Архипастырь совершил богослужение в Неделю 7-ю по Пасхе
31 мая 2020 года, в Неделю 7-ю по Пасхе, отцов I Вселенского собора, митрополит Смоленский и Дорогобужский Исидор, из солидарности к мирянам Смоленской епархии ушедший в самоизоляцию, совершил Божественную литургию в Крестовом храме в честь святых равноапостольных Мефодия и Кирилла, учителей Словенских.
По окончании богослужения архипастырь произнес проповедь:
“Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь!
Всечестные отцы, монашествующие, дорогие братья и сестры!
Седьмая неделя по Пасхе посвящена памяти великих церковных иерархов и богословов, собравшихся в 325 году в пригороде Константинополя, Никее.
Предыдущие недели Пасхального цикла были связаны с событиями евангельской истории, завершившейся Вознесением. В 7-ой воскресный день после праздника Святой Пасхи Святая Церковь почитает память тех, кто отстоял главную истину нашей веры: веру в Единосущие с Богом Отцом Господа нашего Иисуса Христа. Учение Ария, которое опровергали отцы I Вселенского собора, отрицало то главное, ради чего воплотился и пришел на землю Сын Божий: “Бог стал Человеком, чтобы человек мог стать богом”, – сказал ещё во II столетии святитель Ириней, епископ Лионский. Отвергнув учение Ария, Никейский Собор утвердил истину равенства природ Бога Отца и Бога Сына.
В сегодняшнем воскресном Евангельском чтении мы слышим слова Христа Спасителя: “Отче! Соблюди их во имя Твое… чтобы они были едино, как и Мы”. О ком была эта молитва? Конечно же, о Своих учениках, и не только об апостолах, но и о тех, кто в последующие времена исторического бытия Церкви станет называть себя христианином.
Что значит быть христианином? Об этом еще в IV веке ясно рассуждал святитель Иоанн Златоуст, как будто говоря о современных нам проблемах: “По названию христиан много, а на деле – очень немного. Иные по виду как будто и христиане, и ученики Христа, а по характеру – предатели; на словах благочестивы и милостивы, а на деле немилосердны и нечестивы; по названию христиане, а по убеждениям язычники, потому что, предрек еще пророк Давид, “смешались с язычниками и научились делам их” (Пс. 105:35). И действительно, на нас исполнилось пророчество это… Сколько христиан держатся языческих обычаев вроде украшения лиц, приветствий, плясок, рукоплесканий, употребления мужчинами женских одежд? При таких обычаях какая польза человеку от того, что он именуется христианином? …Нет ничего холоднее христианина, который не заботится о спасении других. Здесь ты не можешь извиняться бедностью; положившая две лепты обличит тебя (см. Лк. 21:2); и Петр говорил: “серебра и золота нет у меня” (Деян. 3:6). А Павел был так беден, что часто голодал и не имел необходимой пищи. Не можешь извиняться незнатностью; и они были незнатны и не от знатных. Не можешь указывать на неученость; и они были неученые. Хотя бы ты был рабом, хотя бы беглецом, – и тогда можешь исполнить свое дело”.
Епископ Митрофан (Зноско-Боровский), наш современник, известный архипастырь, ученый и проповедник православной веры в США, говорил так: “Для того чтобы быть членом Тела Христова – Церкви Его, – дорогие братья и сестры, чтобы быть христианином, необходимо не только исповедовать апостольскую веру во Христа, как истинного Спасителя мира, но непременно нужно и жить по Истине апостольской веры. “Теперь живу не я, а живет во мне Христос”, – говорил о себе апостол Павел. В этих словах апостола как бы начертана программа, цель жизни каждого христианина. А для достижения такого состояния требуется подвиг, подвиг всей жизни. И этот подвиг, при всей его несомненной тяжести, не может быть непосильным для христианина. “Так ли это?” – скажете вы. Да, так. Ибо дело спасения человека – это не только личное дело человека, но вместе с тем оно и дело Божие, и совершается оно одновременно, как личными силами человека, ищущего спасения, так и Божественной помощью Спасителя мира – Христа. Верно рассуждаете, в настоящей жизни мы не можем сделаться безгрешными. Однако мы можем, по крайней мере, желать не грешить, и можем, во всяком случае, бороться с грехом. Мы можем и должны судить свои поступки и свою жизнь не по духу времени, а по духу учения Христа”.
Ныне радуясь вместе с апостолами Вознесению Господню, веря в Его обетование быть неразлучным со всеми верующими и любящими Его, будем помнить слова Христа Спасителя и Пастыреначальника нашего: “Аз есмь с вами и никтоже на вы”.
Аминь”.