черноморского флота. Прежде всего это город морской и военный. Он пережил две обороны – обе неудачные, но поистине героические. И этот героизм отложился и в народном сознании, в памяти народной, и, конечно же, в культурных источниках. Одни только “Севастопольские рассказы” Льва Николаевича Толстого чего стоят! Очень много артефактов находят археологи, существуют хроники, какие-то воспоминания. И всё это говорит о том, что земля эта обильно полита кровью наших соотечественников, которые отстаивали Севастополь как в первой, так и во второй Крымской обороне.
Чем ещё город интересен? Тем, что его история простирается в античные глубины, потому что первое поселение – я говорю не о сёлах местных аборигенов, а имею в виду то, что дало толчок Севастополю и Крыму в культурном плане, – это Херсонес Таврический, который, как полагают, датируется VI веком до нашей эры. Первыми переселенцами в Крыму были греки. В то время греческая молодёжь не имела земли, Греция вообще страна очень маленькая и большей частью гористая. Недаром жители занимаются, как правило, выпасом мелкого рогатого скота, потому что крупный пасти там негде. И вот эта самая греческая молодёжь в поисках земли отправляется на кораблях и основывает колонию на побережье Северного Причерноморья. Я долго думал, почему же они сюда плыли, а не в Африку или, скажем, Палестину, где климат более тёплый, более близкий к греческому, и пришёл к такому выводу, что, очевидно, там, чтобы основать поселение, пришлось бы сражаться, воевать за место. Первым местом, куда они смогли добраться после длительного, изнуряющего и опасного морского путешествия, был выступ Крымского полуострова, называемый Гераклейским полуостровом. Здесь и образовалось греческое поселение Херсонес Таврический. Уже отсюда греки расселились на север – в сторону современной Евпатории и ещё севернее по побережью, и на восток – это Ялта, Судак, Феодосия.
Поэтому, конечно, история Севастополя и история Крыма – это не просто история каких-то последних столетий, которая связана с нашим Отечеством, это история очень древняя. Здесь проживало много разных народов: тавры, киммерийцы, готы, хазары, гунны, половцы, скифы, аланы. Наверное, десятка два народов я могу назвать. Многие-многие орды степняков залетали в Крым и оседали здесь, ассимилировались с местным населением, обосновывались здесь до очередного вторжения других степняков. Но первым народом-колонизатором, с уже сформировавшейся культурой и письменностью, с эллинской философией, с достижениями в области обработки керамики, бронзы, в области земледелия, были греки. Они оставили здесь глубочайшие следы. И, что примечательно, Херсонес Таврический, который, по сути, находится в границах нынешнего Севастополя, на две трети ещё не раскопан, как полагают археологи. Если возьмём зарубежные примеры, то можем сказать, что и Рим имеет огромные археологические источники. Но он застроен. Где-то в Риме сейчас копать попросту невозможно. То же самое – в Греции. Все эти города, большей частью сохранившиеся со средних веков, зачастую возникали на местах более древних поселений, но вести там раскопки сейчас невозможно. Херсонес же такие возможности предоставляет, потому что большая часть того, что мы считаем сегодня именно Херсонесом, пока не застроена. В этом уникальность Севастополя как города, возникшего на месте весьма и весьма древних, античных поселений.
– Какие ещё достопримечательности в Севастополе вы бы рекомендовали посетить туристам?
– Обязательно нужно посетить панораму “Оборона Севастополя” на Историческом бульваре, Малахов курган – там как раз находятся бастионы, относящиеся к Крымской войне. Там видно, как делали подкопы. В те времена крепости брали не только штурмом или разрушением стен, но и подкопами. И вот такая подкопная война шла здесь полным ходом. Англичане, французы подкапывались под наши бастионы. Наши, в свою очередь, подкапывались под их подземные ходы. И таким образом друг друга пытались взорвать.
Что бы я ещё в Севастополе советовал посетить? Конечно, Константиновский и Михайловский равелины, или, как их ещё называют, батареи. Константиновская батарея сейчас трудами Российского военно-исторического общества сделана по-современному, и это место стоит посетить, потому что там много потрудились для того, чтобы отреставрировать все эти крепостные сооружения. А вот Михайловская батарея носит на себе следы истории. Там побывать по-своему интересно. Вы можете видеть на стенах следы пуль и даже разрывов. Там всё дышит историей, каждый камень о чём-то говорит. Хорошо послушать экскурсовода или почитать в интернете об истории этих памятников.
