Преподобный Герасим Болдинский – человек, который актуализировал святость
В 2021 году Смоленская митрополия отмечает значимый юбилей – 20-летие обретения мощей преподобного Герасима, Болдинского чудотворца, в 1530 году основавшего Свято-Троицкий Болдин монастырь, а затем монастыри в честь Иоанна Предтечи в городе Вязьме и Троице-Введенский монастырь на реке Жиздре.
Кульминаций юбилейных торжеств, состоявшихся в Свято-Троицком Болдином монастыре, стал день обретения мощей преподобного Герасима – 20 июля. Праздничную Божественную литургию в Троицком храме святой обители совершили Глава Смоленской митрополии, митрополит Смоленский и Дорогобужский Исидор, епископ Переславский и Угличский Феоктист, епископ Вяземский и Гагаринский Сергий и епископ Рославльский и Десногорский Мелетий.
Предлагаем вниманию читателей проповедь Преосвященнейшего епископа Феоктиста, а также текст интервью с переславским архипастырем.
Слово Преосвященнейшего Феоктиста,
епископа Переславского и Угличского, в день 20-летия обретения мощей преподобного Герасима, Болдинского чудотворца
Свято-Троицкий Болдин монастырь,
20 июля 2021 года
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Дорогие братья и сестры!
Думаю, что вы знаете, и знаете хорошо, житие святого, который нас всех здесь сегодня собрал – преподобного Герасима Болдинского. Вы знаете, что он родился, вырос и принял монашеский постриг в Переславле-Залесском, в городе, который сегодня входит в состав Ярославской области и является центром Переславльской епархии.
Когда мы открываем Соборы святых Ярославских, Ростово-Ярославских, святых Смоленских, сопоставляем, то мы видим несколько общих имен. Мы видим имя преподобного Герасима, благоверного князя Андрея Смоленского, благоверного князя Феодора и его чад, Давида и Константина, и это делает наши два региона духовными братьями. Соборы святых наших регионов, Ярославского и Смоленского, поражают своей полнотой. Не знаю как здесь, на Смоленщине, но мы называем свою землю землёй русской святости, землёй святых. Думаю, что это наименование вполне применимо, приложимо и к Смоленской земле.
Когда мы находимся рядом со святыми людьми, прославленными Церковью, когда мы находимся среди множества святых, живем на этой земле, то мы не можем не задаваться вопросом: “А что такое святость по своему существу?”. Если мы зададим себе этот вопрос, то какие будут ответы? Боюсь загадывать, потому что предполагаю, что ответы могут быть самыми разными.
Предлагаю обратиться к Священному Писанию. В Ветхом Завете слово “кодеш”, то есть “святой” на иврите, и его производные, встречаются 382 раза, причем в Книге Бытия, первой Книге Священного Писания, это понятие не встречается. Оно начинает появляться в Книге Исход, и особенно часто встречается в Книгах Левит и Числа. Те, кто знает Священное Писание хотя бы приблизительно, понимают, что в Книгах Исход, Левит и Числа говорится о формировании нового народа, избранного Богом, из которого должен потом произойти Мессия, Спаситель мира Христос. В Книге Исход повествуется о том, как Бог начинает формировать этот народ; и вот как раз с формированием народа связано понятие святости. Господь говорит: “…если вы будете слушаться гласа Моего и соблюдать завет Мой, то будете Моим уделом из всех народов, ибо Моя вся земля, а вы будете у Меня царством священников и народом святым” (Исх. 19, 5-6). Мы видим, чем определяется в Ветхом Завете понятие “святость”: во-первых, принадлежностью к определённому народу, а во-вторых – исполнением Закона Моисея. Если человек не исполняет Закон Моисея, то он отторгается от святого народа и становится иноплеменником, чужаком.
В исторических Книгах Ветхого Завета слово “святой” практически не встречается, но оно появляется в Псалтири, где пророк Давид поэтически говорит о взаимоотношениях святого народа с Богом и плачет о тех отступлениях, которые произошли. Об этом же, в контексте святости, говорят и Книги Пророков.
В Новом Завете мы видим такую же схему. Евангелие, как и Книга Бытия, о святости не говорит ничего: слово “святой” в Евангелии связанно со Святым Духом и никак иначе. О святости мы слышим в следующих Книгах Нового Завета – Посланиях святых апостолов. В этих Книгах также говорится о формировании нового народа, иного, нежели народ Израиля. Поначалу, когда не было самого слов “христианин”, “христиане”, слово “святые” использовалось по отношению к христианам. Почему их называли святыми? Потому что они также избраны Господом. Но если в Ветхом Завете избранничество определялось принадлежностью к определенному этносу, то чем определяется избранничество и святость в Новом Завете? Очевидно – верой во Иисуса Христа и в Его Воскресение.
