В СГМА прошел круглый стол “Социальные болезни. Пределы толерантности”
Фотогалерея
17 декабря в Смоленской государственной медицинской академии на круглый стол “Социальные болезни. Пределы толерантности” собрались медики, наркологи, социологи, священники, эксперты Управления Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков, педагоги и студенты. Координатором дискуссии стала Наталья Николаевна Осипова – начальник управления по воспитательной и социальной работе в СГМА.
Обсуждение велось по трем вызывающим наибольшие опасения направлениям: туберкулез, ВИЧ, наркомания и болезни, вызываемые употреблением наркотических веществ. Злободневные цифры и ситуацию в целом по упомянутым заболеваниям изложили: Т. В. Мякишева, заведующая кафедрой фтизиопульмонологии СГМА; Т. Л. Петроченкова, врач Смоленского центра профилактики и борьбы со СПИДом; А. А. Устинов, врач-психиатр-нарколог ОГБУЗ “Смоленский областной наркологический диспансер”.
Следует отметить, что разговор об общественном мнении, касающемся социальных болезней, изначально был заявлен только в направлении работы со здоровыми людьми. Врачебная точка зрения в отношении заболевших – однозначна и по сути своей очень близка к христианкой позиции “возлюбить грешника, но ненавидеть грех”, то есть врач должен лечить болезнь, какой бы она ни была, сохраняя доброжелательное отношение к пациенту.
К сожалению, в современном обществе наблюдается неутешительная картина в развитии социальных болезней. Участники дискуссии особо подчеркивали, что сегодня, в отличие от ситуации прежних лет, подверженность таким заболеваниям далеко не всегда связана с качеством жизни человека. Если ранее оговаривались “группы риска”, зависящие от социально неблагополучных условий проживания, безграмотности, исторических событий (войн) и подобных факторов, то сейчас статистика показывает, что болезни вышли, как говорят медики “в основную популяцию”, то есть приняли характер эпидемии. И их носителями оказываются молодые, образованные, материально обеспеченные люди.
Соответственно, появляются вопросы, почему люди, в том числе молодежь, не имеющие необходимость преодолевать серьезные жизненные трудности, все чаще сами отказываются от достойной жизни, выбирая “иллюзорный мир” психотропных веществ? С чем связано угрожающее распространение ВИЧ-инфекции, причем, распространение в наибольшей степени половым путем? Почему только диагностировав туберкулез у ребенка, взрослые узнают о своей болезни? И каким образом толерантность современного общества способствует развитию этих проблем?
Сделав акцент на том, что терпимость к чужим взглядам, успешно пропагандируемая сегодня, все-таки не должна быть потворством озвученным угрозам, и толерантность не означает отказа от своих личных убеждений, участники круглого стола пытались сформулировать предложения к здоровой части общества по профилактике социальных заболеваний.
О духовном аспекте обсуждаемых проблем говорил руководитель Отдела Смоленской епархии по работе с молодежью протоиерей Святослав Худовеков. Если человек не имеет смысла в жизни, он не может относиться к ней ответственно, и в сущности, у общества нет возможности его заставить. Например, естественно присущее человеку опасение старости, болезни и смерти вызывает у молодежи не поиск пути духовного развития, а нигилистическую позицию “лучше я умру молодым”. “Человек, у которого нет глубокого смысла в жизни, не будет этой жизнью дорожить. Когда человек перестает дорожить жизнью и ее смыслом, он придумает множество способов эту жизнь утратить, – сказал священник. – Духовная сторона вопроса заключается в том, что смысл жизни человек должен обретать в вечных и крайне важных для него вещах. И нужно учитывать, что всегда будут люди и факторы, которые будут этому препятствовать, это и бизнес-проекты и физиологические процессы и что-то другое – это такая актуализированная форма зла. Соответственно, духовность должна этому противостоять…”.
Обращаясь к участникам дискуссии, Его Высокопреподобие остановился на том, что обсуждение и оценка социальных проблем требуют большой мудрости, пожелал мирного и доброго настроя, плодотворной и созидательной работы.