Навечерие Недели 2-й Великого поста, святителя Григория Паламы
Фотогалерея
Во второе воскресенье Великого поста Церковь сугубо чествует память святителя Григория Паламы, архиепископа Фессалонитского.
В навечерие воскресного дня епископ Смоленский и Вяземский Исидор возглавил Всенощное бдение в Свято-Успенском кафедральном соборе города Смоленска. Его Преосвященству сослужили клирики кафедрального храма.
Песнопения за Всенощным бдением исполнил Архиерейский хор Свято-Успенского собора, регент – Елена Фролова.
Разделить молитвенное предстояние с архипастырем и духовенством в главный храм Смоленска собрались многочисленные прихожане, жители города и паломники.
После чтения Святого Евангелия епископ Исидор обратился к молящимся с архипастырским словом:
“Дорогие братья и сестры, время Великого поста – это время, когда мы поверяем и наши чувства к Богу. Эти чувства мы определяем одним словом – вера в Бога. А что такое вера в Бога? Святитель Филарет Московский кратко изъясняет это глубочайшее и наиважнейшее понятие для верующего христианина: “Вера – есть уверенность в невидимом как в видимом”.
Но на чем созиждется эта наша уверенность в невидимом как в видимом? Дает ли нам основание для этого наш разум? Но мы знаем, сколько людей умных не верят в Бога. Дают ли нам основание наши чувства к тому, чтобы веровать? Но и чувства наши потемнены грехом так же, как и разум. Дает ли нам основание зрение, видение Бога? Нашими телесными очами – нет. Мы сегодня даже и в Евангельском чтении слышали о том, как святые апостолы, увидев воскресшего Христа, не поверили, что Он. И Господь вынужден был сказать им: братья, Я не дух, Я реально Тот, в Которого вы веровали тогда, когда Я был с вами… Господь, чтобы они убедились, что Он не дух и их не посетило видение, попросил у них что-то съесть, чтобы они убедились, что Господь телесно присутствует рядом с ними. Так что и глаза наши часто подводят нас.
Самым главным органом, если можно так сказать, в нашей человеческой природе, который позволяет нам видеть Бога, является сердце человеческое. Но не то сердце, которое качает нашу кровь, а то сердце, которое святые отцы, назвали как главную часть человеческой природы. Тот орган, благодаря которому мы чувствуем присутствие Божие, поэтому Бог и обращается к человеку, испытующему свою веру: “Сыне, даждь Ми сердце…”
Наше сердце – это главный способ нашего видения, а значит, и нашей веры в Бога. А тот, кто верит, тот и исполняет заповеди Божии. Тот и понимает весь смысл Евангелия. Тот и чувствует покаяние перед Богом за содеянные перед Ним грехи. Тот и стремится к тому, чтобы исправить их.
Очистим же наше сердце глубоким искренним покаянием перед Богом. И пусть это покаяние будет не просто наши слова, произнесенные священнику на исповеди, но наше деятельное исправление ради Бога. Так, чтобы и мы, очистившись сердечно, могли вместе со апостолами радоваться со-присутствию в нашей жизни Бога. А значит, быть уверенными в том, что Господь, когда это будет необходимо, поможет нам, защитит нас и даст силу творить Его заповеди”.
В продолжение богослужения Его Преосвященство преподал каждому архипастырское благословение в помазании освященным елеем.
Прощаясь с паствой по окончании Всенощного бдения, епископ Исидор поздравил всех с навечерием воскресного дня и укрепил верующих на прохождение поприща Великого поста, приветствовав их пасхальным возгласом: “Христос воскресе!”.