Если мы все, здесь собравшиеся, веруем во Иисуса Христа и Его Воскресение, то встает вопрос об актуализации святость. Здесь, в этой святой обители, находятся мощи человека, который актуализировал святость. В чем же заключается актуализация? В том, чтобы жить по вере, действовать по вере. Так могут действовать очень немногие люди, потому что это страшно, непонятно и всегда вопреки. Сегодня, когда мы ехали сюда из Переславля, один из моих помощников спросил: “Зачем преподобный Герасим оставил свою родину и пришел сюда, за 400 с лишним километров, что побудило его?”. И ответа на этот вопрос в плоскости земной, в плоскости логики не существует. Когда преподобный Герасим пришел сюда, ему было страшно, у него, безусловно, были сомнения. Но он пришел сюда, потому что был водим Духом Святым, и до сих пор его действия непонятны нам. Любой человек, который будет жить по вере, будет непонятен обществу, потому что жить по вере означает уступить тогда, когда общество требует отстоять свое, отойди в сторону, когда общество требует иного.
Когда Евангелие становится лейтмотивом жизни, тогда эта жизнь является жизнью по вере. Преподобный Герасим Болдинский – человек, который прожил такую жизнь. Таких людей много и на нашей Ярославской земле, и на земле Смоленской. Дай нам всех Бог их молитвами учиться жизни по вере, чтобы стать святыми не только в силу веры, но и в силу нашей жизни. Вот об этом, я думаю, нам всем сегодня стоит молиться.
Спаси всех Господь.
После окончания праздничной Божественной литургии мы побеседовали с епископом Феоктистом о преподобном Герасиме Болдинском и значении его подвига.
– Владыка, Вы первый раз в обители, поделитесь своими впечатлениями.
– Монастырь, конечно, поражает своей благоустроенностью, своим уютом. Это то, что сразу чувствуется, когда попадаешь на его территорию. Скажу, что, к сожалению, в нашей Переславской епархии таких уютных, ароматных и тихих монастырей нет. В каком-то смысле я даже завидую вашей епархии.
– Можно несколько слов о личности преподобного Герасима Болдинского?
– Не хочется повторять данные из Википедии, потому что все выглядит довольно банально и нелепо. Скажу, что преподобный Герасим сумел в своей жизни исполнить самую основную, первую, ступень монашеского преуспеяния. Он ушел из того места, где вырос, где ему все было близко, ради подвига. Мы знаем, что не далеко все преподобные так поступали, но многие, и преподобный Герасим – один из них. Понять, почему, будучи зрелым человеком, он принял решение прийти именно сюда – невозможно, и в этом мы, естественно, видим действие Духа Святого, видим акт веры. Мы молимся преподобному Герасиму, чтобы его молитвами вера утвердилась в нас и приносила свой плод.
– Существует ли между Смоленской и Переславской землями какая-то связь: духовная или какая-то еще?
– Во-первых, у нас очень много святых, являющихся общими и для Смоленской и Переславской земли. Есть и духовное общение между нашими епархиями. С Владыкой Исидором мы знакомы очень давно: познакомились еще до того, как стали архиереями. Когда я попросил Владыку Исидора передать для Переславской епархии частицу мощей преподобного Герасима Болдинского, святыня была передана, и в ответном письме Владыка выразил надежду, что это послужит более тесному духовному общению между нашими епархиями. Надеюсь, что слова Владыки исполняться, и, со своей стороны, приложу к этому все усилия.
– Преподобный Герасим имел какое-то касательство к вашим краям, к вашей епархии, к вашей земле?
– Да, я надеюсь, что читателям известно житие преподобного Герасима и они знают, что он родился в Переславле-Залесском, как монах был воспитанником преподобного Даниила Переславского, и уже потом, став зрелым монахом, пришел сюда [на Смоленскую землю – прим. ред.]. Конечно же, мы почитаем преподобного Герасима, как нашего святого.
– Почему современному человеку важно знать о личности преподобного Герасима, о его подвиге?
– Я думаю, что современному человеку, всем нам не хватает убежденности в вере, не хватает стремления к подвигу, не хватает твердости духовной, не хватает мужества. Мы все очень мягкотелые и расслабленные, теплохладные. У нас нет такого горения и стремления, как у преподобных времен преподобного Герасима и у него самого. Думаю, что обращение к его подвигу, и, в первую очередь, молитвы к нему должны помочь нам исправить самих себя.
Материал подготовлен
Пресс-службой Смоленской епархии