Митрополит Исидор возглавил акафист святому Сергию Радонежскому в Соловьиной роще
Фотогалерея
19 февраля 2020 года в приходском доме на территории строящего в микрорайоне Соловьиная роща храма был совершен молебен с акафистом преподобному Сергию Радонежскому.
Богослужение, которое проходит здесь традиционно по средам, возглавил митрополит Смоленский и Дорогобужский Исидор. Архипастырю сослужил настоятель прихода, помощник Управляющего Смоленской епархией иерей Лев Гарин.
На молитву собрались прихожане, жители микрорайона Соловьиная роща и гости из других районов Смоленска.
После чтения Святого Евангелия митрополит Исидор обратился к верующим с проповедью:
“Дорогие братья и сестры! Одиннадцатый икос акафиста содержит особые восхваления мощей преподобного Сергия, от которых “бесы трепещут, души человеческие радуются” и прикладывающиеся к этим мощам люди получают у Бога спасение… Отчего же в Церкви Божией выделяется такое место для мощей? И почему Святая Церковь так почитает мощи угодников Божиих? И именно в Церкви Христовой содержится так много святынь? Ни в каких иных религиях нет столько святынь, сколько есть в Церкви Христовой… Это связано с тем, что по слову акафистного пения, которое мы слышали, и мощи преподобного Сергия, и иные святыни являются хранителями Божественной благодати.
Каким образом эти материальные предметы могут являть собой хранилище благодати Божией? Все, на самом деле, намного серьезнее и глубже нашего поверхностного восприятия этих явлений. Дело в том, что первый Адам имел от Бога задние к совершенствованию. И это совершенствование его перед Богом, человека, созданного по образу и подобию Божию, должно было максимально приблизить человеческое, сотворенное Богом, естество с самим естеством Божественным. Но человек не смог справится с этим заданием, потому что был соблазнен дьяволом и впал в грех. И это впадение в грех отделило от Бога весь тот материальный мир, в котором человек царствовал.
Почему Бог отделил мир вместе с человеком от Себя? Потому что не может мир без своего царя, так же, как и сам царь, имя которому – человек, не мог быть без мира. Поэтому мир, по слову древних святых отцов, толкующих Божественное Писание, откровение Божие, пал вместе с человеком. Человек не смог выполнить задание. И все последующие тысячелетия Господь, не оставляя человека, стремился к тому, чтобы эта человеческая ошибка (ведь всякий грех является человеческой ошибкой) была изменена. В этой связи пришел в мир Спаситель, второй Адам, имя которому Иисус Христос, Который исправил эту ошибку в Себе Самом, навсегда соединив Божественное с человеческим посредством единства нашего человеческого рода, нашего единства, нашей телесной тождественности, как об этом говорит святитель Василий Великий, и вторят ему Григорий Богослов и святитель Григорий Нисский… В силу этой тождественности мы бываем сопричастниками не только духовно, но и телесно.
А способность человеческой природы быть сопричастной Божественной благодати, которая в совершенстве своем имеет единство во Христе Иисусе – в Господе нашем это единство Божественного и человеческого – в силу этого единства, этого моста, который являет сам Бог в Себе и Собою, Богочеловек Иисус Христос, мы с вами имеем то действие Божественной благодати в человеческом мире.
Эта Божественная благодать проявляется не только посредством святых икон, изображений, которые имеют обратную связь, обратную перспективу, об этом знает всякий художник, особенно иконописец, а значит, являют собой не наше смотрение в иной мир, а взгляды того мира в мир наш – это Бог наблюдает за нами. Но и посредством святых мощей, которые являются средоточием Божественной благодати. Ведь человек, носитель этих святых мощей, был не только душой, но и телом, которое стремилось к Богу. Через это внутреннее соработничество всего человеческого естества, неотделимой частью которого является плоть, и Бог усовершенствовал эту всю человеческую природу Своей Божественной благодатью, давая не только душе очищение, но и телу освящение. Именно поэтому Святая Церковь осмысленно, глубоко, разумно почитает святые мощи, понимая, что и мощи угодника Божия, его телесные останки являют собой отпечаток Божественного действия, которое совершается во всем человеческом естестве человека святого.
Поэтому в каждом храме Божием и в благочестивых семьях есть не только иконы, но и святые мощи, которые не бесполезно присутствуют в нашей жизни, а через которые мы обращаемся к Богу, обращаемся к святому угоднику Божию, носителю этих мощей, который слышит нас через это духовное вопрошание, через телесное прикосновение нашими губами к этим честным останкам и подает нам милость Божию. Так что святые не только на Небе являют собой мост между нашим греховным человеческим и высоким Божественным, но и здесь на земле посредством своих святых мощей святые угодники Божии соединяют нас с Небесным.
Будем же благоговейно относиться к святым мощам и всем святыням Божиим, к которым относятся и мощи, и священные предметы, главным из которых является честной крест, и все то, что нам знаками Божественными напоминает о высоком призвании каждого из нас – стремиться к Богу совершенному и самим прилагать наши человеческие усилия, просить Бога, чтобы Он укрепил нас Своею Божественной благодатью в нашем совершенствовании и стремлении к Богу. И предстоящий Великий пост, который случится через десять дней, для нас станет тем училищем благочестия, пройдя обучение и воспитание в котором, мы хотя бы пусть на самую малую толику, а может быть, и на большую, в зависимости от стремлений, и возможностей, и желания, будем приближаться к Богу. Пусть для каждого из нас это предстояние, училище благочестия – Великий пост – станет временем созидательным, содержательным, небесполезным и принесет нам духовную пользу, о чем мы и будем молиться в дни Великого поста”.
В завершение богослужения верующие с благоговением приложились к святыне храма – ковчегу с частицей мощей преподобного Сергия и получили благословение в помазании освященным елеем.
Затем состоялось чаепитие, во время которого прихожане и духовенство обсуждали вопросы приходской жизни.