Архипастырское богослужение в Неделю 3-ю по Пятидесятнице
28 июня 2020 года, в Неделю 3-ю по Пятидесятнице, день памяти Собора Санкт-Петербургских святых, митрополит Смоленский и Дорогобужский Исидор, из солидарности к мирянам Смоленской епархии ушедший в самоизоляцию, совершил богослужение в Крестовом храме в честь святых равноапостольных Мефодия и Кирилла, учителей Словенских.
Архипастырь обратился к верующим с проповедью:
“Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь!
Дорогие отцы, монашествующие, братья и сестры!
“Ищите же прежде Царства Божия и правды Его”, – говорит нам Господь Иисус Христос через сегодняшнее воскресное Евангельское чтение (Мф. 6:22-33). Обратим внимание на слово “прежде”. Речь не может идти о пренебрежении к так называемым “мирским” делам, к которым в том числе относится и забота об окружающих людях. Ведь Церковь призвана служить спасению мира, ибо и Сам Сын Человеческий “не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих” (Мк. 10: 45). Господь призывает нас выстраивать наше отношение к себе и к миру через призму Божией правды. Что это такое? Социальная концепция Русской Православной Церкви разъясняет нам это фундаментальное понятие.
“По свидетельству святого пророка Исаии, мир есть плод правды” (Ис. 32: 17). Священное Писание говорит и о правде Божией, и о правде человеческой. Обе они имеют отношение к завету, который Бог заключил с избранным народом (Иер. 31: 35). В этом контексте правда преимущественно понимается как верность союзническим отношениям. Насколько люди нарушают союз с Богом, то есть насколько они неправедны, настолько они лишаются плода правды — мира. В то же время одним из основных элементов Синайского законодательства было требование справедливого отношения к ближнему. Заповеди закона имели целью не обременительное ограничение свободы личности, но построение жизни общества на принципе справедливости для достижения относительного мира, порядка и спокойствия. Для Израиля это означало, что мир в общественной жизни осуществляется не сам собою, в силу неких естественных закономерностей, но он возможен, во-первых, как дар Божественной правды, и, во-вторых, как плод религиозных усилий человека, то есть его верности Богу. Там, где люди благодарно ответят верностью на правду Божию, там “милость и истина сретятся, правда и мир облобызаются” (Пс. 84: 11).
Как найти Царство Божие и правду Его? Ответ на этот сложный для нас с вами вопрос точно излагает наряду с древними святыми отцами и праведный Иоанн Кронштадский в своей книге “Моя жизни во Христе” (слово 860-е). Во так он, в частности, говорит: “Положим, ты хочешь идти или ехать, плыть куда-либо по какой-либо житейской, временной нужде, – помолись прежде Господу, чтобы Он исправил пути сердца твоего, а потом и предстоящий телесный путь, или чтобы направил путь жизни твоей по заповедям Своим, и желай того всем сердцем, и чаще возобновляй свою молитву об этом. Господь, видя искреннее твое желание и старание ходить по заповедям Его, исправит мало-помалу все пути твои. Далее, например, если хочешь сделать в комнате чистый воздух или идешь прогуливаться на свежем воздухе, вспомни о чистом и нечистом сердце. Многие из нас охотники до освежения комнатного воздуха (и это прекрасно) или до прогулки на свежем воздухе и не подумают о необходимости чистоты воздуха или сердца (духовного, так сказать, воздуха, дыхания жизни) и, живя в свежем воздухе, позволяют себе нечистые помыслы, нечистые движения сердца или даже сквернословие и самое сквернодейство плотское. Если ищешь света вещественного, вспомни о свете духовном, который необходим для души и без которого она остается во мраке страстей, во мраке духовной смерти. Аз свет в мире приидох, говорит Господь, да всяк веруяй в Мя во тме не пребудет (Ин. 12:46). Если видишь свирепство и слышишь завывание бури или читаешь о кораблекрушениях, вспомни о буре страстей человеческих, поднимающих ежедневный вой и смятение в сердцах человеческих и подвергающих крушению духовный корабль души, или корабль общества человеческого, и моли усердно Господа, да укротит Он бурю грехов, как некогда укротил словом бурю на море, и да искоренит из сердец наших страсти наши и восстановит тишину всегдашнюю. Если ощущаешь чувство голода или жажды и хочешь есть или пить, вспомни о гладе или жажде души (она жаждет правды, оправдания во Иисусе Христе, освящения), которых если не удовлетворишь, душа твоя может умереть с голода, подавленная страстями, обессиленная, измученная, и удовлетворяя телесный голод, не забывай утолять, тем паче и прежде, духовный глад беседою с Богом, чистосердечным покаянием в грехах, чтением евангельской истории и евангельских нравоучений, особенно же причащением Божественных Таин Тела и Крови Христовой. Если любишь щеголять платьем или когда надеваешь одежду, вспоминай о нетленной одежде правды, в которую должна быть облечена душа наша, или о Христе Иисусе, Который есть духовное одеяние наше, как сказано: елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся (Гал. 3:27). Страсть к щегольству весьма часто совершенно вытесняет из сердца самую мысль о нетленном одеянии души и всю жизнь обращает в суетную заботу об изяществе в одежде. Если ты ученик, студент какого-либо учебного заведения, или чиновник какого-либо ведомства, офицер какой-либо из военных частей, или технолог, живописец, скульптор, фабрикант, мастеровой какого-либо цеха, – помни, что первая наука каждого из вас – быть истинным христианином, искренне веровать в Бога триипостасного, беседовать с Богом каждый день в молитве, участвовать в богослужении, соблюдать уставы и постановления Церкви и до дела, и за делом, и после дела носить в сердце имя Иисусово, ибо Он есть свет, сила, святыня наша, помощь наша”.
Обратим внимание на то, что эти назидательные и понятные нашему уму и сердцу слова известного пастыря Церкви Христовой, батюшки Иоанна пронизаны любовью и заботой о каждом человеке. В них преображающая сила. В чем эта сила? Только ли в искренней человеческой любви? Нет, иначе бы в мире торжествовала любовь. Сила этой любви в правде Божией, носителями которой мы призваны быть.
Носителей Божией правды Святая Церковь именует праведниками. Запомним же простое Евангельское изречение, могущее дать нам и простое житейское назидание: “Кто принимает праведника во имя праведника, получит награду праведника”. (Мф.10:41). Аминь”.