Ещё стоит посетить в Балаклаве (это пригород Севастополя) подземную базу подводных лодок. Сейчас там расположен музей флота, есть интересные экспонаты, модели, проводятся экскурсии и даже прогулки на катере по подземным штольням, где раньше базировались подводные лодки. Очень интересный объект, который, я бы сказал, уникален. Такого вы нигде в России не найдёте. Строили что-то подобное где-то на Севере, но туристу туда не попасть.
– А чем может быть интересен Севастополь с точки зрения православного туризма и паломничества?
– Тот же самый Херсонес, о котором я уже говорил, – это город, где, по преданию, крестился князь Владимир. Там есть много памятников не только античности, но и христианской религиозной культуры. Я бы ещё советовал посетить Инкерманский монастырь. Он тоже ведёт свою историю с древности – как гласит предание, с конца I века. Сюда был сослан третий епископ Рима – Климент, и здесь он основал несколько христианских общин. Тот пещерный монастырь, достаточно скромный по своим масштабам, который есть в Инкермане, всё-таки имеет очень древние корни. Побывать там будет очень интересно православному паломнику не только потому, что ты можешь прикоснуться к древним камням, погладить рукой эти древние своды, но и потому что можешь ощутить особый молитвенный дух. Там всё камерно: помещения небольшие, и много народу не бывает. Поэтому там царит особая тишина и благоговение, какой-то особый мир посещает сердце любого, кто туда входит, и уже не хочется ни громко разговаривать, ни думать о мирском, потому что это история христианства.
– Насколько я знаю, в Крыму вообще достаточно много уникальных православных святынь. Куда ещё можно легко добраться из Севастополя?
– Что касается православных святынь, которые расположены поблизости от Севастополя, то я бы посоветовал посетить два пещерных городища: Мангуп-Кале и Эски-Кермен. Мангуп-Кале – это столица греческого княжества Феодора, и там есть развалины древних храмов, а Эски-Кермен – “старая крепость”, как назвали этот город татары, которые не знали, как он назывался раньше. Туда добраться проще, чем в Мангуп-Кале. Многие пещеры, в которые вам удастся заглянуть, будут носить признаки религиозных сооружений, то есть характерные алтарные апсиды, характерные для алтаря полукружия с сиденьями, с местом, где, вероятно, был престол. Это указывает на то, что место это населяли монахи, которые приходили из Византии. Многие историки так считают. Это было связано с эпохой иконоборчества, когда в Византии было страшное гонение на православных. Это длилось, если мне не изменяет память, порядка двух веков. И как полагают историки, насельниками этого городища, которое существовало и до них, в тот период являлись как раз монахи, бежавшие от репрессий. Если вы там побываете, это оставит в вашей душе неизгладимый след и яркие впечатления.
– Есть ли в Севастополе места, которые не являются официальными достопримечательностями, но вам они нравятся, и вы считаете, что там тоже стоило бы побывать туристу?
– Пожалуй, в самом городе таких мест нет. Все достопримечательности известны. Но я очень люблю природу, люблю Крымские горы. И если выбраться из самого города и пройтись, допустим, от Фороса по Ай-Петринской яйли (плато. – Прим. ред.) чуть-чуть, буквально немножко, чтобы посмотреть на южный берег сверху, то это, мне кажется, будет интересно.
– Что касается проведения досуга, с этой точки зрения что город может предложить свои гостям?
– Есть у нас Музей Черноморского флота, есть Музей изобразительного искусства имени М.П. Крошицкого, есть театр. Летними вечерами на Приморском бульваре и набережной Корнилова – от Артиллерийской бухты до Графской пристани – много музыкантов выступает. Иногда люди под какую-то музыку танцуют прямо на улице. Это такое прекрасное место, где в любое время года горожане отдыхают, гуляют с детьми, с жёнами и мужьями, с друзьями и подругами. Не каждый город, даже приморский, может похвастаться такой замечательной, протяжённой набережной, как Севастополь.
– Отец Павел, в завершение нашей беседы что вы пожелаете тем, кто любит путешествовать?
– Пожелаю этот дух любви к путешествиям сохранить до глубокой старости. Мир, который нас окружает, – это поистине дар Божий. И, к сожалению, те люди, которые проводят свой досуг на диванчике или даже, может быть, едут куда-то на дачу, на рынок, на пляж, многое теряют, не видя окружающей нас красоты. Я желаю этот дух путешественника сохранить в себе, сохранить бодрость духа, подвижность, заботу о своём здоровье, ну и, конечно, иметь в сердце дух Божий.
Материал подготовлен при грантовой поддержке конкурса “Православная инициатива”
Фото: pixabay.com
Татьяна Борисова